08 февраля 2019 г. |
Дело N А56-107146/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05.02.2019.
Постановление в полном объеме изготовлено 08.02.2019.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Мунтян Л.Б., Подвального И.О.,
при участии от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Горошко М.В. (доверенность от 09.01.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" Шаруда А.А. (доверенность от 10.01.2019 N 1),
рассмотрев 05.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невская 40" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 (судья Гуляев С.Б.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 (судьи Лопато И.Б., Зотеева Л.В., Семенова А.Б.) по делу N А56-107146/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Невская 40", место нахождения: 193313, Санкт-Петербург, улица Подвойского, дом 16, корпус 1, литера В, помещение 12Н, ОГРН 1127847628260, ИНН 7811536885 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными распоряжения Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 195112, Санкт-Петербург, Малоохтинский проспект, дом 68, литера "А", ОГРН 1037867000115 (далее - Инспекция), от 28.11.2017 N 475-рл и решение Инспекции от 30.11.2017 N 01-21918/17-0-1, а также об обязании Инспекцию исключить из реестра лицензий Санкт-Петербурга сведения в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, улица Ворошилова, дом 25, корпус 2, внесенные на основании решения от 30.11.2017 N 01-21918/17-0-1. Заявление принято с уточнением в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 29.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Перспектива", место нахождения: 193231, Санкт-Петербург, улица Кржижановского, дом 8, литера А, офис 201, ОГРН 1157847069676, ИНН 7811174353 (далее - ООО "Перспектива").
Решением суда первой инстанции от 22.03.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 28.08.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами двух инстанций норм материального права, просит решение и постановление отменить.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Инспекции, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов, просил в удовлетворении жалобы отказать.
ООО "Перспектива" о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: Санкт-Петербург, улица Ворошилова, дом 25, корпус 2 (далее - МКД), оформленным протоколом от 07.07.2017 N 1 внеочередного общего собрания собственников помещений, ООО "Перспектива" выбрано в качестве управляющей организации.
Договоры с собственниками помещений в МКД заключены в июле 2017 года.
В Инспекцию 27.10.2017 поступило заявление ООО "Перспектива" о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга.
Инспекция вынесла решение от 13.11.2017 о приостановлении рассмотрения заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи с наличием противоречий сведений, представленных ООО "Перспектива", сведениям уже содержащимся в реестр на момент рассмотрения заявления, в частности сведения о данном доме содержались в разделе реестра лицензий, содержащего перечь домов, управление которыми осуществляет Общество.
Инспекция запросила информацию у обоих лицензиатов.
Из уточненных сведений ООО "Перспектива", полученных 15.11.2017, следует, что оно технической документацией на МКД в полном объеме не располагает, судебные споры по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление МКД, отсутствуют. Сведения от Общества на запрос Инспекции не поступили.
Не располагая сведениями о наличии судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом (заключение от 27.11.2017), Инспекция вынесла распоряжение от 28.11.2017 N 475-рл о внесении сведений о многоквартирных домах в реестр лицензий субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербург, в связи с заключением лицензиатом ООО "Перспектива" договора управления МКД по адресу: Санкт-Петербург, улица Ворошилова, дом 25, корпус 2.
На основании указанного распоряжения Инспекция вынесла решение от 30.11.2017 N 01-21918/17-0-1 о внесении изменений в реестр лицензий Санкт-Петербурга с включением сведений об указанном МКД в раздел Реестра, содержащий перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат ООО "Перспектива".
Общество посчитав, что распоряжение от 28.11.2017 N 475-рл и решение от 30.11.2017 N 01-21918/17-0-1 не соответствует закону и нарушает права заявителя, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых оснований для отмены распоряжения и решения Инспекции, в связи с чем в удовлетворении заявления отказали.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр) изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр, а в пункте 5 Порядка N 938/пр предусмотрено, что в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет: соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка (подпункт "а"); достоверности сведений, содержащихся в заявлении (подпункт "б"); отсутствия противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям (подпункт "в"); отсутствия судебных споров по вопросу определения лица, правомочного осуществлять управление многоквартирным домом, сведения о котором указаны в заявлении (подпункт "г"); выполнение лицензиатом требования о размещении информации, указанной в заявлении, на официальном сайте для раскрытия информации в соответствии с частью 2 статьи 198 ЖК РФ (подпункт "д").
