25 апреля 2019 г. |
Дело N А56-75749/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лущаева С.В., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ОСК 1" Пустовалова М.В. (доверенность от 21.05.2018 N 122),
рассмотрев 22.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 (судья Катарыгина В.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Будылева М.В., Горбачева О.В., Загараева Л.П.) по делу N А56-75749/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ОСК 1", место нахождения: 198323, Санкт-Петербург, Волхонское шоссе, д. 115, ОГРН 1147847432941, ИНН 7807396804 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга, место нахождения: 198205, Санкт-Петербург, пр. Народного Ополчения, д. 207, корп. 1, лит. А, ОГРН 1037819002638, ИНН 7807047176 (далее - Управление), от 14.05.2018 N 202V12180000177 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением суда от 09.10.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Управление, указывая на неправильное применение судами норм материального права и нарушение ими норм процессуального права, просит отменить обжалуемые решение и постановление, принять по делу новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов об отсутствии у Общества обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в отношении работников Общества, занятых на должности "бронировщик кабеля", по причине их незанятости в течение полного дня на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), неверен. Управление считает, что обязанность страхователя начислять и уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) возникает в связи с осуществлением работниками видов деятельности с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.
Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направило, что не является препятствием для ее рассмотрения в их отсутствие.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной выездной проверки Общества по вопросу правильности исчисления и уплаты страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 Управление 19.03.2018 составило акт и 14.05.2018 вынесло решение N 202V12180000177.
Указанным решением Обществу начислено 881 434 руб. 93 коп. недоимки, 133 982 руб. 57 коп. пеней, 176 286 руб. 99 коп. штрафа по части 2 статьи 58 Закона N 212-ФЗ.
Основанием для начисления соответствующих сумм послужил вывод Управления о занижении Обществом базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, установленных статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ и статьей 33.2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для плательщиков страховых взносов, осуществляющих выплаты в пользу работников, занятых на работах с тяжелыми условиями труда, виды которых указаны в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ. Управление пришло к выводу, что за период с 01.01.2015 по 30.04.2016 Общество должно было начислить работникам Общества, занятым на должности "бронировщик кабеля", страховые взносы по дополнительному тарифу.
Общество оспорило решение Управления в судебном порядке.
Суд первой инстанции, установив факт доначисления Управлением страховых взносов по дополнительному тарифу в отношении выплат, произведенных работникам, занятым на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, условия труда которых отнесены по результатам проведенной в 2011 году аттестации ко второму классу (допустимые), придя к выводу об отсутствии у Общества обязанности уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, признал решение Управления недействительным.
Суд апелляционной инстанции указал на обязанность Общества уплачивать страховые взносы по дополнительному тарифу, предусмотренному частями 1 и 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в связи с отсутствием результатов аттестации рабочих мест. Вместе с тем, установив, что Управлением не исследовался вопрос занятости работников Общества на работах с особыми условиями труда не менее 80% рабочего времени, признал решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 33.2 Закона N 167-ФЗ с 01.01.2013 работодатели должны перечислять страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФ РФ) с учетом дополнительного тарифа на выплаты работникам, занятым на работах с вредными, опасными или тяжелыми условиями труда. Начисление взносов по дополнительному тарифу производится, если работник занят на видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173 ФЗ), а с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ; условия труда на рабочем месте сотрудника признаны вредными, опасными или тяжелыми по результатам специальной оценки условий труда (далее - СОУТ), проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом (часть 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ).
Частью 4 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2014) определено, что плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в ПФ РФ по дополнительным тарифам, установленным частями 1 и 2 данной статьи, по результатам СОУТ, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа в отношении страховых взносов, уплачиваемых в ПФ РФ, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты СОУТ (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда"; далее - Закон N 426-ФЗ).
Как установлено пунктом 2 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ, начисляют в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - на видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), с 01.01.2013 дополнительные тарифы страховых взносов в ПФ РФ, которые в 2013 году составили 2,0 процента, в 2014 году - 4,0 процента, в 2015 году и последующих - 6,0 процентов.
В части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости, и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из категорий.
Согласно части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 статьи 30 этого Закона, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10, включена и профессия "бронировщик кабелей".
Согласно части 3 статьи 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
В силу части 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей с 01.01.2014) для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 этой статьи, в зависимости от установленного по результатам СОУТ, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 данной статьи дополнительных тарифов применяются иные дополнительные тарифы. Так, в отношении класса условий труда "допустимый" и подкласса условий труда "2" размер дополнительного тарифа страхового взноса составляет 0,0 процента.
Согласно части 4 статьи 27 Закона N 426-ФЗ если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, СОУТ на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
При этом, как указано в части 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда", результаты проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, аттестации рабочих мест по условиям труда, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 включительно, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФ РФ, установленных пунктом 2.1 статьи 33.2 Закона N 167-ФЗ и частью 2.1 статьи 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Закона N 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными.
Согласно подпункту "в" пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" статья 17 Закона N 426-ФЗ дополнена частью 3 следующего содержания: "В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3 -5 и 7 части 1 этой статьи, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией.".
Как следует из разъяснений, изложенных в письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.04.2015 N 17-3/В-215, если при реорганизации работодателя или его структурных подразделений условия труда на рабочих местах, определенные по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест (с 01.01.2014 - по результатам СОУТ), не изменились, внеплановая СОУТ на таких рабочих местах может не проводиться.
Суд первой инстанции установил, что аттестация рабочих мест по условиям труда Общества завершилась 30.09.2011. По результатам указанной аттестации условия труда работников, занятых на должности "бронировщик кабелей", по степени вредности и (или) опасности отнесены ко второму классу условий труда (допустимые). Комиссией в составе представителей работодателя и работников Общества 15.12.2014 принято решение не проводить СОУТ (аттестацию рабочих мест) в связи с преобразованием закрытого акционерного общества "ОКС 01" в Общество, результаты аттестации рабочих мест в ЗАО "ОКС 01", утвержденные приказом его генерального директора от 30.09.2011 N 3/1, признаны действительными для Общества.
Данные выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о действительности проведенной аттестации в спорный период до проведения Обществом СОУТ в 2016 году, в связи с чем у Общества отсутствует обязанность для начисления и уплаты страховых взносов по дополнительному тарифу.
Вывод апелляционного суда об отсутствии у Общества результатов аттестации рабочих мест является ошибочным.
В отношении указания апелляционного суда на то, что при проверке не исследовался вопрос занятости работников Общества на работах с особыми условиями труда не менее 80% рабочего времени, необходимо отметить следующее.
С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), в том числе и в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.12.2018 N 310-КГ18-13800 по делу N А48-5108/2017.
Вместе с тем, ошибочные выводы апелляционного суда в данном случае не привели к принятию неправильного судебного акта.
Поскольку процессуальных нарушений, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судами не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2019 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А56-75749/2018 до окончания производства в суде кассационной инстанции.
Поскольку производство по рассмотрению кассационной жалобы завершено, приостановление исполнения судебного акта подлежит отмене на основании статьи 283 АПК РФ.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А56-75749/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Красносельском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А56-75749/2018, произведенное определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2019.
Председательствующий |
С.В. Лущаев |
Судьи |
С.В. Лущаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту "в" пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 01.05.2016 N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и Федеральный закон "О специальной оценке условий труда" статья 17 Закона N 426-ФЗ дополнена частью 3 следующего содержания: "В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя - индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя - юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой СОУТ, предусмотренных пунктами 3 -5 и 7 части 1 этой статьи, внеплановая СОУТ может не проводиться. Решение о непроведении внеплановой СОУТ должно приниматься комиссией.".
...
С выплат в пользу работников, занятых на видах работ, указанных в пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ (с 01.01.2015 - в части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ), в том числе и в режиме неполной занятости (менее 80% рабочего времени), работодатель обязан исчислять страховые взносы в пенсионный фонд по дополнительным тарифам в общеустановленном порядке.
Указанная правовая позиция изложена в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 19.12.2018 N 310-КГ18-13800 по делу N А48-5108/2017.
...
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.03.2019 приостановлено исполнение решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.10.2018 и постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А56-75749/2018 до окончания производства в суде кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 25 апреля 2019 г. N Ф07-2648/19 по делу N А56-75749/2018
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-6771/19
25.04.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2648/19
04.04.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2648/19
05.02.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-32735/18
09.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-75749/18