20 февраля 2019 г. |
Дело N А56-116009/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Журавлевой О.Р., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Бета" Дмитриева И.Э. (директор), Шостака С.Н. (доверенность от 28.01.2019), от Пулковской таможни Сучковой Н.А. (доверенность от 10.01.2019), Яценюк И.И. (доверенность от 15.01.2019),
рассмотрев 18.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Бета" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2018 (судья Терешенков А.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А56-116009/2017 (судьи Сомова Е.А., Згурская М.Л., Юрков И.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Бета", место нахождения: 196128, Санкт-Петербург, ул. Варшавская, д. 23, корп. 2, ОГРН 1097847320603, ИНН 7810569711 (далее - Общество, ООО "Бета") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Пулковской таможне, место нахождения: адрес: 196210, Санкт-Петербург, Стартовая ул., д. 7, лит. А, ОГРН 1037821027144, ИНН 7830001885 (далее - Таможня, таможенный орган) о признании не соответствующим закону и отмене Постановления от 16.11.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 10221000-1581/2017.
Решением суда от 29.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.10.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, указывая на неправильное применение судами норм материального права, неполное выяснение имеющих значение для дела обстоятельств, несоответствие выводов судов представленным доказательствам, просит отменить судебные акты по делу, удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, выводы таможенного органа и судов о наличии оснований для привлечения к административной ответственности основаны исключительно на данных, приведенных в письме Управления Федеральной службы по аккредитации по Северо-Западному федеральному округу (далее - Управление Россакредитации) от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191, без исследования сведений Реестра деклараций о соответствии продукции, размещенного на официальном интернет-сайте Федеральной службы по аккредитации, без учета иных имеющихся в деле доказательств. Общество указывает, что представленные в материалы дела доказательства подтверждают действительность декларации о соответствии от 24.12.2014 N 2948-АЮ31.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось.
Обществом заявлено ходатайство о приостановлении производства по кассационной жалобе до принятия решения по делу N А41-2860/2019, в рамках которого Обществом заявлены требования о взыскании с органа по сертификации убытков в связи с привлечением Общества оспариваемым по настоящему делу постановлением Таможни к административной ответственности.
Таможенный орган возражал против удовлетворения ходатайства Общества.
В удовлетворении ходатайства о приостановлении производства по кассационной жалобе Обществу отказано в связи с отсутствием для этого оснований, предусмотренных статьей 143 АПК РФ.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу. Представитель Таможни возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов проверена судом кассационной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.04.2016 Пулковским таможенным постом зарегистрирована декларация на товары N 10221010/200416/0014187 (далее - ДТ), поданная Обществом в отношении товаров, ввозимых в рамках внешнеторгового контракта от 24.04.2013.
В качестве документа, удостоверяющего соответствие продукции (товаров) требованиям стандартов и законодательства о техническом регулировании, Общество представило декларацию о соответствии, принятую и зарегистрированную 24.12.2014 за N 2948-АЮ31.
В декларации указано, что она зарегистрирована ОС "Композит-Сертификат", имеющим аттестат аккредитации N РОСС RU.0001.11АЮ31.
В декларации указано, что она принята на основании протокола испытаний от 03.04.2014 N 624/424-2014, выданного ИЦ "Композит-Тест" (РОСС RU.0001.21АЮ48 от 09.03.2011).
20.04.2016 товар, заявленный в ДТ, выпущен Пулковским таможенным постом в соответствии с заявленной процедурой.
В ходе проведения таможенного контроля после выпуска товаров Пулковской таможней направлен запрос от 19.07.2017 N 07-10/13295 в Управление Росаккредитации по Северо-Западному федеральному округу об области аккредитации органа по сертификации продукции "Композит-Сертификат" и испытательной лаборатории ИЦ "Композит-Тест", а также о действительности аттестатов аккредитации указанного органа по сертификации и испытательной лаборатории.
Письмом от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191 Управление Росаккредитации по СЗФО сообщило, что согласно сведениям Реестра аккредитованных лиц испытательный центр "Композит-Тест" (RA.RU.21АЮ48) не имеет в области аккредитации коды ОКП 93 9700 или 93 9742 - 93 9793, соответствующие указанному в декларации о соответствии товару. В письме также указано, что декларация зарегистрирована в добровольной системе сертификации и не может применяться при обязательном подтверждении соответствия.
