04 февраля 2019 г. |
Дело N А44-3881/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 04.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.07.2018 (судья Максимова Л.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу N А44-3881/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Григорьева Светлана Евгеньевна, ОГРНИП 304533706200166 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании незаконным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного), место нахождения: 175207, Новгородская обл., г. Старая Русса, ул. Некрасова, д. 22, ОГРН 1025301189242, ИНН 5322008719 (далее - Фонд), об отказе в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов за 2014-2015 годы, выраженного в письме от 16.04.2018 N 08-05/205 и о возложении на Фонд обязанности устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Предпринимателя путем проведения пересчета его обязательств по уплате страховых взносов за 2014 - 2015 годы и начисленных пеней.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Новгородской области, место нахождения: 175204, Новгородская обл., г. Старая Русса, Соборная пл., д.1, ОГРН 1045301150003, ИНН 5322008892 (далее - Инспекция).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 16.07.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018, заявленные Предпринимателем требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Податель жалобы считает, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении от 30.11.2016 N 27-П (далее - Постановление N 27-П) подлежит применению только с момента его официального опубликования и поэтому неприменима к спорной ситуации, так как сумма страховых взносов взыскана с плательщика в полном объеме до 02.12.2016. Фонд указывает, что все уплаченные Предпринимателем суммы учтены на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что в соответствии с положениями части 1 статьи 5 действовавшего в спорный период Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) и подпункта 2 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Предприниматель является плательщиком страховых взносов.
Между тем, Предприниматель ни в 2014 году, ни в 2015 году не производил самостоятельно расчет обязательств по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, самостоятельно последние не уплачивал.
Фонд, получив от Инспекции данные о доходе Предпринимателя, в соответствии с которыми в 2014 году доход заявлен в размере 10 997 251 руб., в 2015 году - 12 919 241 руб. 65 коп., в порядке осуществления контрольных функций произвел расчет обязательств Предпринимателя по уплате страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию (далее - ОПС) с величины дохода плательщика, превышающего 300 000 руб., которые по расчету Фонда составили за 2014 год - 106 972 руб. 51 коп. (10 997 251 руб. - 300 000 руб.) x 1%), за 2015 год - 126 192 руб. 42 коп. (12 919 241 руб. 65 коп. - 300 000 руб.) x 1%).
Расходы Предпринимателя Фондом в расчет при исчислении страховых взносов не принимались.
В связи с тем, что в добровольном порядке Предприниматель не исполнил обязанность по уплате страховых взносов, Фондом выставлены требования:
1) требование от 18.02.2016 N 063S01160006384 об уплате 116 954 руб. 83 коп., в том числе 106 972 руб. 51 коп. страховых взносов на ОПС на страховую часть трудовой пенсии и 9982 руб. 32 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС на страховую часть трудовой пенсии;
2) требование от 02.09.2016 N 063S01160054538 об уплате 133 735 руб. 44 коп., в том числе 126 192 руб. 42 коп. страховых взносов на ОПС на страховую часть трудовой пенсии и 6955 руб. 31 коп. пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов на ОПС на страховую часть трудовой пенсии.
Поскольку указанные требования Предприниматель не исполнил, Фонд вынес решения о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках от 31.03.2016 N 063S02160004128 и от 07.10.2016 N 063S02160018105, согласно которым денежные средства в размере исчисленных Фондом обязательств по уплате страховых взносов 19.04.2016 и 19.10.2016 списаны со счета Предпринимателя.
Впоследствии Предприниматель, ссылаясь на Постановление N 27-П обратился в Фонд с заявлением от 09.04.2018 N 19, в котором просил произвести перерасчет обязательств по уплате страховых взносов за 2014-2015 годы с величины дохода, превышающего 300 000 руб., с учетом понесенных расходов, к заявлению приложил декларации по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) за 2014, 2015 годы.
В ответ на данное заявление Фонд принял решение об отказе в перерасчете обязательств, выразив его в письме от 16.04.2018 N 08-05/205 и мотивировав невозможность перерасчета тем, что исчисление и взыскание (уплата) страховых взносов состоялось до 02.12.2016, то есть до вступления в силу Постановления N 27-П. Также в данном письме Фонд сообщил Предпринимателю, что страховые взносы учтены на индивидуальном лицевом счете и не могут быть возвращены в силу части 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ и проведение перерасчета обязательств возможно только при наличии соответствующего судебного решения.
Не согласившись с указанным решением, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и в соответствии с положениями части 1 статьи 286 АПК РФ проверив законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.
Из положений части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
В силу части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, ненормативный правовой акт, решение или действия (бездействие) признаются недействительными при наличии одновременно двух условий: если не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в период до 01.01.2017 регулировались положениями Закона N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 16 Закона N 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 Закона N 212-ФЗ.
