01 марта 2019 г. |
Дело N А56-25698/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент" Егорова С.Н. (доверенность от 08.12.2017),
рассмотрев 27.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 (судья Васильева Н.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 (судьи Изотова С.В., Семиглазов В.А., Тимухина И.А.) по делу N А56-25698/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Линк Девелопмент", место нахождения: 197101, Санкт-Петербург, Большая Монетная ул., д. 25, лит. А, пом. 1Н, ОГРН 1089847375034, ИНН 7811418017 (далее - Общество), обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Комитета по природным ресурсам Ленинградской области, место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, пл. Растрелли, д. 2, лит. А, ОГРН 1077847192609, ИНН 7842354966 (далее - Комитет), изложенного в письме от 29.01.2018 N 02-1260/2018, об отказе в утверждении проектной документации лесного участка, об обязании Комитета устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия решения об утверждении проектной документации лесного участка, расположенного в выделе 7, 9 квартала 77 Борисовского участкового лесничества Приозерского лесничества - филиала ленинградского областного государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Ленобллес"), общей площадью 0,0467 га для предоставления в пользование Обществу с целью строительства и эксплуатации линейных объектов - линии связи (объект линии связи), воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ и автомобильной дороги с переходным типом дорожного покрытия.
Решением суда первой инстанции от 16.05.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.10.2018, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 16.05.2018 и постановление от 19.10.2018, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, поскольку на территории лесного участка Приозерского лесничества имеются нелесные земли лесного фонда, в отношении которых строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов не запрещена и не ограничена, использование лесов на проектируемом Обществом лесном участке с целью строительства линейного объекта противоречит лесохозяйственному регламенту Приозерского лесничества, согласно пункта 2.14 главы 2 которого с целью строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на таком участке таких земель - участки невозобновившихся рубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения; указанные обстоятельства в силу положений пункта 17 Требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 03.02.2017 N 54 (далее - Требования N 54) и пункта 2 части 10 статьи 70.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) являются основанием для принятия Комитетом решения об отказе в утверждении проектной документации лесного участка.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые решение и постановление законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения. В отзыве Общество указывает, что в зоне планируемого строительства и эксплуатации линейного объекта отсутствуют нелесные земли, участки невозобновившихся рубок, гарей, пустырей, прогалины, площади, на которых произрастают лесные насаждения, для строительства указанного объекта был выбран участок с наименее ценными лесными насаждениями, при этом выбор лесного участка осуществлен в соответствии с требованиями лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.02.2019 судебное разбирательство в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), отложено на 27.02.2019.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26.02.2019 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ ввиду нахождения судьи Подвального И.О. в отпуске произведена его замена на судью Алешкевича О.А.
В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
Комитет, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направил, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Представитель Общества поддержал доводы, приведенные в отзыве на кассационную жалобу.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, Общество 10.01.2018 обратилось в Комитет с заявлением об утверждении проектной документации лесного участка, расположенного в выделе 7, 9 квартала 77 Борисовского участкового лесничества Приозерского лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес", общей площадью 0,0467 га для предоставления в пользование Обществу с целью строительства и эксплуатации линии связи (объект линии связи), воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ и автомобильной дороги с переходным типом дорожного покрытия.
Письмом от 29.01.2018 N 02-1260/2018 Комитет отказал Обществу в утверждении направленной им проектной документации лесного участка, указав при этом, что на территории лесного участка Приозерского лесничества имеются нелесные земли лесного фонда, в отношении которых не запрещено и не ограничено строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, а строительство линейного объекта на лесном участке, испрашиваемом Обществом, противоречит лесохозяйственному регламенту Приозерского лесничества.
В отказе Комитет также сослался на положения пункта 5 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утвержденных приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, раздел 2.14 главы 2 лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества.
Не согласившись с отказом Комитета в утверждении проектной документации лесного участка, Общество оспорило его в судебном порядке.
Суды первой и апелляционной инстанций, указав, что положениями действующего законодательства и лесохозяйственного регламента не установлен запрет на размещение линейных объектов в защитных лесах, отсутствие доказательств наличия ограничений для размещения линейных объектов на испрашиваемом Обществом лесном участке, площадь нелесных земель, пригодных для размещения линейных объектов, в Приозерском лесничестве составляет 0,47% от его общей площади, удовлетворили заявленные Обществом требования и признали оспариваемый отказ Комитета незаконным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 13 части 1 статьи 25 ЛК РФ строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов является одним из видов использования лесов.
Линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (пункт 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 45 ЛК РФ использование лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов осуществляется в соответствии со статьей 21 названного Кодекса. Лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 указанного Кодекса для строительства линейных объектов (часть 2 статьи 45 ЛК РФ).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 21 ЛК РФ строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускается для использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.
В силу части 5 статьи 45 ЛК РФ порядок использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Правила использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов утверждены приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 10.06.2011 N 223, согласно пункту 5 которых в целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии на лесном участке таких земель - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
В соответствии со статьей 9 ЛК РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут, публичный сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве и земельным законодательством, Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", если иное не предусмотрено указанным Кодексом.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, который предусматривает, в том числе следующие этапы: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 1 части 1); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 2 части 1); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" (пункт 3 части 1).
Как указано в части 2 статьи 39.15 к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия (пункт 1); схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 2); проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 70.1 ЛК РФ в редакции, действовавшей в рассматриваемый период, при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации лесных участков в соответствии с указанной статьей.