В постановлении от 16.11.2017 N 10221000-1581/2017 Таможня сослалась на сведения, представленные письмом от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191. Также в постановлении указано, что в соответствии с информацией Реестра аккредитованных лиц, размещенной на сайте Росаккредитации, в области аккредитации органа по сертификации "Композит-Сертификат" и испытательного центра "Композит-Тест" отсутствуют коды ОКП 93 9700 или 93 9742 - 93 9793.
Таможенный орган посчитал, что декларация о соответствии от 24.12.2014 N 2948-АЮ31 является недействительной, поскольку зарегистрирована органом по сертификации, не имеющим в области аккредитации коды ОКП 93 9700 или 93 9742 - 93 9793, принята на основании протокола испытаний, выданного лабораторией, не аккредитованной на проведение таких испытаний. Кроме того, декларация зарегистрирована в добровольной системе сертификации и не может применяться при обязательном подтверждении соответствия.
Должностным лицом таможенного органа в отношении ООО "Бета" составлен протокол от 29.09.2017 N 10221000-1581/2017 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Постановлением Таможни от 16.11.2017 по делу об административном правонарушении N 10221000-1581/2017 Общество привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной квалификацией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
Считая названное постановление таможенного органа незаконным, ООО "Бета" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции признал требования Общества необоснованными и отказал в их удовлетворении. Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению, поскольку выводы, содержащиеся в судебных актах, не соответствуют имеющимся в деле доказательствам и сделаны без их надлежащего исследования.
В части 3 статьи 16.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за заявление декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
Объективная сторона правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии, заключающемся в заявлении в декларации на товары недостоверных сведений о товаре либо в представлении недействительных документов, которые могли послужить основанием для несоблюдения установленных запретов и ограничений.
Субъектом ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является декларант или таможенный представитель.
Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (пункта 2 статьи 179 действовавшего в рассматриваемой период Таможенного кодекса Таможенного союза; далее - ТК ТС).
Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП РФ для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В соответствии со статьей 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Согласно пункту 3 статьи 3 ТК ТС при таможенном регулировании применяются запреты и ограничения, действующие на день регистрации таможенной декларации или иных таможенных документов, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза.
Как следует из пункта 8 части 1 статьи 4 ТК ТС, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах (наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость), сведения о соблюдении ограничений; сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 ТК ТС (пункты 5, 8 и 11 части 2 статьи 181 ТК ТС).
В силу части 1 статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено этим Кодексом. К таким документам относятся, в частности, документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Как следует из пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства.
Единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 (далее - Перечень N 982).
Ввезенный ООО "Бета" по спорной ДТ товар соответствует коду ОКП 9397 "Полуфабрикаты к протезно-ортопедической продукции" и включен в названный Перечень N 982.
Таким образом, при таможенном декларировании данного товара одновременно с таможенной декларацией подлежит представлению декларация о соответствии.
Во исполнение установленных ограничений Обществом при декларировании товара "функциональные узлы и элементы протезов, предназначенные для изготовления протезов на нижние конечности" по ДТ N 10221010/200416/0014187 представлена декларация о соответствии от 24.12.2014 N 2948-АЮ31.
В Перечне N 982 в отношении продукции с кодом ОКП 9397 указано, что декларация о соответствии этой продукции принимается при наличии у изготовителя (продавца) протокола исследований (испытаний) и измерений, проведенных в аккредитованной в установленном порядке испытательной лаборатории (центре), или при наличии у изготовителя сертификата системы качества, выданного органом по сертификации, аккредитованным в установленном порядке.
При рассмотрении спора суды согласились с выводами таможенного органа о том, что представленная ООО "Бета" при таможенном оформлении товара декларация о соответствии от 24.12.2014 N 2948-АЮ31 является недействительным документом.
Кассационная инстанция считает, что выводы судов сделаны без исследования имеющихся в деле доказательств в силу следующего.
В статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" (далее - Закон N 412-ФЗ) приведены основные понятия, используемые в названном законе:
- аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также - аккредитация) - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации (пункт 1);
- аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации (пункт 2 в редакции, действовавшей в период с 01.07.2014 по 29.07.2018);
- выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) - документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования (пункт 2 в редакции, действующей с 30.07.2018);
- область аккредитации - сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована (пункт 9).
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 13 Закона N 412-ФЗ аккредитованные лица имеют право осуществлять деятельность в соответствующей области аккредитации.
Решение об аккредитации или отказе в аккредитации оформляется приказом национального органа по аккредитации. Аккредитация в национальной системе аккредитации является бессрочной (пункт 1 статьи 18 Закона N 412-ФЗ).
В течение трех рабочих дней со дня подписания приказа об аккредитации сведения об аккредитации вносятся в реестр аккредитованных лиц с присвоением аккредитованному лицу соответствующего уникального номера записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц, копия приказа об аккредитации вручается заявителю непосредственно либо направляется ему заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (пункт 2 статьи 18 Закона N 412-ФЗ).
В пункте 3 статьи 19 Закона N 412-ФЗ (в редакции, действовавшей в период с 01.07.2014 по 29.07.2018) было определено, что неотъемлемой частью аттестата аккредитации является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации.
Статьей 23 Закона N 412-ФЗ предусмотрена возможность как сокращения, так и расширения области аккредитации аккредитованного лица.
В случаях расширения или сокращения области аккредитации аккредитованного лица осуществляется внесение изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц (пункт 1 статьи 21 Закона N 412-ФЗ).
Сведения о приостановлении, возобновлении действия аккредитации, сокращении и расширении области аккредитации вносятся национальным органом по аккредитации в реестр аккредитованных лиц в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения (пункт 12 статьи 23 Закона N 412-ФЗ).
Таким образом, с учетом имеющихся в реестре аккредитованных лиц сведений о расширении либо сокращении области аккредитации можно установить, когда именно вносились изменения в область аккредитации и с какой даты действуют указанные в области аккредитации коды продукции.
Порядок формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, в том числе состав дополнительных сведений, включаемых в указанные реестры, и порядок предоставления сведений из указанных реестров устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 6 статьи 26 Закона N 412-ФЗ).
Согласно подпунктам "д" и "м" пункта 8 Правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.2014 N 604 (далее - Правила), реестр аккредитованных лиц содержит, в том числе, сведения об области аккредитации, номера и даты принятия решений о расширении или сокращении области аккредитации, реквизиты таких решений.
Сведения, содержащиеся в названном реестре, являются открытыми для ознакомления с ними органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, за исключением сведений, относящихся к информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами (пункт 19 Правил).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 20 Правил доступ к сведениям, содержащимся в реестрах, обеспечивается путем размещения указанных сведений на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в форме открытых данных.
Во исполнение указанного требования на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации в реестре аккредитованных лиц в карточке аттестата аккредитации размещается скан-копия области аккредитации юридического лица, утвержденной по результатам прохождения аттестации.
Поскольку оспариваемым постановлением Таможни Общество привлечено к административной ответственности за представление недействительной декларации о соответствии N 2948-АЮ31, зарегистрированной 24.12.2014, и, исходя из установленных в постановлении таможенного органа обстоятельств, в предмет доказывания по настоящему делу входит установление области аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории на дату регистрации органом по сертификации декларации о соответствии и на дату оформления испытательной лабораторией протокола испытаний, а также соблюдение порядка регистрации декларации на 24.12.2014.
Исходя из приведенных выше положений Закона N 412-ФЗ (в том числе в редакции, действовавшей в 2014 году) область аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории может быть установлена на основании:
- аттестата аккредитации, неотъемлемой частью которого является приложение к аттестату аккредитации, содержащее наименование области аккредитации;
- сведений об области аккредитации, о расширении или сокращении области аккредитации, содержащихся в реестре аккредитованных лиц (в том числе скан-копии области аккредитации юридического лица, утвержденной по результатам прохождения аттестации).
Соответственно, дополнительно могут быть исследованы письма и разъяснения как Федеральной службы по аккредитации, являющейся в силу пункта 5.1.7 Положения о Федеральной службе по аккредитации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2011 N 845), статьи 8 Закона N 412-ФЗ уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации, так и ее территориальных органов. Также могут быть приняты во внимание сведения, представленные органом по сертификации и испытательной лабораторией, оформившими декларацию о соответствии и протокол испытаний.
