31 января 2019 г. |
Дело N А26-5535/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
рассмотрев 31.01.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2018 (судья Свидская А.С.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А26-5535/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Энергостройсервис", место нахождения: 185001, Республика Карелия, город Петрозаводск, Советская улица, дом 33, помещение 36, ОГРН 1161001050429, ИНН 1001307004 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением (после уточнения требований) о признании недействительными решений государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия, место нахождения: 185035, Республика Карелия, город Петрозаводск, Красная улица, дом 49, ОГРН 1021000521244, ИНН 1001021816 (далее - Фонд), от 24.01.2018 N 236 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения и N 5 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также об обязании Фонда устранить допущенные нарушения прав Общества путем выделения ему средств на возмещение расходов по выплате страхового обеспечения в сумме 39 699 руб. 38 коп. и принятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения в указанной сумме.
Решением суда первой инстанции от 04.07.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 16.10.2018, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 04.07.2018 и постановление от 16.10.2018 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы не согласен с выводами судов о том, что Фондом в ходе камеральной проверки не были приняты необходимые и достаточные меры по надлежащему извещению Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, страхователь не имел объективной возможности представить истребованные документы по причине неполучения требования. При этом Фонд заявляет, что корреспонденция (требование о представлении документов, уведомление об участии страхователя о рассмотрении материалов проверки) направлена Обществу по единственному известному адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц; сведениями об ином адресе Фонд не располагал; с соответствующим заявлением о направлении корреспонденции по иному адресу страхователь не обращался. При таких обстоятельствах, как полагает Фонд, факт возврата почтовой корреспонденции по причине истечения срока хранения не свидетельствует о нарушении прав страхователя, поскольку Общество несет риск последствий неполучения корреспонденции по юридическому адресу.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Общество обратилось в Фонд с заявлением от 24.08.2017 о выделении денежных средств на возмещение расходов на выплату страхового обеспечения в сумме 39 699 руб. 38 коп., произведенных им на выплату своему сотруднику пособия по беременности и родам. К обращению страхователем приложены листок нетрудоспособности, расчет пособия по беременности и родам, справка о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой, заявление о предоставление отпуска по беременности и родам, приказ о предоставлении отпуска, трудовая книжка, документ, подтверждающий выплату пособия.
В ходе камеральной проверки Фонд, руководствуюсь пунктом 1.1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ), для подтверждения условий рабочего времени застрахованного лица направил в адрес страхователя требование от 30.10.2017 N 04-19/04-22590 о представлении копии трудового договора.
Поскольку указанное требование Общество не исполнило, Фонд посчитал документально неподтвержденными расходы страхователя в сумме 39 699 руб. 38 коп.
По результатам проверки Фонд составил акт от 26.08.2016 N 25342/3 и принял решение от 24.01.2018 N 236, которым Обществу отказал в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 39 699 руб. 38 коп.
Также Фондом принято решение от 24.01.2018 N 5 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, произведенные Обществом с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании и не неподтвержденные необходимыми документами.
Не согласившись с принятым Фондом решением от 24.01.2018 N 236 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, Общество обжаловало его в Фонд социального страхования Российской Федерации. Письмом от 03.04.2018 N 02-09-14/17-02-5101 в адрес Общества направлена информационная справка по итогам рассмотрения его жалобы.
Общество оспорило решения Фонда от 24.01.2018 N 236 и 5 в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Статьей 4.6 Закона N 255-ФЗ установлен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (часть 3 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ).
В соответствии с частью 4 статьи 4.6 Закона N 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 названного Закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения (пункт 5 данной статьи).
На основании пункта 4 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ в случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, выносит решение о непринятии таких расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н.
Согласно перечню необходимых документов представлению подлежат: письменное заявление страхователя; расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения по утвержденной форме; справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения; копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов (для пособия по беременности и родам - листок нетрудоспособности, заполненный в установленном порядке, с произведенным расчетом пособия).
