06 мая 2019 г. |
Дело N А56-87173/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Подвального И.О., Толкунова В.М.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Подольского В.А. (доверенность от 27.12.2018), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кузьминой А.П. (доверенность от 09.04.2019),
рассмотрев 24.04.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2018 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 (судьи Протас Н.И., Зотеева Л.В., Сомова Е.А.) по делу N А56-87173/2018,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, место нахождения: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия Васильевского острова, дом 13, литера А, ОГРН 102780924933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 24.04.2018 N 78/12883/18 и предписания N 78/12884/18.
К участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ларус-Строй", место нахождения: 121069, г. Москва, д. 31/29, пом. VI, ком. 11, оф. 8, ОГРН 5147746207990, ИНН 7720828143 (далее- ООО "Ларус-Строй").
Решением суда первой инстанции от 14.09.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.12.2018, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ПАО "Ленэнерго" просит отменить решение от 14.09.2018 и постановление от 04.12.2018 и принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя кассационной жалобы, судами не учтено, что предусмотренный объём работ указан в пункте 1 технического задания, являющегося приложением N 1 к Документации и содержит выполнение полного комплекса проектных и изыскательских работ. Также, в данном пункте указаны необходимые для выполнения проектных работ сведения о технических характеристиках объектов и их комплектности; сведения о месте выполнения проектных и изыскательских работ для филиала ПАО "Ленэнерго" Кабельная сеть. Общество также ссылается, что судами не рассмотрен довод о том, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для рассмотрения жалобы ООО "Ларус-Строй", не являющегося участником закупочной процедуры.
ООО "Ларус-Строй", извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; (далее- АПК РФ), в его отсутствии.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 30.03.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет было опубликовано извещение N 31806315175 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора подряда на выполнение полного комплекса проектных, изыскательских работ на общестроительных и электросетевых объектах, включающих в себя подготовку проектно-сметной документации для наружных и внутренних сетей электроснабжения до 35 кВ для филиала ПАО "Ленэнерго" Кабельная сеть - Лот N 1 (181312) (далее- Закупка).
Закупка проводилась в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ), Единым стандартом закупок ПАО "Россетти" (далее - Положение о закупках), документацией о закупках.
ООО "Ларус-Строй" обратилось 11.04.2018 вх. N 9244/18 в УФАС с жалобой на действия организатора торгов при организации и проведении указанной выше закупки.
Комиссия УФАС по Санкт-Петербургу, рассмотрев жалобу ООО "Ларус-Строй" приняла решение от 19.04.2018 N 78/12883/18, которым признала жалобу обоснованной (пункт 1), признала в действиях организатора торгов ПАО "Ленэнерго" нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 3, 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в не указании в документации надлежащих сведений об объеме выполнения работ и о месте выполнения работ в рамках договора по предмету Закупки.
Выданным в этот же день предписанием N 78/12884/18 Управление обязало ПАО "Ленэнерго" в срок до 11.05.2018 совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с вышеуказанными решением и предписанием УФАС, Общество оспорило их в арбитражном суде.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о правомерности выводов УФАС, изложенных в решении и наличие оснований для выдачи Обществу предписания об устранении выявленных нарушений.
Кассационная инстанция, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) антимонопольные органы наделены полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
В силу статьи 6 Закона N 223-ФЗ контроль за соблюдением требований данного Закона осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ установлено, что любой участник закупки вправе обжаловать в антимонопольном органе в порядке, установленном статьей 18.1 Закона N 135-ФЗ, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 505-ФЗ) были внесены изменения в Закон N 223-ФЗ, в частности, часть 10 статьи 3 Закона изложена в новой редакции. Законом N 505-ФЗ расширен перечень случаев обжалования действий заказчика в административном порядке. В соответствии с новой редакцией пункта 1 части 10 статьи 3 Закона N 223-ФЗ действия или бездействие заказчика обжалуются в антимонопольный орган в том числе по основанию проведения закупки с нарушением требований настоящего Закона.
В указанной норме перечислены основания обжалования действий заказчика в административном порядке, которые соотносятся с принципом прозрачности информации о закупках. Иные действия заказчиков подлежат обжалованию в судебном порядке, о чем указано в части 9 статьи 3 Закона о закупках.
Частью 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона N 135-ФЗ).
Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Из приведенных нормативных положений следует, что жалоба на положения документации о закупке, направленная до окончания срока подачи заявок на участие в закупке лицом, не подававшим заявку на участие в ней, подлежит рассмотрению антимонопольной службой, если нарушаются права и законные интересы такого лица (потенциального участника).
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности выводов решения УФАС о наличии в действиях организатора торгов при проведении рассматриваемой в рамках настоящего дела закупки Лот N 1 (181312) нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 3, 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в нарушении требования нормы статьи, допущенных вследствие незаконного несоблюдения обязанности по указанию в документации надлежащих сведений об объеме выполнения работ, а также сведений о месте выполнения работ в рамках договора по Закупке.
Вместе с тем, устанавливая данные нарушения, суды первой и апелляционной инстанций надлежащим образом не исследовали вопрос о наличии полномочий у Управления по принятию и рассмотрению жалобы ООО "Ларус-Строй" по существу. В такой ситуации рассмотрение и оценка судами имевшихся оснований вынесения решения УФАС будет фактически направлено на преодоление ограничений по правомочности рассмотрения УФАС поступившей жалобы.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела подлежит выяснению право на обжалование ООО "Ларус-Строй" действий организатора торгов, действительная заинтересованность подателя жалобы в проводимой закупке, наличие нарушенного права подателя жалобы, подача последним предложений для участия в закупочной процедуре и наличие статуса участника рассматриваемой в рамках настоящего дела закупки (потенциального участника).
Принимаемые арбитражным судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными (часть 3 статьи 15 АПК РФ).
Поскольку вышеназванные требования закона, с учетом приведенных ПАО "Ленэнерго" доводов и имеющихся в деле доказательств, судами не соблюдены, а суд кассационной инстанции не вправе давать оценку собранным по делу доказательствам, устанавливать или считать установленными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении в силу статей 286, 287 АПК РФ, принятые по настоящему делу решение и постановление подлежат отмене по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 288 АПК РФ, с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное, на основании полного, всестороннего и объективного исследования и оценки всех имеющихся в деле и представленных доказательств, доводов и возражений сторон, установить обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела, исходя из предмета и оснований заявленных требований, после чего принять законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2018 по делу N А56-87173/2018 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 статьи 3 Закона N 223-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне одного участника закупки.
При этом в соответствии с частью 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ в случае, если обжалуемые действия (бездействие) совершены заказчиком, комиссией по осуществлению закупок, оператором электронной площадки после окончания установленного в документации о конкурентной закупке срока подачи заявок на участие в закупке, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
...
Применительно к обстоятельствам настоящего дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о правомерности выводов решения УФАС о наличии в действиях организатора торгов при проведении рассматриваемой в рамках настоящего дела закупки Лот N 1 (181312) нарушений пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 3, 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N223-ФЗ, выразившихся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в нарушении требования нормы статьи, допущенных вследствие незаконного несоблюдения обязанности по указанию в документации надлежащих сведений об объеме выполнения работ, а также сведений о месте выполнения работ в рамках договора по Закупке."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 мая 2019 г. N Ф07-2180/19 по делу N А56-87173/2018
Хронология рассмотрения дела:
10.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-18351/19
22.10.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21782/19
05.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-87173/18
06.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-2180/19
04.12.2018 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-27654/18
14.09.2018 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-87173/18