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений и реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Согласно пункту 9 Порядка N 938/пр основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления являются: несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 настоящего Порядка (подпункт "а"); отсутствие оснований для внесения изменений в реестр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проведенной проверки (подпункт "б").
Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что поданное ООО "Перспектива" в Инспекцию заявление от 31.10.2017 о включении в реестр лицензий Санкт-Петербурга в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Перспектива" многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Ворошилова, дом 25, корпус 2, литера А, соответствовало пунктам 2 и 3 Порядка N 938/пр; ООО "Перспектива" были представлены протокол общего собрания собственников МКД от 07.07.2017 N 1, а также договоры управления, заключенные с собственниками помещений в МКД, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
Также суды указали, что от Общества поступил протокол общего собрания собственников помещений данного дома от 10.08.2017 N 01/25/2-2017, согласно которому собственниками принято решение об отказе от управления домом ООО "Перспектива" и о выборе в качестве управляющей организации Общество, Инспекцией 13.11.2017 принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Перспектива" по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр.
По запросу Инспекции о предоставлении лицензиатами договоров управления, подтверждающие реализацию решений общих собраний собственников от Общества договоры управления, свидетельствующие о реализации оформленного протоколом от 10.08.2017 N 01/25/2-2017 решения собственников, не представило.
Таким образом, поскольку заявление ООО "Перспектива" и приложенные к нему документы в отношении МКД соответствовали требованиям Порядка, суды заключили, что Инспекция обоснованно приняла решение о внесении изменений в реестр лицензий.
Ссылка Общества на протокол от 10.08.2017 не принимается кассационной инстанцией во внимание.
Как указали суды вопреки статье 65 АПК РФ Общество не доказала факт заключения по результатам собрания, оформленного протоколом от 10.08.2017, договора управления домом с собственниками помещений вышеуказанного МКД.
На основании изложенного суды, руководствуясь частью 3 статьи 201 АПК РФ, правомерно отказали Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.03.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2018 по делу N А56-107146/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания "Невская 40" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 10 Порядка N 938/пр определены основания для принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления: а) выявленные по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, недостоверность сведений, а также наличие противоречий сведений, представленных лицензиатом, сведениям, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления; б) поступление в орган государственного жилищного надзора в течение срока, указанного в пункте 4 настоящего Порядка, заявления от другого лицензиата, содержащего сведения в отношении того же многоквартирного дома.
В данном случае судами двух инстанций установлено, что поданное ООО "Перспектива" в Инспекцию заявление от 31.10.2017 о включении в реестр лицензий Санкт-Петербурга в перечень домов, находящихся в управлении ООО "Перспектива" многоквартирного дома по адресу: Санкт-Петербург, улица Ворошилова, дом 25, корпус 2, литера А, соответствовало пунктам 2 и 3 Порядка N 938/пр; ООО "Перспектива" были представлены протокол общего собрания собственников МКД от 07.07.2017 N 1, а также договоры управления, заключенные с собственниками помещений в МКД, обладающими более чем 50% голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме.
Также суды указали, что от Общества поступил протокол общего собрания собственников помещений данного дома от 10.08.2017 N 01/25/2-2017, согласно которому собственниками принято решение об отказе от управления домом ООО "Перспектива" и о выборе в качестве управляющей организации Общество, Инспекцией 13.11.2017 принято решение о приостановлении рассмотрения заявления ООО "Перспектива" по основаниям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 10 Порядка N 938/пр."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 8 февраля 2019 г. N Ф07-15479/18 по делу N А56-107146/2017
Хронология рассмотрения дела:
08.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-15479/18
28.08.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-11875/18
22.03.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-107146/17
21.12.2017 Определение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-107146/17