29 января 2019 г. |
Дело N А21-4258/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28.01.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 29.01.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 28.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2018 (судья Залужная Ю.Д.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 (судьи Толкунов В.М., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу N А21-4258/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест", место нахождения: 236029, Калининград, улица Воейкова, дом 11, ОГРН 1063905089731, ИНН 3905079355 (далее - Общество, ООО Эгида-Строй-Инвест"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области, место нахождения: 236007, Калининград, улица Дмитрия Донского, дом 1, ОГРН 1163926082253, ИНН 3906999637 (далее - Министерство), от 13.04.2018 N ЖК-2/657/КАС/3821 по устранению выявленных нарушений лицензионных требований.
Решением суда первой инстанции от 09.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.10.2018, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также ошибочное установление фактических обстоятельств дела, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции в ином составе судей.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в период с 20.03.2018 по 13.04.2018 на основании приказа от 19.03.2018 N 1154 Министерством в отношении ООО "Эгида-Строй-Инвест" проведена внеплановая документарная проверка.
Основанием для ее проведения послужило обращение 306 военной прокуратуры гарнизона (от 13.03.2018 вх N 3821) по жалобам жильцов многоквартирного дома (МКД) N 19, расположенного по адресу: Калининградская область, город Мамоново, Калининградское шоссе на несоблюдение управляющей компанией лицензионных требований в части начисления дополнительной платы за вывоз ТБО в январе 2017 года и в январе 2018 года.
В ходе проверки установлено, что собственником названного МКД является федеральное государственное казенное учреждение "ПУ ФСБ России по Калининградской области" (далее - Управление).
Между ООО "Эгида-Строй-Инвест" и Управлением 01.11.2015 заключен государственный контракт N 1/38 на обслуживание МКД N 19. При этом, согласно условиям названного контракта стоимость услуги "вывоз ТБО" входит в стоимость услуги "содержание общего имущества", которая составляет 9,10 руб./кв. м.
Как следует из представленных квитанций за январь 2017 года и январь 2018 года Общество в одностороннем порядке ввела плату за "вывоз ТБ" отдельной строкой в размере 1,67 руб. за 1 кв. м площади помещения.
В ходе проверки Министерством установлено нарушение Обществом требований части 1 статьи 156, части 2 статьи 162, части 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416).
По результатам проверки составлен акт от 13.04.2018 N ЖК-1/1150/КАС.
Предписанием Министерства от 13.04.2018 N ЖК-2/657/КАС/3821 Обществу предложено в срок до 15.06.2018 произвести перерасчет (снятие) размера платы всем жильцам (собственникам нанимателям) МКД N 19, находящегося на Калининградском шоссе в городе Мамоново за услугу содержание "вывоз ТБО" согласно тарифу до 1,67 руб. за 1 кв. м площади помещения, за январь 2017 года и январь 2018 года в связи с нарушением порядка изменения размера платы и увеличения такой платы, поскольку условиями контракта от 01.11.2015 N 1/38 данная услуга не предусмотрена; представить в Министерство копии платежных документов об осуществлении перерасчетов.
Общество не согласилось с предписанием Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и отказали Обществу в удовлетворении заявления. Суды сочли предписание Министерства законным, обоснованным и исполнимым, направленным надлежащему субъекту ответственности с учетом исследованных правоотношений с нанимателями помещений в рассматриваемом МКД.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (часть 1 статьи 156 ЖК РФ).
Согласно части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в МКД включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению МКД, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в МКД;
2) плату за коммунальные услуги.
Услуги по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (далее - ТБО) не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 ЖК РФ; плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в МКД и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 ЖК РФ.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
Поскольку положение действующего законодательства о включении услуги по сбору и вывозу ТКО в состав содержания общего имущества собственников помещений МКД применяется до даты начала оказания региональным оператором услуги по обращению с ТКО, в настоящее время плата за жилищную услугу по сбору и их вывозу входит в состав платы за содержание жилого помещения.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, является, в том числе, требование об исполнении обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов:
- организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, включая услуги и работы по управлению МКД, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в МКД и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в МКД.
Размер платы за содержание жилого помещения в МКД определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Общество не отрицает, что по осуществляемым функциям и полномочиям фактически являлось управляющей компанией в понимании жилищного законодательства, что также подтверждается положениями и условиями, заключенного с Управлением государственного контракта.
Пунктом 1.1 государственного контракта N 1/38 предусмотрена обязанность Общества (исполнитель) качественно и в срок оказывать услуги (исполнять работы) по надлежащему техническому обслуживанию, санитарному содержанию придомовой территории и текущему ремонту МКД заказчика (Управления).
В силу пункта 7.1 контракта изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменений по соглашению сторон.
При этом, как правильно отметили суды, в рассматриваемом случае условиями контракта не предусмотрен порядок изменения размера платы за услугу по управлению и содержанию общего имущества МКД, а равно не обозначена возможность управляющей компании в одностороннем порядке осуществлять изменение платы за оказание услуг.
Как установлено судами и следует из условий контракта стоимость услуги "вывоз ТБО" входит в стоимость услуги "содержание общего имущества", которая определена в размере 9,10 руб. /кв. м.
Между тем, согласно представленным квитанциям за январь 2017 года и январь 2018 года, Общество в одностороннем порядке ввело плату за "вывоз ТБО" отдельной строкой в размере 1,67 руб. за 1 кв. м площади помещения. Данный факт Общество не отрицает.
Судами правильно отмечено, что Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что Общество незаконно в одностороннем порядке без учета прав и интересов жильцов и в отсутствие на то предусмотренных законом оснований помимо платы за "содержание общего имущества" установила дополнительно плату за "вывоз ТБО".
При изложенных обстоятельствах, вывод судов о соответствии оспариваемого предписания Министерства действующему законодательству является правильным. Оценка судами доказательств отвечает критериям относимости, допустимости, достоверности и достаточности, совокупности и взаимной связи (статья 71 АПК РФ).
По делу не требуются дополнительное исследование и повторная оценка доказательств.
Доводы жалобы основаны на ошибочном толковании приведенных норм права.
По настоящему делу позиция судов основана на императивных требованиях жилищного законодательства и направлена на сбалансированное последующее развитие рассматриваемых правоотношений, создание четкого прозрачного механизма взаимодействия управляющей компании и собственников помещений в МКД, нивелирование возможных конфликтных ситуаций в обозримой перспективе.
Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
При обращении в суд кассационной инстанции Общество уплатило 3000 руб. государственной пошлины (платежное поручение от 27.11.2018 N 270; том дела I, лист 123).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 104, 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 09.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2018 по делу N А21-4258/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Эгида-Строй-Инвест" (место нахождения: 236029, Калининград, ул. Воейкова, 11, ОГРН 1063905089731, ИНН 3905079355) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной за рассмотрение дела N А21-4258/2018 в суде кассационной инстанции по платежному поручению от 27.11.2018 N 270.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены изменения в часть 4 статьи 154 ЖК РФ, согласно которым плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).
...
Согласно подпункту "б" пункта 3 Положения N 1110 лицензионными требованиями к лицензиату помимо требований, предусмотренных пунктами 1 - 6.1 части 1 статьи 193 ЖК РФ, является, в том числе, требование об исполнении обязанностей по договору управления МКД, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
...
Судами правильно отмечено, что Жилищный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержания жилого помещения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29 января 2019 г. N Ф07-17194/18 по делу N А21-4258/2018