Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 22 мая 2019 г. N Ф07-2775/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
21 января 2019 г. |
Дело N А05П-518/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 21 января 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Власовой А.Н.
при участии от администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" Зеляниной Л.Ю., по доверенности от 09.01.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" на решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31 октября 2018 года по делу N А05П-518/2018 (судья Болотов Б.В.),
установил:
администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица В.И. Ленина, дом 12; ОГРН 1028301646779, ИНН 8301020090; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области к Департаменту строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Смидовича, дом 20; ОГРН 1058383006241, ИНН 2983003288; далее - департамент), Ненецкому автономному округу в лице департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа (место нахождения: 166000, Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Смидовича, дом 20; ОГРН 1058383006241, ИНН 2983003288; далее - НАО) о взыскании 1 125 200 руб. денежной компенсации стоимости нежилого помещения магазина общей площадью 20,9 кв. м (кадастровый номер 83:00:050009:1026) с пристройкой тамбура и крыльца общей площадью 5,8 кв. м (кадастровый номер 83:00:050009:1852) к указанному нежилому помещению, расположенному по адресу: Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 44, и стоимости доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м.
Протокольным определением суда от 09.10.2018 к участию в деле в качестве соответчика привлечен НАО.
Решением Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31 октября 2018 года по делу N А05П-518/2018 в удовлетворении иска отказано.
Администрация не согласилась с судебным актом и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что суд при рассмотрении настоящего спора должен был применить к отношениям по предоставлению субсидий местному бюджету на выкуп нежилого помещения собственников нормативные правовые акты исполнительной власти Ненецкого автономного округа и органа местного самоуправления, регулирующие выкуп жилых помещений собственников в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Представитель администрации в судебном заседании поддержал доводы жалобы.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу с ее доводами не согласился, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
От НАО отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации от 16.11.2015 N 731-р жилой дом N 44 по улице Ленина в городе Нарьян-Маре признан аварийным и подлежащим сносу; принято решение произвести выселение граждан, проживающих в муниципальных жилых помещениях дома N 44 по улице Ленина в городе Нарьян-Маре, в соответствии с законодательством Российской Федерации в срок до 31.12.2019, организовать с собственниками жилых помещений работу по их участию в сносе вышеуказанного дома до 31.12.2019.
Основанием для принятия упомянутого распоряжения явилось заключение межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" от 19.10.2015 N 1179, от 05.11.2015 N 282.
Постановлением администрации от 14.11.2016 N 1198 земельный участок с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, находящийся в общей долевой собственности собственников жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Ненецкий автономный округу, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 44, изъят для муниципальных нужд муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар".
Этим же постановлением изъято принадлежащее Дмитриевой Н.И. на праве собственности нежилое помещение общей площадью 20,9 кв. м, расположенное по адресу: город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 44, кадастровым номером 83:00:050009:1026.
Решением Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 11.10.2017 по делу N 2-323/2017, оставленным без изменения апелляционным определением суда Ненецкого автономного округа от 26.12.2017 по делу N 33-228/2017, определена денежная компенсация стоимости нежилого помещения магазина общей площадью 20,9 кв. м (кадастровый номер объекта 83:00:050009:1026) с пристройкой тамбура и крыльца общей площадью 5,8 кв. м (кадастровый номер объекта 83:00:050009:1852) к указанному нежилому помещению, расположенному по адресу: Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 44, подлежащая выплате администрацией в пользу Дмитриевой Н.И. при изъятии земельного участка с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, в размере 1 090 000 руб.; денежная компенсация стоимости принадлежащей Дмитриевой Н.И. доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, расположенный по адресу: Ненецкий автономный округ, город Нарьян-Мар, улица Ленина, дом 44, подлежащая выплате администрацией в пользу Дмитриевой Н.И. при изъятии земельного участка с кадастровым номером 83:00:050009:2335, площадью 388 кв. м, в размере 70 000 руб.
Платежными поручениями от 18.05.2018 N 45450 и от 18.05.2018 N 45213 денежная компенсация перечислена Дмитриевой Н.И. в полном объеме.
С учетом данных обстоятельств администрация обратилась в департамент с письмами от 06.02.2018 N 629/01-16 и от 21.06.2018 N 3181/01-16 о софинансировании расходных обязательств на осуществление мероприятий, направленных на выкуп жилых помещений собственников, с которыми не достигнуто соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" от 14.11.2013 N 415-п (далее - программа N 415-п).
Письмами от 23.02.2018 N 1283 и от 25.07.2018 N 4878 в предоставлении субсидии департаментом отказано, поскольку изымаемое помещение не является жилым, софинансирование мероприятий по выкупу нежилых помещений подпрограммой программы N 415-п не предусмотрено.