В данном случае, делая вывод об отсутствии на соответствующий момент в области аккредитации органа по сертификации и испытательной лаборатории кодов ОКП 93 9700 или 93 9742 - 93 9793, Таможня сослалась на письмо Управления Росаккредитации от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191 и сведения Реестра аккредитованных лиц.
Однако в судебных актах не указано, где в материалах дела (на каком листе дела) находятся те сведения Реестра аккредитованных лиц по состоянию на момент регистрации декларации о соответствии и на момент оформления протокола испытаний, которые подтверждают выводы Таможни.
В то же время из материалов дела видно, что Общество, обращаясь в суд, представило:
- аттестат аккредитации органа по сертификации "Композит-Сертификат" ЗАО "Центр сертификации "Композит-Тест" от 02.12.2010 N РОСС.RU.0001.11АЮ31 сроком действия до 02.12.2015, а также приложение к данному аттестату аккредитации, содержащее сведения об области аккредитации (т. 1, л.д. 28-31); в приложении к аттестату аккредитации указан код ОКП 93 9700 (т. 1, л.д. 30);
- копию заверенного нотариусом протокола осмотра письменных доказательств от 11.10.2017 с распечатками сведений из реестра аккредитованных лиц (т.1, л.д. 36-53); согласно распечаткам последнее расширение области аккредитации органа по сертификации "Композит-Сертификат" имело место лишь 14.01.2013 и в области аккредитации органа по сертификации имеется код ОКПД2 32.50.22, заменивший согласно приказу Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст с 01.02.2014 код ОКП 93 9700 (т. 1, л.д. 50);
- письмо органа по сертификации "Композит-Сертификат" АО "Центр сертификации "Композит-Тест" от 09.10.2017 N 310-ОС с пояснениями относительно области аккредитации (т. 1, л.д. 24-25);
- письмо Росаккредитации от 14.11.2017 N 31474/03-КК (т.1, л.д. 54-56). В данном письме указано, что положения Федерального закона N 412-ФЗ в части представления аккредитованными лицами с использованием федеральной государственной информационной системы в области аккредитации сведений о результатах деятельности применяются с 29.12.2014. Запросы в отношении зарегистрированных до указанной даты деклараций о соответствии целесообразно направлять в органы по сертификации, осуществившие их регистрацию;
- письмо органа по сертификации "Композит-Сертификат" АО "Центр сертификации "Композит-Тест" от 09.10.2017 N 311-ОС (т.1, л.д. 26-27). В данном письме орган по сертификации подтверждает, что, в том числе, декларация от 24.12.2014 N 2948-АЮ31 была зарегистрирована в установленном порядке.
Названные документы также представлялись Обществом в таможенный орган в ходе производства по делу об административном правонарушении, однако какой-либо оценки в оспариваемом постановлении Таможни не получили.
Также Обществом в материалы дела представлено письмо органа по сертификации "Композит-Сертификат" АО "Центр сертификации "Композит-Тест" от 12.07.2018 N 293-ОС, к которому были приложены копия аттестата аккредитации ИЦ "Композит-Тест" РОСС RU.0001.21АЮ48, выписка из области аккредитации ИЦ "Композит-Тест" РОСС RU.0001.21АЮ48 (т.2, л.д. 53-60). В области аккредитации указан код ОКП 93 9700 (т.2, л.д. 58).
Таким образом, перечисленные документы и изложенные в них сведения опровергают выводы о регистрации декларации о соответствии от 24.12.2014 N 2948-АЮ31 органом по сертификации с нарушением действующего на момент регистрации порядка, об отсутствии по состоянию на момент проведения испытаний и регистрации декларации о соответствии в области аккредитации испытательной лаборатории и органа по сертификации кодов ОКП 93 9700 или 93 9742 - 93 9793.
Иные документы, содержащие сведения из реестра аккредитованных лиц, таможенным органом в подтверждение своей позиции суду не представлены.
