22 мая 2019 г. |
Дело N |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Александровой Е.Н., судей Журавлевой О.Р., Лущаева С.В.,
при участии от Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Зеляниной Л.Ю. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 16.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31.10.2018 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А05П-518/2018,
установил:
Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар", место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. В.И.Ленина, д. 12, ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа, место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Смидовича, д. 20, ОГРН 1058383006241, ИНН 2983003288 (далее - Департамент), о взыскании 1 125 200 руб. денежной компенсации стоимости нежилого помещения магазина общей площадью 20,9 кв. м (кадастровый номер 83:00:050009:1026) с пристройкой тамбура и крыльца общей площадью 5,8 кв. м (кадастровый номер 83:00:050009:1852) к указанному нежилому помещению, расположенному по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 44, и стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 83:00:050009:2335 площадью 388 кв. м.
К участию в деле в качестве соответчика привлечен Ненецкий автономный округ в лице Департамента.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31.10.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019, Администрации в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение от 31.10.2018 и постановление от 21.01.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы считает, что отсутствие в подпрограмме 2 "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа" государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" (утверждена постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 N 415-п; далее - Программа N 415-п) прямого указания на предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по выкупу нежилых помещений, не может служить основанием для отказа Администрации в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, при рассмотрении настоящего спора судом подлежат применению положения Подпрограммы 2 и постановления администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе".
В отзыве на кассационную жалобу Департамент просит решение и постановление апелляционного суда оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе.
Департамент о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещен надлежащим образом, однако своего представителя в судебное заседание не направил, что в соответствии с пунктом 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения жалобы в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, распоряжением Администрации от 16.11.2015 N 731-р жилой дом N 44 по улице Ленина в городе Нарьян-Маре признан аварийным и подлежащим сносу. Администрацией принято решение произвести выселение граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях дома N 44 по улице Ленина в городе Нарьян-Маре, в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до 31.12.2019, а также организовать с собственниками жилых помещений работу с их участием в сносе вышеуказанного дома до 31.12.2019. Основанием для принятия указанного распоряжения явилось заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлениями Администрации от 19.10.2015 N 1179, от 05.11.2015 N 282.
Постановлением Администрации от 14.11.2016 N 1198 земельный участок с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 44, изъят для муниципальных нужд муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Указанным постановлением также изъято принадлежащее Дмитриевой Н.И. на праве собственности нежилое помещение общей площадью 20,9 кв. м, с кадастровым номером 83:00:050009:1026, расположенное по адресу: г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 44.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 11.10.2017 по делу N 2-323/2017, оставленным без изменения апелляционным определением суда Ненецкого автономного округа от 26.12.2017 по делу N 33-228/2017, определена:
- денежная компенсация стоимости нежилого помещения магазина общей площадью 20,9 кв. м (кадастровый номер объекта 83:00:050009:1026) с пристройкой тамбура и крыльца общей площадью 5,8 кв. м (кадастровый номер объекта 83:00:050009:1852) к указанному нежилому помещению, расположенному по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 44, подлежащая выплате Администрацией в пользу Дмитриевой Н.И. при изъятии земельного участка с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, в размере 1 090 000 руб.;
- денежная компенсация стоимости принадлежащей Дмитриевой Н.И. доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, г. Нарьян-Мар, ул. Ленина, д. 44, подлежащая выплате Администрацией в пользу Дмитриевой Н.И. при изъятии земельного участка с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, в размере 70 000 руб.
Платежными поручениями от 18.05.2018 N 45450 и от 18.05.2018 N 45213 денежные компенсации перечислены Дмитриевой Н.И. в полном объеме.
С учетом данных обстоятельств Администрация обратилась в Департамент с письмами от 06.02.2018 N 629/01-16 и от 21.06.2018 N 3181/01-16 о софинансировании расходных обязательств на осуществление мероприятий, направленных на выкуп жилых помещений собственников, с которыми не достигнуто соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, в рамках Программы N 415-п.
Письмами от 23.02.2018 N 1283 и от 25.07.2018 N 4878 Департамент отказал Администрации в предоставлении субсидии, поскольку изымаемое помещение не является жилым и софинансирование мероприятий по выкупу нежилых помещений подпрограммой Программы N 415-п не предусмотрено.
Считая отказ Департамента в предоставлении субсидии незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что отказ в предоставлении субсидии является правомерным, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии со статьей 135 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются, в числе прочих, в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (часть 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает на срок не менее трех лет перечень расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, целевые показатели результативности предоставления субсидий и их значения.
Выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субсидий за счет средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не допускается (часть 3 статьи 139 БК РФ).
Постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 14.11.2013 утверждена Программа N 415-п, которая включает в себя подпрограмму 2 "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа".
Целями указанной подпрограммы являются: переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных непригодными для проживания и/или с высоким уровнем износа (в редакции до внесения в нее изменений постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 26.12.2017 N 389-п); создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде Ненецкого автономного округа (в редакции постановления администрации Ненецкого автономного округа от 26.12.2017 N 389-п).
Принимая во внимание, что согласно части 1 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) под жилищным фондом понимается только совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, суды правомерно исходили из того, что целями указанной подпрограммы не является выкуп нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно указали, что выделение субсидий на выкуп нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, то есть на цели, не предусмотренные законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, запрещено положениями абзаца третьего части 3 статьи 139 БК РФ.
Суды отметили, что пунктом 4 подпрограммы 2 Программы N 415-п (в редакции до внесения изменений постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 19.06.2018 N 146-п) предусмотрено предоставление субсидий из окружного бюджета бюджетам МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" и муниципальных образований сельских населенных пунктов Ненецкого автономного округа на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе", а именно: на софинансирование мероприятий по сносу многоквартирных домов и домов блокированной застройки с учетом выноса инженерных сетей, мероприятий, направленных на выкуп жилых помещений собственников, в том числе с которыми не достигнуто соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в рамках части 8 статьи 32 ЖК РФ.
В соответствии с постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа относится предоставление бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа субсидий из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения:
1) по сносу домов, признанных в установленном порядке ветхими и аварийными и непригодными для проживания;
2) по выкупу жилых помещений собственников в рамках статьи 32 ЖК РФ.
На основании изложенного суды признали, что Программой N 415-п не предусмотрен в качестве цели ее реализации выкуп нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, Ненецкий автономный округ не брал на себя обязательства по софинансированию расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в виде выкупа нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Ссылки Администрации на возможность применения к спорным правоотношениям положений Программы N 415-п и постановления администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п являются необоснованными, поскольку аналогия закона применима в случае отсутствия нормы права, а в данном случае положениями части 3 статьи 139 БК РФ запрещено выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. В связи с этим основания для отмены обжалуемых судебных актов у кассационной инстанции отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31.10.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2019 по делу N А05П-518/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.Н. Александрова |
Судьи |
Е.Н. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа относится предоставление бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа субсидий из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения:
1) по сносу домов, признанных в установленном порядке ветхими и аварийными и непригодными для проживания;
2) по выкупу жилых помещений собственников в рамках статьи 32 ЖК РФ.
...
Ссылки Администрации на возможность применения к спорным правоотношениям положений Программы N 415-п и постановления администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п являются необоснованными, поскольку аналогия закона применима в случае отсутствия нормы права, а в данном случае положениями части 3 статьи 139 БК РФ запрещено выделение субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на цели и (или) в соответствии с условиями, не предусмотренными законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2019 г. N Ф07-2775/19 по делу N А05П-518/2018