Не согласившись с отказом департамента в предоставлении субсидии, администрация обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, рассмотренным в настоящем деле.
Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал.
Апелляционный суд находит выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные отношения - взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса; межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в том числе в форме субсидий местным бюджетам.
Под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения (пункт 1 статьи 139 БК РФ).
Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 139 БК РФ).
Как указывалось ранее, постановлением администрации Ненецкого автономного округа утверждена программа N 415-п, которая включает в себя подпрограмму 2 "Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания и/или с высоким уровнем износа".
Целями указанной подпрограммы являются: переселение граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных непригодными для проживания и/или с высоким уровнем износа (в редакции до внесения в нее изменений постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 26.12.2017 N 389-п); создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан, снижение доли аварийного жилья в жилищном фонде Ненецкого автономного округа (в редакции постановления администрации Ненецкого автономного округа от 26.12.2017 N 389-п).
Таким образом, целями указанной подпрограммы не является выкуп нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу (принимая во внимание, что согласно части 1 статьи 19 ЖК РФ под жилищным фондом понимается только совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации). Соответственно, выделение субсидий на выкуп нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, то есть на цели, не предусмотренные законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, прямо запрещено положениями абзаца третьего части 3 статьи 139 БК РФ.
С учетом указанных положений абзаца третьего части 3 статьи 139 БК РФ пунктом 4 подпрограммы 2 программы N 415-п (в редакции до внесения изменений постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 19.06.2018 N 146-п) предусмотрено предоставление субсидий из окружного бюджета бюджетам МО "Городской округ "Город Нарьян-Мар", МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" и муниципальных образований сельских населенных пунктов Ненецкого автономного округа на осуществление органами местного самоуправления отдельных полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе", а именно: на софинансирование мероприятий по сносу многоквартирных домов и домов блокированной застройки с учетом выноса инженерных сетей, мероприятий, направленных на выкуп жилых помещений собственников, в том числе с которыми не достигнуто соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения в рамках части 8 статьи 32 ЖК РФ.
Аналогичным образом пунктом 4 раздела II приложения 6 к программе N 415-п (в редакции, действующей в настоящее время) установлено, что субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при осуществлении полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, в соответствии с постановлением администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе":
1) по сносу домов, признанных в установленном порядке ветхими и аварийными и непригодными для проживания;
2) по выкупу жилых помещений собственников в рамках статьи 32 ЖК РФ;
3) по организации строительства муниципального жилищного фонда в части строительства (приобретения) жилых помещений, предоставляемых гражданам по договорам социального найма, и формирования муниципального специализированного жилищного фонда;
4) по созданию условий для жилищного строительства в части освоения и развития территорий для жилищного строительства, предусматривающего обеспечение коммунальной инфраструктурой земельных участков, в том числе высвободившихся после сноса аварийного жилищного фонда, и обеспечения транспортной доступности новых районов.
Согласно постановлению администрации Ненецкого автономного округа от 29.08.2017 N 273-п "Об установлении расходных обязательств Ненецкого автономного округа в рамках государственной программы Ненецкого автономного округа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан, проживающих в Ненецком автономном округе" к расходным обязательствам Ненецкого автономного округа относится предоставление бюджетам муниципальных образований Ненецкого автономного округа субсидий из окружного бюджета на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении следующих полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения:
1) по сносу домов, признанных в установленном порядке ветхими и аварийными и непригодными для проживания;
2) по выкупу жилых помещений собственников в рамках статьи 32 ЖК РФ.
Таким образом, программой N 415-п не предусмотрен в качестве цели ее реализации выкуп нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, НАО не брал на себя обязательства по софинансированию расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в виде выкупа нежилых помещений у собственников нежилых помещений в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения предъявленного требования.
Как справедливо отметил Арбитражный суд Архангельской области, аналогия закона при применении жилищного законодательства не влечет за собой автоматическое расширение бюджетных обязательств округа по наполнению доходной части местного бюджета, поскольку указанный подход нарушает принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный статьей 31 БК РФ.
Согласно представленному платежному поручению от 29.05.2018 N 52434 департамент обязательства по предоставлению субсидий местным бюджетам на выкуп жилых помещений собственников в соответствии со статьей 32 ЖК РФ на 2018 год исполнил в полном объеме (таблица 11 приложения 13 к Закону Ненецкого автономного округа от 08.12.2017 N 354-ОЗ "Об окружном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов").
У суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области по месту нахождения постоянного судебного присутствия в городе Нарьян-Маре Ненецкого автономного округа от 31 октября 2018 года по делу N А05П-518/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Зорина |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05П-518/2018
Истец: Администрация муниципального образования "Городской округ "Город Нарьян-Мар"
Ответчик: Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа