22 февраля 2019 г. |
Дело N А42-3917/2016 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кустова А.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 19.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Мурманская областная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2018 (судья Кузнецова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 (судьи Несмиян С.И., Жукова Т.В., Попова Н.М.) по делу N А42-3917/2016,
установил:
Акционерное общество "АтомЭнергоСбыт" в лице филиала "КолАтомЭнергоСбыт", место нахождения: 115432, Москва, проезд Проектируемый 4062-й, дом 6, строение 25, ОГРН 1027700050278, ИНН 7704228075 (далее - истец, Общество), обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Мурманская управляющая жилищно-сервисная компания", место нахождения: 199178, Санкт-Петербург, 17-я линия В.О., дом 66, ОГРН 1115038004817, ИНН 5038084496 (далее - ответчик, Управляющая компания), 15 561 758 руб. 10 коп. задолженности за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды сверх установленного норматива за период с сентября 2015 года по декабрь 2016 года по счетам-фактурам:
- от 30.11.2015 N 514144001-099537 на сумму 2 031 566 руб. 50 коп.;
- от 31.12.2015 N 514144001-103356 на сумму 1 226 960 руб. 37 коп.;
- от 31.12.2015 N 514144001- 103355 на сумму 649 904 руб. 02 коп.;
- от 31.12.2015 N 514144001-103356 на сумму 1 484 465 руб. 41 коп.;
- от 31.01.2016 N 514144001-008966 на сумму 2 074 194 руб. 17 коп.;
- от 29.02.2016 N 514144001-011096 на сумму 1 262 400 руб. 53 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075196К на сумму 2 299 руб. 67 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075197К на сумму 2 653 руб. 71 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001- 075200К на сумму 5 207 руб. 71 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075202К на сумму 1 457 руб. 88 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075203К на сумму 3 348 руб. 64 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075207 на сумму 2 411 994 руб. 05 коп.;
- от 30.09.2016 N 514144001-086209 на сумму 1 419 898 руб. 84 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097594К на сумму 3 038 руб. 66 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097595К на сумму 3 247 руб. 37 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097596К на сумму 1 774 руб. 81 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097597К на сумму 1 505 руб. 03 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097598К на сумму 3 476 руб. 18 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001- 097599К на сумму 2 216 руб. 97 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097600К на сумму 2 290 руб. 39 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097601К на сумму 485 руб. 44 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097602К на сумму 1 240 руб. 66 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097603К на сумму 1 777 руб. 13 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001- 097604К на сумму 2 374 руб. 39 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097605 на сумму 692 784 руб. 93 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109074К на сумму 2 811 руб. 26 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109075К на сумму 288 руб. 20 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109076К на сумму 628 руб. 80 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001- 109077К на сумму 413 руб. 96 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109078 на сумму 1 242 761 руб. 80 коп.;
- 5 862 686 руб. 97 коп. неустойки за период с 22.12.2015 по 17.05.2018;
- пени с 18.05.2018 по день фактической уплаты долга.
Определением от 23.10.2017 суд объединил в одно производство дело N А42-3917/2016 и дело N А42-471/2017 с присвоением объединенному делу N А42-3917/2016.
Определение от 19.12.2017 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, акционерное общество "Мурманская областная электросетевая компания", место нахождения: 183038, Мурманская область, город Мурманск, улица Шмидта, дом 16, ОГРН 1095190000278, ИНН 5190197680 (далее - АО "МОЭК").
Решением суда первой инстанции от 20.06.2018 (с учетом определения от 02.07.2018 об исправлении арифметической ошибки), оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 19.09.2018, с Управляющей компании в пользу Общества взыскано 7 957 011 руб. 20 коп. основной задолженности, 2 445 524 руб. 99 коп. неустойки, а также неустойка на сумму основного долга 7 957 011 руб. 20 коп., начиная с 18.05.2018 по день фактической уплаты долга исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России от суммы задолженности за каждый день просрочки. В удовлетворении остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе АО "МОЭК", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить обжалуемые решение и постановление в части отказа в удовлетворении требований о взыскании стоимости объема электрической энергии на общедомовые нужды, поставленного в многоквартирные жилые дома, признанные аварийными, сверх установленного норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению. Как указывает податель жалобы, суды неправильно применили нормы Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), статьи 539 и 544 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Общество поддержало доводы кассационной жалобы АО "МОЭК".
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество (энергоснабжающая организация) 13.05.2015 направило Управляющей компании (покупатель) уведомление N 10/2683 об отказе от исполнения договора энергоснабжения от 02.02.2015 N 514142971 с 01.06.2015 и известило о том, что в целях бесперебойного энергоснабжения граждан-потребителей обеспечит принятие их на обслуживание в установленном законодательством порядке.
Общество 16.12.2015 направило в адрес Управляющей компании проект договора энергоснабжения от 15.12.2015 N 514144001, который был подписан Управляющей компанией с протоколом разногласий от 18.01.2016.
С сентября 2015 года по декабрь 2016 года Общество, являющееся гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Мурманской области, осуществило поставку электроэнергии в многоквартирные дома, находящиеся в управлении Управляющей компании.
