25 января 2019 г. |
Дело N А66-12407/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Щуриной С.Ю., Судас Н.Е.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания" Доброхотовой В.П. (доверенность от 30.06.2018 N 12 ),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Нелидовский деревообрабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Тверской области от 15.05.2018 (судья Головина Т.И.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 (судьи Кутузова И.В., Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н.) по делу N А66-12407/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тверская теплоснабжающая компания", место нахождения: 170037, Тверская обл., ул. Орджоникидзе, д. 21, ОГРН 1056900127536, ИНН 6901084399, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к акционерному обществу "Нелидовский деревообрабатывающий комбинат", место нахождения: 172523, Тверская обл., г. Нелидово, Заводская ул., д. 7, ОГРН 1026901776670, ИНН 6912002415, (далее - Комбинат) о взыскании 4 484 139 руб. 82 коп. задолженности за сброс загрязняющих веществ в период с августа по сентябрь 2015 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация городского поселения - город Нелидово Тверской области (далее - Администрация).
Решением от 15.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 24.09.2018, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Комбинат, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение.
Податель жалобы указывает, что отбор проб сточных вод произведен Обществом с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем результаты анализа данных проб не могут являться надлежащими доказательствами по делу. Суды не учли, что пробы на разные показатели не должны отбираться в одну емкость. В деле отсутствуют сведения о подготовке истцом посуды для отбора проб и выполнении иных требований, предъявляемых к отбору проб. Акты отбора проб не содержат информации о таре, в которую проба отбирается, о показателе, на который отбирается проба, об объеме отобранной пробы, способе консервации или отметке об ее отсутствии. Протоколы испытаний не содержат сведений о дате проведения испытаний. Постановление Администрации городского поселения - город Нелидово от 27.05.2010 N 168-па (далее - Постановление от 27.05.2010 N 168-па), которым утверждены "Условия приема производственных сточных вод в систему канализации города Нелидово", содержащие нормативы загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в канализацию, отменено постановлением Администрации городского поселения - город Нелидово от 22.03.2016 N 43-па "Об отмене постановления Администрации городского поселения - город Нелидово от 27.05.2010 N 168-па".
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Комбинат и Администрация извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (организация ВКХ) и Комбинат (абонент) заключили договор на водоснабжение и водоотведение от 01.02.2013 N 72 в редакции протокола согласования разногласий от 25.02.2013 (далее - Договор), по условиям которого организация ВКХ обязалась подавать абоненту через присоединенную сеть холодную воду установленного качества, в объемах, согласованных в Договоре, осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения, их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, в объемах определенных Договором, а абонент - оплачивать принятую воду и отведенные сточные воды, соблюдать предусмотренный Договором режим водопотребления на сброс сточных вод, соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод в соответствии с условиями Договора.
В силу пункта 2.2.19 Договора Комбинат обязан обеспечивать соблюдение установленных требований и нормативов по количеству загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в систему канализации, не допускать сброс сточных вод и загрязняющих веществ, запрещенных к сбросу.
В соответствии с пунктом 4.1.2 Договора основанием для взимания повышенной платы за превышение допустимой концентрации загрязняющих веществ в сточных водах абонента при их приеме (сбросе) в систему канализации организации ВКХ являются результаты исследования проб сточных вод абонента в аттестованной и (или) аккредитованной лаборатории, оформленные протоколом.
Представители организации ВКХ и абонента одновременно и параллельно отбирают три пробы сточных вод абонента: первая проба для исследования в лаборатории организации ВКХ, вторая - для исследования в лаборатории абонента, третья - опломбируется печатями абонента и организации ВКХ и хранится в лаборатории организации ВКХ.
Если результаты анализов проб сточных вод, полученных лабораториями абонента и организации ВКХ с учетом метрологических характеристик методик анализа расходятся, за истинное и окончательное значение принимаются результаты исследования третьей опломбированной пробы в лаборатории Роспотребнадзора.
Точки отбора проб сточных вод установлены в приложении N 4 к Договору.
В приложении N 3 к Договору приведены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в систему водоотведения, в том числе допустимая концентрация.
Общество в присутствии представителя Комбината отобрало пробы сточных вод, отводимых абонентом в централизованную систему водоотведения, о чем составлены акты от 19.08.2015 N 89, от 16.09.2015 N 94, от 21.10.2015 N 106, от 24.11.2015 N 109, и передало пробы на анализ в аккредитованный испытательный лабораторный центр - филиал ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Тверской области" в городе Ржеве.
