12 марта 2019 г. |
Дело N А52-2454/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В., при ведении аудиозаписи и протокола судебного заседания помощником судьи Николаевым Я.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" Васильева В.Н. (доверенность от 12.04.2018), Воробьева Петра Васильевича,
рассмотрев 12.03.2019 в открытом судебном заседании кассационные жалобы Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору и Воробьева Петра Васильевича на решение Арбитражного суда Псковской области от 29.08.2018 (судья Буянова Л.П.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 (судьи Мурахина Н.В., Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу N А52-2454/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Жилсервис" (место нахождения: г. Псков, ул. Западная, д. 25А, пом. 1001; ОГРН 1056000354300; ИНН 6027089416; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением о признании недействительным предписания Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору (место нахождения: г. Псков, ул. Некрасова, д. 23; ОГРН 1136027005960; ИНН 6027152386; далее - Комитет) от 10.04.2018 N 65.
Решением суда первой инстанции от 29.08.2018 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.11.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, оспариваемое предписание содержит правомерные требования.
В кассационной жалобе Воробьев Петр Васильевич, не привлеченный к участию в деле, также просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции. По мнению подателя жалобы, эти судебные акты приняты о его правах и обязанностях, поскольку он является собственником одной из квартир в многоквартирном доме, находящемся под управлением Общества.
В судебном заседании Воробьев П.В. доводы своей жалобы поддержал, представитель Общества просил в удовлетворении жалоб отказать.
Жалобы рассмотрены в отсутствие представителя Комитета, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Комитетом на основании обращения Воробьева П.В., проживающего в многоквартирном доме по адресу: г. Псков, ул. Рокоссовского, д. 13, а также приказа от 09.04.2018 N 334-ОД проведена внеплановая документарная проверка соблюдения Обществом жилищного законодательства при осуществлении деятельности по управлению указанным многоквартирным домом.
В ходе проверки выявлено, что управляющая организация в одностороннем порядке с 01.02.2018 повысила плату за содержание и ремонт жилого помещения.
Об устранении выявленных нарушений Комитет выдал Обществу предписание от 10.04.2018 N 65, которым предложил в срок до 01.06.2018 произвести перерасчет платы за содержание и ремонт жилого помещения за февраль, март 2018 года.
Общество, не согласившись с предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям жилищного законодательства, а также о нарушении им прав и законных интересов Общества, заявление удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба Комитета не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную и горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья, жилищный кооператив, иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45-48 Жилищного кодекса. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год (часть 7 статьи 156 Жилищного кодекса).
В силу части 1 статьи 45 Жилищного кодекса собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить годовое общее собрание ежегодно.
Как установлено пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса, в договоре управления многоквартирным домом должен быть указан порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы.
В пункте 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, также установлено, что собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
В соответствии с частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления.
Таким образом, если собственники жилых помещений в многоквартирном доме не провели ежегодное годовое общее собрание и не определили размер платы за содержание жилых помещений в этом многоквартирном доме на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации, то размер платы устанавливается органом местного самоуправления.
В пункте 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" разъяснено, что управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 Жилищного кодекса, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450-453 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что 28.12.2007 собственники помещений в указанном многоквартирном доме провели общее собрание, которым выбрали способ управления домом управляющей организацией, заключив с Обществом договор управления от 29.12.2007.
При этом решение об установлении платы за содержание жилого помещения и ее размере общим собранием собственников не принималось.
Порядок определения платы за содержание жилого помещения определен пунктом 4.3 договора управления, согласно которому стоимость работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту жилого дома определяется постановлением Псковской городской Думы, исходя из предоставленных управляющей организацией перечня работ и их цены, включающей в себя плату за услуги и работы по управлению жилым домом.
Судами также установлено, что Псковской городской Думой принято решение от 17.07.2009 N 861 "Об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения", в приложениях N 1 и N 2 к которому установлен размер платы за содержание жилых помещений.
Впоследствии решением Псковской городской Думы от 28.12.2017 N 154 в решение от 17.07.2009 N 861 внесены изменения и начиная с февраля 2018 года Общество начисляет жильцам плату за содержание жилого помещения в размере, установленном этим решением органа местного самоуправления.
Установив, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме самостоятельно размер платы за содержание жилого помещения не установили, тогда как по условиям заключенного договора управления многоквартирным домом Обществу предоставлено право определять размер платы в зависимости от решения Псковской городской Думы, суды пришли к выводу о том, что на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса управляющая организация была вправе применять размер платы, установленный решением органа местного самоуправления от 28.12.2017 N 154.
В связи с этим судами указано, что применение Обществом за период с февраля 2018 года размера платы в соответствии с пунктом 4.3 договора управления и решением Псковской городской Думы от 28.12.2017 N 154 не может быть признано односторонним изменением управляющей организацией условий договора.
Приняв во внимание указанные обстоятельства, руководствуясь правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16.04.2018 N 309-КГ18-2786, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания Комитета упомянутым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и удовлетворения жалобы Комитета.
Производство по кассационной жалобе Воробьева П.В. подлежит прекращению в силу следующего.
В соответствии со статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт, вправе обжаловать этот судебный акт, а также оспорить его в порядке надзора по правилам, установленным настоящим Кодексом. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.
Согласно статье 273 АПК РФ решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций могут быть обжалованы в порядке кассационного производства полностью или в части при условии, что иное не предусмотрено настоящим Кодексом, лицами, участвующими в деле, а также иными лицами в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что не привлеченные к участию в деле лица имеют право на обжалование судебных актов в кассационном порядке, если суд принял судебные акты непосредственно об их правах и обязанностях.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций рассмотрен спор между Обществом и Комитетом. При этом ни из резолютивной, ни из мотивировочной частей обжалуемых судебных актов не следует, что они приняты о правах и обязанностях Воробьева П.В.
То обстоятельство, что податель жалобы является собственником одной из квартир в указанном многоквартирном доме не свидетельствует о том, что судами приняты судебные акты непосредственно о его правах и обязанностях.
В связи с изложенным суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что жалоба подана лицом, не имеющим права на обжалование решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции в порядке кассационного производства.
Согласно пункту 3 указанного постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в случае принятия судом кассационной жалобы лица, не имеющего в силу закона права на обжалование судебного акта, или на судебный акт, не подлежащий обжалованию в кассационном порядке, производство по кассационной жалобе подлежит прекращению применительно к соответствующей норме АПК РФ, регулирующей прекращение производства по делу, если спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
При таких обстоятельствах производство по кассационной жалобе Воробьева П.В. подлежит прекращению применительно к пункту 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 29.08.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.11.2018 по делу N А52-2454/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Государственного комитета Псковской области по строительному и жилищному надзору - без удовлетворения.
Производство по кассационной жалобе Воробьева Петра Васильевича на указанные судебные акты прекратить.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Установив, что собственники помещений в указанном многоквартирном доме самостоятельно размер платы за содержание жилого помещения не установили, тогда как по условиям заключенного договора управления многоквартирным домом Обществу предоставлено право определять размер платы в зависимости от решения Псковской городской Думы, суды пришли к выводу о том, что на основании части 4 статьи 158 Жилищного кодекса управляющая организация была вправе применять размер платы, установленный решением органа местного самоуправления от 28.12.2017 N 154.
...
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.09.1999 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" разъяснено, что не привлеченные к участию в деле лица имеют право на обжалование судебных актов в кассационном порядке, если суд принял судебные акты непосредственно об их правах и обязанностях."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12 марта 2019 г. N Ф07-1055/19 по делу N А52-2454/2018