03 июня 2019 г. |
Дело N А66-14302/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Кудина А.Г., Соколовой С.В.,
при участии от администрации города Твери Стребковой А.А. (доверенность от 20.02.2018 N 28),
рассмотрев 29.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Твери на решение Арбитражного суда Тверской области от 06.11.2018 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Осокина Н.Н., Алимова Е.А., Мурахина Н.В.) по делу N А66-14302/2018,
установил:
Администрация города Твери, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Советская ул., д. 11, ОГРН 1066950062717, ИНН 6901000920 (далее - Администрация), обратилась в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, место нахождения: 170100, Тверская обл., г. Тверь, Новоторжская ул., д. 10, ОГРН 1026900559355, ИНН 6905044326 (далее - Управление), от 16.08.2018 N 4255/03.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Департамент дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта администрации города Твери, место нахождения: 170100, г. Тверь, ул. Вольного Новгорода, д. 8 (далее - Департамент); Управление государственной инспекции безопасности дорожного движения Управления Министерства внутренних дел по Тверской области, место нахождения: 170008, г. Тверь, Волокоамский пр., д. 7, корп. 3; общество с ограниченной ответственностью многопрофильная компания "Чистоград", место нахождения: 170100, г. Тверь, Трехсвятская ул., д. 35 Б, оф. 310.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 06.11.2018, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019, в удовлетворении заявления Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрации, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, предписание Управления от 16.08.2018 N 4255/03 противоречит требованиям Федерального закона от 08.11.2017 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также требованиям иных нормативных актов, принятых в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Администрация полагает, что в данном случае согласование установки пешеходных ограждений при разработке проекта проведения капитального ремонта набережной Степана Разина не требовалось, поскольку данные работы проводились в границах, в которых ранее осуществлялись работы под контролем уполномоченного органа по охране культурного наследия. В этом случае, по мнению подателя жалобы, вменяемого согласования с Управлением со стороны Администрации не требовалось. Кроме того, Администрация указывает на выдачу оспариваемого предписания ненадлежащему лицу. Податель жалобы считает, что соответствующее предписание могло быть выдано Департаменту, в оперативном управлении которого находятся автомобильные дороги общего пользования местного значения в границах города Твери и, следовательно, именно Департамент, по мнению Администрации, уполномочен осуществлять дорожную деятельность в отношении данных дорог и обеспечивать безопасность дорожного движения на них.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление в результате мониторинга территории объектов культурного наследия города Твери установило, что Администрацией в отсутствие соответствующего согласования начаты и ведутся работы по установке металлических ограждений вдоль проезжей части набережной Степана Разина и Студенческого переулка в городе Твери, представляющих собой объект культурного наследия федерального значения "Образец жилой застройки набережной, середина 18 века - 2 половина 19 века", объект культурного наследия "Ансамбль береговых сооружений набережной, начало - 1 половина 19 века", объект культурного наследия федерального значения "Дом жилой 1780 - 1790 гг.", объект археологического наследия федерального значения "Загородский г. Твери".
Полагая, что при производстве земляных и строительных работ по возведению ограждения на территории указанных объектов культурного наследия и в зонах их охраны нарушены требования режимов содержания территории зон охраны объектов культурного наследия города Твери, утвержденных Решением Тверского областного Совета депутатов от 25.02.1991 N 26/40, постановлением администрации Тверской области от 24.07.2007 N 228-па, проектными решениями реставрации объекта культурного наследия "Ансамбль береговых сооружений набережной, начало - 1 половина 19 века", Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), Управление выдало главе Администрации предписание от 16.08.2018 N 4233/03.
В соответствии с данным предписанием главе Администрации предписано в срок до 17.08.2018 остановить производство земляных и строительных работ по возведению ограждения по адресу г. Тверь, набережная Степана Разина и Студенческий переулок (пункт 1); в срок до 24.08.2018 представить в Управление на рассмотрение проектную документацию на производство работ по возведению ограждений по указанному адресу и общую схему ограждений, которые планируются установить (пункт 2); в срок до 27.08.2018 демонтировать ограждения, возведенные вдоль проезжей части набережной Степана Разина и Студенческого переулка г. Твери (пункт 3).
Не согласившись с указанным предписанием, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о наличии у Управления правовых и фактических оснований для выдачи оспоренного предписания, в связи с чем отказали в удовлетворении заявленных требований, признав их необоснованными.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 73-ФЗ к объектам культурного наследия относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Исходя из особого статуса и ценности такого имущества порядок его вовлечения и использования в гражданском обороте регламентирован гражданским законодательством с учетом особенностей, установленных актами специального законодательства в области охраны объектов культурного наследия (статья 2 Закона N 73-ФЗ).
