30 мая 2019 г. |
Дело N А66-13461/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
рассмотрев 28.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2018 (судья Карсакова И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Осокина Н.Н.) по делу N А66-13461/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Конаковский Жилфонд", место нахождения: 171252, Тверская область, Конаковский район, город Конаково, улица Горького, дом 5, ОГРН 1056910015084, ИНН 6911023532 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Главному управлению "Государственная жилищная инспекция" Тверской области, место нахождения: 170026, Тверская область, город Тверь, Комсомольский проспект, дом 4/4, ОГРН 1026900522131, ИНН 6905056890 (далее - Инспекция), о признании незаконным и отмене предписания от 22.05.2018 N 2350/ОГ-18.
Решением суда первой инстанции от 01.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2018 заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявления.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, Общество осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенным по адресу: Тверская область, г. Конаково, ул. Строителей, д. 20, на основании лицензии от 10.04.2015 N 000001, предоставленной на основании решения лицензионной комиссии от 03.04.2015 N 9 (приказ Главного управления от 09.04.2015 N 16-ОД), и договора управления.
В отношении Общества на основании распоряжения начальника инспекции от 09.04.2018 N 2350/ОГ-18 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлено, что заявитель допустил нарушение пунктов 3.1.2 и 5.3 договора управления от 01.10.2011, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416 (далее - Правила N 416), пунктов 50, 51 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
Результаты проверки оформлены актом от 22.05.2018.
По итогам проверки Инспекция выдала Обществу предписание от 22.05.2018 N 2350/ОГ-18, которым обязала в срок до 25.09.2018 прекратить нарушение требований пунктов 50, 51 Правил N 354, осуществить перерасчет платы за коммунальные услуги потребителям, проживающим в комнате N 50, расположенной по адресу: Тверская область, г. Конаково, ул. Строителей (ошибочно указана как ул. Горького), дом 20, за период с января по март 2018 года в соответствии с требованиями пункта 50, 51 Правил N 354.
Общество, считая предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление. Апелляционный суд поддержал решение суда.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты отмене не подлежат.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение N 1110, в соответствии с подпунктом "б" пункта 3 которого лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ управляющая организация, как сторона по договору управления многоквартирным домом, обязана в течение согласованного срока за плату выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу подпункта "ж" пункта 4 Правил N 416 к числу стандартов управления многоквартирными домами отнесены организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии со статьей 157 ЖК РФ Правительством Российской Федерации утверждены Правила N 354.
Согласно пункту 51 Правил N 354 расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производится в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире.
Расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю, проживающему в комнате (комнатах) в жилом помещении, являющемся коммунальной квартирой (далее - коммунальная квартира), осуществляется в соответствии с формулами 7, 7(1), 8, 16, 19 и 21 приложения N 2 к настоящим Правилам, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду - в соответствии с формулами 25 - 27 приложения N 2 к настоящим Правилам (пункт 50 Правил N 354).
В данном случае суды установили, что рассматриваемый дом является общежитием коридорного типа (с наличием на этажах общих кухонь, санузлов); дом оборудован общедомовыми приборами учета электрической энергии; индивидуальными приборами учета помещения - комнаты жилого дома не оборудованы; расчет размера платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых помещениях в общежитиях коридорного, гостиничного и секционного типа (с наличием на этажах общих кухонь, туалетов или блоков душевых), производился заявителем в порядке, установленном для расчета размера платы за коммунальные услуги для потребителей, проживающих в коммунальной квартире (пункт 51 Правил N 354), по формуле 7 приложения N 2 к Правилам N 354, исходя из объема (количества) потребленного за расчетный период коммунального ресурса, количества граждан, постоянно и временно проживающих в j-й принадлежащей потребителю (находящейся в его пользовании) комнате (комнатах) в i-й коммунальной квартире; количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-й коммунальной квартире; тарифа на коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Инспекция же, в свою очередь, учитывая, что сведения об оборудовании комнаты N 50 комнатным прибором учета электрической энергии, а также о наличии общего (квартирного) прибора учтена в данном жилом помещении, Общество не представило, посчитала, что расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в комнате N 50, следует осуществлять исходя из норматива потребления (на основании пункта 42 упомянутых Правил) с учетом повышающего коэффициента, то есть по формуле 7.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Суды двух инстанций, учитывая особенность проектирования рассматриваемого здания, отсутствие в рассматриваемом доме квартир, сделали вывод о том, что расчеты с потребителями необходимо производить с учетом сведений установленных общедомовых приборов за соответствующий вид коммунальной услуги в соответствии с пунктами 50, 51 Правил N 354 и формулой 7 приложения N 2 данных Правил.
Судами установлено, что при применении формулы 7 приложения N 2 к Правилам N 354 Общество распределяет весь объем электроэнергии, определенный по общедомовым приборам учета (за минусом потребленного объема в нежилых помещениях), как потребленной в комнатах, так и при содержании общего имущества.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит вывод судов о незаконности предписания верным.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о нарушении ими норм материального и процессуального права, в связи с чем основания для ее удовлетворения отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 01.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2019 по делу N А66-13461/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного управления "Государственная жилищная инспекция" Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Инспекция же, в свою очередь, учитывая, что сведения об оборудовании комнаты N 50 комнатным прибором учета электрической энергии, а также о наличии общего (квартирного) прибора учтена в данном жилом помещении, Общество не представило, посчитала, что расчет платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную в комнате N 50, следует осуществлять исходя из норматива потребления (на основании пункта 42 упомянутых Правил) с учетом повышающего коэффициента, то есть по формуле 7.1 приложения N 2 к Правилам N 354.
Суды двух инстанций, учитывая особенность проектирования рассматриваемого здания, отсутствие в рассматриваемом доме квартир, сделали вывод о том, что расчеты с потребителями необходимо производить с учетом сведений установленных общедомовых приборов за соответствующий вид коммунальной услуги в соответствии с пунктами 50, 51 Правил N 354 и формулой 7 приложения N 2 данных Правил.
Судами установлено, что при применении формулы 7 приложения N 2 к Правилам N 354 Общество распределяет весь объем электроэнергии, определенный по общедомовым приборам учета (за минусом потребленного объема в нежилых помещениях), как потребленной в комнатах, так и при содержании общего имущества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30 мая 2019 г. N Ф07-4929/19 по делу N А66-13461/2018
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4929/19
05.02.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11754/18
01.11.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-13461/18
09.08.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-13461/18