Согласно частям 7 и 9 статьи 70.1 ЛК РФ проектная документация лесного участка утверждается решением органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющих полномочия по предоставлению в пользование лесного участка в соответствии со статьями 81-84 названного Кодекса. Указанными органами государственной власти, органами местного самоуправления может быть принято решение об отказе в утверждении проектной документации.
В силу пункта 2 части 10 статьи 70.1 ЛК РФ, пункта 17 Требований N 54 основаниями для отказа в утверждении проектной документации лесного участка является несоответствие проектной документации лесного участка утвержденному лесному плану субъекта Российской Федерации, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка.
Комитетом в целях реализации, в том числе статьи 70.1 ЛК РФ, Требований N 54 07.04.2008 издан приказ N 38 "О подготовке проектной документации лесного участка" (далее - Приказ).
Согласно пункту 4 Приказа рассмотрение проектной документации лесного участка, подготовленной заинтересованными лицами, осуществляется в следующем порядке:
- проектная документация лесного участка, подготовленная (выполненная) заинтересованными лицами, направляется Комитетом в ЛОГКУ "Ленобллес" для ее проверки на соответствие лесному плану Ленинградской области, лесохозяйственному регламенту лесничества, сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, фактическому состоянию лесного участка и требованиям, установленным Приказом (подпункт 4.1);
- ЛОГКУ "Ленобллес" осуществляет проверку проектной документации лесного участка и в случае ее соответствия требованиям Приказа и лесного законодательства Российской Федерации направляет ее в Комитет в течение 3 рабочих дней с момента ее подписания лицами, указанными в приложениях 1 - 4 к Приказу (подпункт 4.2);
- в случае выявления несоответствия проектной документации лесного участка требованиям к составу и содержанию проектной документации лесного участка или/и несоответствия утвержденному лесному плану Ленинградской области, лесохозяйственному регламенту лесничества ЛОГКУ "Ленобллес" направляет в Комитет проектную документацию с перечнем всех установленных фактов несоответствия (подпункт 4.3);
- решение об утверждении проектной документации лесного участка оформляется в виде распоряжения. Отказ об утверждении проектной документации оформляется в виде письма заинтересованному лицу (подпункт 4.4).
Судами двух инстанций установлено, что истребуемый Обществом лесной участок расположен в защитных лесах, категория защитности лесов - леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, спорный лесной участок выделен как особо защитный участок лесов, на нем представлены лесные насаждения преимущественно хвойных пород (сосна).
Согласно части 5.1 статьи 21 ЛК РФ в защитных лесах предусмотренные частью 5 данной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 указанной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 данной статьи (заповедные лесные участки), запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с лесохозяйственным регламентом Приозерского лесничества на территории данного лесничества в качестве вида использования лесов разрешено строительство линейных объектов.
Как предусмотрено разделом 2.14 лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества, в целях строительства линейных объектов используются, прежде всего, нелесные земли, а при отсутствии таковых - участки невозобновившихся вырубок, гарей, пустырей, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные и наименее ценные лесные насаждения.
Судами двух инстанций установлено, что площадь нелесных земель в указанном лесничества составляет 324,2 га при общей площади лесничества 287 897 га, площадь нелесных земель, пригодных для размещения линии связи, - 58 958,2 га, в связи с чем площадь нелесных земель теоретически пригодных для размещения линейного объекта составляет 0,47% от общей площади лесничества (1366 га).
Согласно пункту 13 таблицы 1.7(5) лесохозяйственного регламента Приозерского лесничества строительство, реконструкция и эксплуатация линейный объектов разрешается во всех участковых лесничествах, во всех кварталах, то есть, на территории всего Приозерского лесничества.
В разработанной Обществом проектной документации лесного участка содержится пункт, согласно которому в зоне строительства и эксплуатации линейного объекта отсутствуют нелесные насаждения, участки невозобновившихся вырубок, гари, пустыри, прогалины, а также площади, на которых произрастают низкополнотные лесные насаждения; в целях строительства линейного объекта выбран участок в непосредственной близости к трассе линии электропередачи и автомобильной дороге Санкт-Петербург - Сортавала, что позволяет избежать рубки лесных насаждений для организации подъездных путей.
Как указано в пунктах 4.1, 4.2 Приказа Комитета проверку проектной документации лесного участка на соответствие лесному плану Ленинградской области, лесохозяйственному регламенту лесничества, сведениям, содержащимся в государственном лесном реестре, фактическому состоянию лесного участка осуществляет ЛОГКУ "Ленобллес", при этом судами установлено, что проектная документация лесного участка согласована Обществом в установленном порядке с ЛОГКУ "Ленобллес" и Приозерским лесничеством.
С учетом изложенных обстоятельств, установив, что разработанная Обществом проектная документация лесного участка соответствует утвержденному лесохозяйственному регламенту Приозерского лесничества, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о незаконности оспариваемого решения Комитета.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в двух судебных инстанциях и им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не опровергают и направлены на иную оценку установленных судами обстоятельств по делу, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Учитывая, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, суд кассационной инстанции считает, что нет оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 16.05.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2018 по делу N А56-25698/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета по природным ресурсам Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Комитетом в целях реализации, в том числе статьи 70.1 ЛК РФ, Требований N 54 07.04.2008 издан приказ N 38 "О подготовке проектной документации лесного участка" (далее - Приказ).
...
Согласно части 5.1 статьи 21 ЛК РФ в защитных лесах предусмотренные частью 5 данной статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 указанной статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 2.1 статьи 107 ЛК РФ на особо защитных участках лесов, за исключением указанных в части 2 данной статьи (заповедные лесные участки), запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением линейных объектов и гидротехнических сооружений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 марта 2019 г. N Ф07-17764/18 по делу N А56-25698/2018