Таким образом, объект культурного наследия имеет исторические и культурные особенности (предмет охраны), которые обусловливают его особую защиту, обеспечиваемую как за счет ограничительных законодательных требований, связанных с функционированием данных объектов и прилегающей к ним территории (подпункт 1 пункта 1 статьи 5.1 и пункт 3 статьи 40 указанного Федерального закона), так и за счет законодательных требований, непосредственно направленных на проведение работ по сохранению этих объектов, включая их консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление для современного использования (статьи 44 и 45 этого Федерального закона).
Согласно пункту 6 статьи 11 Закона N 73-ФЗ должностные лица органов охраны объектов культурного наследия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, предъявляемых к собственнику или иному законному владельцу объекта культурного наследия либо земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, объекта недвижимого имущества, расположенного в зонах охраны объектов культурного наследия.
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещаются проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (пункт 5 статьи 5.1 Закона N 73-ФЗ).
В соответствии со статьей 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.
В силу пункта 7 статьи 20 Правил землепользования и застройки города Твери, утвержденных Решением Тверской городской думы от 02.07.2003 N 71, в случае, если земельный участок расположен в границах проекта зон охраны объектов культурного наследия, утвержденного решением Президиума и исполкома Тверского областного Совета народных депутатов от 25.02.1991 N 26/40, то на земельный участок и расположенные на нем объекты капитального строительства распространяется действие режимов использования земель и градостроительных регламентов, установленных указанным проектом зон охраны объектов культурного наследия.
Согласно Градостроительному заданию, выданному Управлением архитектуры и градостроительства города Твери, от 25.07.2008 N АМ-2852, на спорном объекте возможно проведение работ, направленных на обеспечение его физической сохранности, в том числе по согласованной и утвержденной проектной документации при необходимости производства каких-либо земляных работ глубже 0,3 м от поверхности благоустройства; до начала земляных работ необходимо получить разрешение на производство данных работ.
Судами двух инстанций на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлен факт нарушения приведенных выше положений действующего законодательства, выразившееся в установке заграждений объектов культурного наследия в отсутствие соответствующего согласования.
Исходя из системного толкования приведенных выше нормативных положений, а также установив факт нарушения требования режимов содержания территории зон охраны объектов культурного наследия города Твери, суды обоснованно констатировали законность выданного Управлением предписания от 16.08.2018 N 4255/03.
Доводы Администрации о выдаче оспоренного предписания ненадлежащему лицу рассмотрены судами двух инстанций и обоснованно отклонены со ссылкой на положения Устава города Твери, принятого решением Тверской городской Думы от 23.06.2005 N 68, (далее - Устав).
Как следует из предписания от 16.08.2018, данный документ адресован Главе города Твери. В соответствии с нормой статей 37 и 50 Устава Глава города Твери возглавляет Администрацию, определяет основные направления деятельности Администрации, осуществляет контроль за деятельностью структурных подразделений Администрации и обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения, к которым относится среди прочего реализация мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. В соответствии со Структурой Администрации, утвержденной решением Тверской Думы от 01.08.2014 N 294, в состав Администрации, являющейся исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Твери и наделенной полномочиями по решению вопросов местного значения, входят отраслевые (функциональные) органы (подразделения), в том числе и Департамент. Следовательно, в силу указанных нормативных положений Управление обоснованно выдало оспоренное предписание Главе города Твери, как лицу ответственному за обеспечение осуществления Администрацией полномочий по решению вопросов местного значения.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы, повторяющие изложенную в ходе рассмотрения дела позицию по спору, основаны на иной, отличной от изложенной судами в судебных актах оценке представленных в материалы дела доказательств и обстоятельств дела; при этом они уже были предметом исследования судами двух инстанций и им дана надлежащая оценка, в связи с чем их повторение в поданной в суд кассационной инстанции жалобе представляет собой требование о переоценке доказательств и обстоятельств дела, что выходит за предусмотренные частью 2 статьи 287 АПК РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 288 АПК РФ.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1, 3 статьи 286 АПК РФ).
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для безусловной отмены судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 06.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А66-14302/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации города Твери - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 36 Закона N 73-ФЗ изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 3 июня 2019 г. N Ф07-4772/19 по делу N А66-14302/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4772/19
11.02.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-11869/18
06.11.2018 Решение Арбитражного суда Тверской области N А66-14302/18
22.08.2018 Определение Арбитражного суда Тверской области N А66-14302/18