Полагая, что ответчик является исполнителем коммунальной услуги электроснабжение в отношении названных домов, Общество выставило Управляющей компании счета-фактуры и корректировочные счета-фактуры на оплату электроэнергии, потреблённой в указанных домах на общедомовые нужды сверх установленных нормативов потребления коммунального ресурса:
- от 30.11.2015 N 514144001-099537 на сумму 2 031 566 руб. 50 коп.;
- от 31.12.2015 N 514144001-103356 на сумму 1 226 960 руб. 37 коп.;
- от 31.12.2015 N 514144001- 103355 на сумму 649 904 руб. 02 коп.;
- от 31.12.2015 N 514144001-103356 на сумму 1 484 465 руб. 41 коп.;
- от 31.01.2016 N 514144001-008966 на сумму 2 074 194 руб. 17 коп.;
- от 29.02.2016 N 514144001-011096 на сумму 1 262 400 руб. 53 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075196К на сумму 2 299 руб. 67 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075197К на сумму 2 653 руб. 71 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001- 075200К на сумму 5 207 руб. 71 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075202К на сумму 1 457 руб. 88 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075203К на сумму 3 348 руб. 64 коп.;
- от 31.08.2016 N 514144001-075207 на сумму 2 411 994 руб. 05 коп.;
- от 30.09.2016 N 514144001-086209 на сумму 1 419 898 руб. 84 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097594К на сумму 3 038 руб. 66 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097595К на сумму 3 247 руб. 37 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097596К на сумму 1 774 руб. 81 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097597К на сумму 1 505 руб. 03 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097598К на сумму 3 476 руб. 18 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001- 097599К на сумму 2 216 руб. 97 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097600К на сумму 2 290 руб. 39 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097601К на сумму 485 руб. 44 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097602К на сумму 1 240 руб. 66 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097603К на сумму 1 777 руб. 13 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001- 097604К на сумму 2 374 руб. 39 коп.;
- от 31.10.2016 N 514144001-097605 на сумму 692 784 руб. 93 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109074К на сумму 2 811 руб. 26 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109075К на сумму 288 руб. 20 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109076К на сумму 628 руб. 80 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001- 109077К на сумму 413 руб. 96 коп.;
- от 30.11.2016 N 514144001-109078 на сумму 1 242 761 руб. 80 коп.
Сумма, подлежащая оплате на основании указанных счетов-фактур (с учетом корректировочных счетов-фактур), составила 15 561 758 руб. 10 коп..
В связи с ненадлежащим исполнением Управляющей компанией обязательств по оплате электрической энергии Общество начислило пени в размере 5 862 686 руб. 97 коп. и обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили иск. Суды отказали во взыскании стоимости электроэнергии, поставленной на общедомовые нужды в ветхие и аварийные дома в объеме, превышающим объем коммунальной услуги, рассчитанный исходя из нормативов потребления.
В силу части 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Поскольку электрической энергией обеспечивалось население находящихся в управлении ответчика жилых домов, к спорным правоотношениям применяются положения Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме, то есть за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам (как произведение объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс).
При этом распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
В случае если указанное решение собственниками не принято, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, должен оплачивать исполнитель коммунальной услуги.
Податель жалобы не согласен с выводами судов о порядке определения объемов электрической энергии, поставленной на общедомовые нужды в дома, которые являются ветхими и аварийными.
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.07.2016, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.
Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что постановлениями Администрации города Мурманска следующие дома были признаны аварийными:
1. ул. Фрунзе, д. 8 - признан аварийным по причинам техногенного характера постановлением Администрации г.Мурманска от 16.09.2015 N 2582, с 05.10.2015 расселен;
2. ул. Декабристов, д. 30 - признан аварийным постановлением Администрации г.Мурманска от 17.03.2015 N 741 в связи с физическим износом;
3. ул. Бондарная, д. 5 - признан аварийным постановлением Администрации г.Мурманска от 30.12.2011 N 2821 в связи с физическим износом;
4. ул. Первомайская, д. 18 признан аварийным постановлением Администрации г.Мурманска от 10.02.2016 N 321 в связи с физическим износом;
5. ул. Первомайская, д. 20 признан аварийным постановлением Администрации г.Мурманска от 01.12.2014 N 3902 в связи с физическим износом;
6. ул. Первомайская, д. 2 признан аварийным постановлением Администрации г.Мурманска от 20.09.2017 N 3065 в связи с физическим износом;
7. ул. Советская, д. 15 признан аварийным постановлением Администрации г.Мурманска от 13.02.2017 N 350 в связи с физическим износом.
Поскольку указанные дома включены в перечень домов, признанных аварийными, в установленном законом порядке, суды правомерно взыскали с ответчика задолженность за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды в ветхие и аварийные дома, в объеме, рассчитанном исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Иное толкование подателем жалобы норм действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 20.06.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.09.2018 по делу N А42-3917/2016 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Мурманская областная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М.В. Пастухова |
Судьи |
М.В. Пастухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к этим Правилам (как произведение объема коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс).
...
В соответствии со статьей 13 Закона N 261-ФЗ производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01.01.2013."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 февраля 2019 г. N Ф07-16449/18 по делу N А42-3917/2016