В целях устранения имеющихся противоречий между письмом территориального Управления Росаккредитации от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191, постановлением Таможни и сведениями реестра аккредитованных лиц апелляционный суд вынес определения от 14.08.2018 об истребовании сведений у Росаккредитации и органа по сертификации.
Федеральная служба по аккредитации в письме от 14.09.2018 N 24331/КК (т.2, л.д. 138) указала, что в рамках дела N А56-112829/2017 был дан ответ от 05.07.2018 с приложением необходимых сведений.
Орган по сертификации письмом от 03.09.2018 N 354-ОС (т.2, л.д. 121) повторно подтвердил, что декларация о соответствии от 24.12.2014 N 2948-АЮ31 была зарегистрирована в реестре, который на момент регистрации в установленном порядке велся органом по сертификации самостоятельно. К письму приложен аттестат аккредитации РОСС.RU.0001.11АЮ31 сроком действия до 02.12.2015, а также приложение к данному аттестату аккредитации, содержащее сведения об области аккредитации (т. 2, л.д. 122-125); в приложении к аттестату аккредитации указан код ОКП 93 9700 (т. 2, л.д. 124).
Обществом с ходатайством от 19.09.2018 (т.2, л.д. 129-130) представило апелляционному суду на флеш-накопителе (т.2, л.д. 131) ответ Росаккредитации от 09.08.2018 N 20812/03-КК с приложением документов об области аккредитации ИЦ "Композит-Тест" по состоянию на 03.04.2014 (дата протокола испытаний).
На основании изложенного кассационная инстанция считает, что выводы судов о том, что представленные сведения не опровергли обстоятельства, установленные таможенным органом, сделан без исследования материалов дела.
Все указанные выше обстоятельства требуют дополнительного исследования и оценки.
Кроме того, суды сослались на пункт 2 статьи 26 Закона N 412-ФЗ в редакции от 02.03.2016, согласно которому в случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.
При этом суды не указали, в чем заключаются противоречия между имеющимися в деле сведениями, содержащимися в аттестатах аккредитации, и сведениями, содержащимися в реестре аккредитованных лиц. Из материалов дела видно, что противоречия имеются между сведениями из письма Управления Россаккредитации от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191 (постановления Таможни) и сведениями из реестра аккредитованных лиц, представленными в материалами дела.
Также необходимо учесть, что с 30.07.2018 пункт 2 статьи 26 Закона N 412-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ и не содержит норм о приоритете сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц.
При таком положении кассационная инстанция считает, что имеющиеся в деле доказательства в полном объеме не исследованы, необходимые обстоятельства для разрешения данного спора судами не установлены, как то требуется в соответствии со статьей 71 и частью 1 статьи 168 АПК РФ, в связи с чем судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду следует с учетом изложенного полно и всесторонне исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон в их совокупности и взаимной связи по правилам статей 71, 210 АПК РФ, дать им правовую оценку, правильно распределить бремя доказывания обстоятельств по делу, после чего, установив фактические обстоятельства с соблюдением норм материального и процессуального права, принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2018 по делу N А56-116009/2017 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Все указанные выше обстоятельства требуют дополнительного исследования и оценки.
Кроме того, суды сослались на пункт 2 статьи 26 Закона N 412-ФЗ в редакции от 02.03.2016, согласно которому в случае расхождения сведений об аккредитованном лице, содержащихся в реестре аккредитованных лиц, со сведениями об аккредитованном лице, содержащимися в аттестате аккредитации, достоверными считаются сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц.
При этом суды не указали, в чем заключаются противоречия между имеющимися в деле сведениями, содержащимися в аттестатах аккредитации, и сведениями, содержащимися в реестре аккредитованных лиц. Из материалов дела видно, что противоречия имеются между сведениями из письма Управления Россаккредитации от 17.08.2017 N СЗФО-исх/1191 (постановления Таможни) и сведениями из реестра аккредитованных лиц, представленными в материалами дела.
Также необходимо учесть, что с 30.07.2018 пункт 2 статьи 26 Закона N 412-ФЗ действует в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ и не содержит норм о приоритете сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2019 г. N Ф07-16743/18 по делу N А56-116009/2017
Хронология рассмотрения дела:
29.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-18911/19
04.06.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116009/17
20.02.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-16743/18
02.10.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16344/18
29.05.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-116009/17