В силу положений части 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период, уплачиваются плательщиком, страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В статье 14 Закона N 212-ФЗ законодатель предусмотрел порядок определения размера страховых взносов, уплачиваемых плательщиками страховых взносов, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 этого Закона (в том числе индивидуальные предприниматели), уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 данной статьи.
Часть 1.1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ говорит о том, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 данного Закона, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 Закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Закона, увеличенное в 12 раз.
Судами принято во внимание, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", с учетом редакции Федерального закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ, минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 составлял 5554 руб. в месяц, а с учетом редакции Федерального закона от 01.12.2014 N 408-ФЗ, минимальный размер оплаты труда с 01.01.2015 года составлял 5965 руб. в месяц.
Соответственно, фиксированный размер страховых взносов в 2014 году составлял 17 328 руб. 48 коп., в 2015 году - 18 610 руб. 80 коп.
Исходя из приведенных сумм следует, что при доходе свыше 300 000 руб. страховые взносы в целом за 2014 год не могут быть выше 138 627 руб.
84 коп., а за 2015 год - 148 886 руб. 40 коп.
Пункт 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ указывает, что в целях применения положений части 1.1 данной статьи доход для плательщиков страховых взносов, уплачивающих НДФЛ, учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, исчисление и уплату налога в соответствии с данной статьей производят по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности (подпункт 1 пункта 1 статьи 227 НК РФ).
Частями 9 и 10 статьи 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрена обязанность налоговых органов направлять в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период. Данные сведения, в силу части 11 статьи 14 Закона N 212-ФЗ, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам пеней и штрафов.
В рассматриваемом случае материалами дела подтверждается, что Предприниматель ни в 2014 году, ни в 2015 году не производил самостоятельно расчет обязательств по уплате страховых взносов по ОПС, и их самостоятельно не уплачивал.
На основании полученных от Инспекции данных о доходе Предпринимателя за 2014, 2015 годы, Фонд произвел расчет обязательств Предпринимателя по уплате страховых взносов по ОПС с величины дохода плательщика, превышающего 300 000 руб., исчислив их исходя из дохода, указанного в соответствующих налоговых декларациях по НДФЛ, без учета понесенных расходов.
Денежные средства взысканы Фондом в принудительном порядке и списаны со счета Предпринимателя.
Однако согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении N 27-П, взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ предполагают, что для цели исчисления дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим налог на доходы физических лиц и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, доход индивидуального предпринимателя подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными Налоговым кодексом Российской Федерации правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
В настоящем деле при вынесении судебных актов судебные инстанции, оценив представленные доказательства, приняли во внимание разъяснения, изложенные в Постановлении N 27-П и положения Налогового кодекса Российской Федерации и пришли к выводу о том, что размер страховых взносов, подлежащих уплате Предпринимателем за 2014 и 2015 года, исходя только из полученных им доходов, определен Фондом неправильно.
При таких обстоятельствах, следует признать верным вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что у Фонда не имелось законных оснований для принятия решения об отказе Предпринимателю в перерасчете обязательств по уплате страховых взносов за 2014-2015 годы, выраженного в письме от 16.04.2018 N 08-05/205.
Неоднократно заявляемый, в том числе и в кассационной жалобе, довод Фонда о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении N 27-П, подлежит применению в отношении порядка исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями только за те отчетные (расчетные) периоды, которые последуют за датой его официального опубликования, является несостоятельным, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации не установил порядок исчисления страховых взносов с доходов, а лишь разъяснил конституционность такого порядка.
Довод Фонда о том, что страховые взносы учтены на индивидуальном лицевом счете и не могут быть возвращены в силу части 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, был обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку при обращении с заявлением о перерасчете обязательств Предприниматель не просил возвратить переплату, которая должна образоваться в случае пересчета Фондом страховых взносов.
Таким образом, следует признать, что суды правомерно удовлетворили заявление Предпринимателя.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Иное толкование подателем жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 16.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2018 по делу N А44-3881/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Старорусском районе Новгородской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Неоднократно заявляемый, в том числе и в кассационной жалобе, довод Фонда о том, что правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Постановлении N 27-П, подлежит применению в отношении порядка исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями только за те отчетные (расчетные) периоды, которые последуют за датой его официального опубликования, является несостоятельным, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации не установил порядок исчисления страховых взносов с доходов, а лишь разъяснил конституционность такого порядка.
Довод Фонда о том, что страховые взносы учтены на индивидуальном лицевом счете и не могут быть возвращены в силу части 22 статьи 26 Закона N 212-ФЗ, был обоснованно отклонен судами первой и апелляционной инстанций, поскольку при обращении с заявлением о перерасчете обязательств Предприниматель не просил возвратить переплату, которая должна образоваться в случае пересчета Фондом страховых взносов."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 4 февраля 2019 г. N Ф07-79/19 по делу N А44-3881/2018