По результатам анализа проб выявлено превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ по ряду показателей, что отражено в протоколах испытаний от 26.08.2015 N 3429, от 23.09.2015 N 5/3909, от 30.11.2015 N 5/5133 и от 29.10.2015 N 5/4517.
Согласно выставленным счетам-фактурам и расчетам плата за сброс загрязняющих веществ с превышением предельно-допустимых концентраций в городскую канализацию за период с августа по сентябрь 2015 года составила 4 484 139 руб. 82 коп.
Ссылаясь на неисполнение Комбинатом обязательства по внесению платы за сброс загрязняющих веществ с превышением допустимых нормативов в систему водоотведения, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов.
Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 в редакции, действовавшей в спорный период (далее - Правила N 167).
В соответствии с пунктом 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
В силу пункта 61 Правил N 167 нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно пункту 64 Правил N 167 абонент должен обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод.
На основании пункта 65 Правил N 167 на организацию водопроводно-канализационного хозяйства возложен контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод, осуществляемый путем выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В пункте 70 Правил N 167 определено, что расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Тверской области от 02.08.2006 N 194-па утвержден Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов (далее - Порядок N 194-па).
В пункте 4.2 Порядка N 194-па определен порядок расчета платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов в пределах и с превышением установленных нормативов.
Постановлением от 25.05.2010 N 168-па утверждены Условия приема производственных сточных вод в систему канализации города Нелидово, в том числе нормативы предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в канализацию.
Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525).
В силу пункта 28 Правил N 525 при несогласии абонента с содержанием акта отбора проб сточных вод абонент обязан подписать этот акт с указанием в нем своих возражений.
Согласно пункту 29 Правил N 525 при отборе проб сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, абонент вправе произвести параллельный отбор проб сточных вод и провести их анализ в аккредитованной лаборатории за счет собственных средств.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства с учетом положений статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили факт сброса Комбинатом сточных вод в систему городской канализации с превышением предельно допустимой концентрации загрязняющих веществ. Данное обстоятельства подтверждается актами отбора проб акты от 19.08.2015 N 89, от 16.09.2015 N 94, от 21.10.2015 N 106, от 24.11.2015 N 109, а также протоколами испытаний от 26.08.2015 N 3429, от 23.09.2015 N 5/3909, от 30.11.2015 N 5/5133 и от 29.10.2015 N 5/4517.
При этом суды исходили из того, что акты отбора проб подписаны уполномоченным представителем Комбината без замечаний, в том числе относительно метода отбора проб, посуды, применяемой для отбора проб и их транспортировки, и соответствуют Правилам N 525. Нарушений порядка отбора проб со стороны Общества суды не установили.
Суды обоснованно отметили, что отсутствие замечаний при подписании акта отбора проб свидетельствует о действительности акта, а предъявление замечаний к актам по итогам результатов анализов, после его подписания направлено на уклонение ответчика от ответственности за допущенные нарушения.
Из актов отбора проб следует и ответчиком не оспаривается, что были отобраны параллельные и резервные пробы сточных вод ответчика. Однако параллельные пробы на исследование ответчик не направлял, об исследовании резервной пробы не просил.
Результаты лабораторных исследований, представленных истцом, ответчик в установленном порядке не опроверг.
Доказательств, подтверждающих отсутствие превышения предельной концентрации загрязняющих веществ в спорный период в сточных водах Комбината, ответчик не представил.
Ссылка Комбината на отсутствие надлежащим образом установленных нормативов водоотведения по составу сточных вод правомерно отклонена судами первой и апелляционной инстанций, поскольку в спорный период действовали нормативы допустимой концентрации загрязняющих веществ, установленные Постановлением от 27.05.2010 N 168-па.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили иск.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция не находит установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 15.05.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2018 по делу N А66-12407/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Нелидовский деревообрабатывающий комбинат" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.А. Михайловская |
Судьи |
Е.А. Михайловская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 25 Правил N 644 организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные Законом N 416-ФЗ, законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Правилами N 644, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, а также производить организации водопроводно-канализационного хозяйства оплату водоотведения в порядке, размере и сроки, которые определены в договоре водоотведения.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" установлено, что порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
...
Правила осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2013 N 525 (далее - Правила N 525)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 января 2019 г. N Ф07-16864/18 по делу N А66-12407/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.05.2019 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-12407/17
25.01.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16864/18
24.09.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-5832/18
15.05.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-12407/17