Судами установлено, что Обществом представлены все документы, предусмотренные Перечнем документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 04.12.2009 N 951н.
Часть 5 статьи 13 Закона N 255-ФЗ устанавливает, что для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации - также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 255-ФЗ в страховой стаж для определения размера пособия по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию в связи с материнством.
Как установлено пунктами 7 и 8 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 06.02.2007 N 91, страховой стаж определяется при назначении пособия работодателем, а в случаях, предусмотренных Законом N 255-ФЗ, территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации на день наступления соответствующего страхового случая (временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам). Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Удовлетворяя заявление Общества, суды приняли во внимание, что страхователь совместно с заявлением о возмещении расходов по обязательному социальному страхованию представил Фонду документы, подтверждающие факты работы застрахованного лица в Обществе (трудовая книжка) и наступления страхового случая, сумму заработной платы застрахованного лица, правильность арифметического расчета размера пособия по беременности и родам, выплату пособия застрахованному лицу.
Также суды обоснованно учли, что возмещение средств из Фонда социального страхования Российской Федерации является восстановительной мерой, направленной на компенсацию реальных затрат страхователя. Никаких обстоятельств, свидетельствующих о том, что действия Общества фактически были направлены на создание искусственной ситуации, связаны с неправомерным получением средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, в оспариваемых решениях не приведено. Кроме того, содержание акта проверки и оспариваемых решений не свидетельствуют об установлении Фондом ненадлежащего оформления либо наличии недостоверных сведений в представленных Обществом документах.
Суды пришли к выводу о несостоятельности в рассматриваемом случае утверждения Фонда о том, что Обществом документально не подтверждены расходы на выплату страхового обеспечения по причине непредставления трудового договора, заключенного с застрахованным лицом.
При этом судами отмечено, что согласно приобщенному к материалам дела трудовому договору работа по данному договору для застрахованного лица является основной, ему установлена 36-часовая продолжительность пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота и воскресенье). Следовательно, заявителем подтверждено и Фондом не опровергнуто, что застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работало на условиях полного рабочего времени, соответственно, пособие по беременности и родам подлежало исчислению исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления отпуска по беременности и родам.
Никаких доказательств, подтверждающих, что в ходе камеральной проверки Фондом были выявлены противоречия в представленных Обществом документах, дающие основания для вывода о работе застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), в материалах дела не имеется.
В кассационной жалобе Фоном не приведено доводов, опровергающих обстоятельства, установленные судами, которые позволили сделать вывод о соблюдении Обществом условий, необходимых для возмещения расходов по обязательному социальному страхованию в заявленном размере.
Ссылка подателя жалобы на то, что суды неправомерно признали недействительными оспариваемые решения по мотиву ненадлежащего извещения Фондом страхователя о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не принимается судом кассационной инстанции.
Согласно части 1 статьи 4.7 Закона N 255-ФЗ территориальный орган страховщика по месту регистрации страхователя проводит камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ, если территориальный орган страховщика установит факт нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 названного Закона.
На основании пункта 2 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов (пункт 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ).
Исходя из установленных фактических обстоятельств данного конкретного дела, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что Фонд рассмотрел материалы проверки и принял оспариваемые решения при отсутствии у него сведений о надлежащем извещении Общества о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что привело к несоблюдению требования о предоставлении страхователю возможности присутствовать в процессе рассмотрения материалов проверки, а также предоставить свои возражения и пояснения.
Приводимые в жалобе доводы Фонда являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства дела установлены судами на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 04.07.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2018 по делу N А26-5535/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Карелия - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 5 статьи 26.15 Закона N 125-ФЗ, если территориальный орган страховщика установит факт нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании, должностные лица территориального органа страховщика обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 26.20 названного Закона.
На основании пункта 2 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) территориального органа страховщика обязательным при рассмотрении таких материалов (пункт 3 статьи 26.20 Закона N 125-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 31 января 2019 г. N Ф07-17887/18 по делу N А26-5535/2018