10 июня 2019 г. |
Дело N А13-11549/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Рудницкого Г.М., судей Захаровой М.В., Кадулина А.В.,
при участии от федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации Кудринского Е.Н. (доверенность от 19.12.2018); от Вологодской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов ветеранов МВД" Лютикова В.А. (доверенность от 03.09.2018),
рассмотрев 04.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.11.2018 (судья Зрелякова Л.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Романова А.В.) по делу N А13-11549/2018,
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации, место нахождения: 119435, Москва, Б. Пироговская ул., д. 21, корп. 1, ОГРН 1107746633521, ИНН 7704761773 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодской региональной общественной организации "Общество охотников и рыболовов ветеранов МВД", место нахождения: 162482, Вологодская обл., Бабаевский р-н, г. Бабаево, ул. Свободы, д. 1б, ОГРН 1043500761952, ИНН 3525138798 (далее - Организация), правительству Вологодской области, место нахождения: 160000, г. Вологда, ул. Герцена, д. 2, ОГРН 1023500884395, ИНН 3525115247 (далее - Правительство), о возложении на Организацию обязанности устранить препятствия в пользовании земельным участком с кадастровым номером 35:25:0000000:37, установлении для нее запрета на осуществление охотхозяйственной деятельности и использование указанного земельного участка в кварталах N 1 - 31, 37 - 39, 45 Лещинского участкового лесничества Хвойного лесничества Министерства обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) - филиала Учреждения, входящих в состав земельного участка с кадастровым номером 35:20:0000000:37, отнесенного к землям обороны и безопасности.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минобороны России, федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Управление).
Решением от 15.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.02.2019, в иске отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Податель жалобы ссылается на то, что включение в охотхозяйственное соглашение лесных кварталов Хвойного лесничества Минобороны России создает угрозу режиму секретности размещения военных объектов.
По мнению Управления, охотпользователь незаконно использует в целях осуществления деятельности в сфере охотничьего хозяйства участки лесного фонда Минобороны России, предварительно не заключив соглашение о пользовании указанными земельными участками и не оформив земельные правоотношения.
В отзывах на кассационную жалобу Управление и Минобороны России просят решение и постановление отменить, а кассационную жалобу Учреждения удовлетворить.
В судебном заседании представитель Учреждения подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Организации возразил против ее удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Правительство и Организация (охотпользователь) 28.03.2007 заключили договор N 1 на предоставление территории охотничьих угодий площадью 56 200 га, расположенной в Бабаевском районе, для пользования объектами животного мира в виде охоты и организации охотничьего хозяйства под наименованием "Волковское" в границах согласно приложению N 1 к указанному договору.
Согласно пункту 1.1 договора срок пользования охотничьими угодьями, в соответствии с постановлением правительства Вологодской области от 21.11.2005 N 1193 составляет 49 лет - с 21.11.2005 по 21.11.2054.
Впоследствии на основании части 3 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) договор от 28.03.2007 расторгнут.
Организация и Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира Вологодской области (далее - Департамент) в порядке переоформления права пользования указанными участками 06.12.2017 заключили охотхозяйственное соглашение N 15, согласно которому охотпользователь обязуется обеспечивать проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а Департамент обязуется предоставить на срок, равный сроку действия соглашения, право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий согласно соглашению, а также оказывать содействие охотпользователю в предоставлении лесных участков в аренду для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства Департаментом лесного комплекса Вологодской области.
В границы охотничьих угодий, предоставленных Организации, вошли лесные участки N 1 - 31, 37 - 39, 45 Лещинского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России, входящие в границы земельного участка с кадастровым номером 35:20:0000000:37.
Учреждение в иске ссылается на то, что охотничьи угодья, переданные Организации в пользование, расположены в границах земельного участка с кадастровым номером 35:25:0000000:37, правообладателем которого является Управление.
Учреждение, полагая, что поскольку Организация не получала согласия уполномоченного органа на предоставление земельного участка для целей ведения охотхозяйственной деятельности, она незаконно использует участки лесного фонда Минобороны России, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные доказательства в их совокупности, в иске отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном указанным Кодексом.
На основании пункта 1 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным указанным Кодексом, федеральными законами.
Согласно части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, вступившего в силу с 01.04.2010, юридические лица и индивидуальные предприниматели сохраняют право долгосрочного пользования животным миром в отношении охотничьих ресурсов, которое возникло у них на основании долгосрочных лицензий, полученных до 01.04.2010, до истечения срока действия соответствующей лицензии, если иное прямо не установлено законом; долгосрочные лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов продлению не подлежат (часть 2); такие юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (часть 3); органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с проявившими инициативу юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в течение трех месяцев с даты их обращения в эти органы (часть 4).
В силу части 2 статьи 27 Закона N 209-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент заключения оспариваемого соглашения) по охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) - предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, указанные в части 2 статьи 25 Закона N 209-ФЗ земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
Таким образом, Закон N 209-ФЗ сохранил право пользования животным миром, возникшее у лицензиатов на основании ранее выданных долгосрочных лицензий, в течение срока их действия. Предоставленная этим лицам возможность заключить охотхозяйственные соглашения реализуется по усмотрению лицензиатов в льготном порядке - без проведения аукциона на право заключения такого соглашения.
Исполнительные органы государственной власти, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, охотхозяйственного, лесохозяйственного и иного использования (пункт 5 статьи 93 ЗК РФ).
Допускается включать земельные участки, указанные в пункте 5 статьи 93 ЗК РФ, в границы охотничьих угодий с согласия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, или федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности (пункт 5.1 статьи 93 ЗК РФ).
Вместе с тем, поскольку оспариваемое соглашение заключено в соответствии с требованиями части 1 статьи 71 Закона N 209-ФЗ, судами обоснованно отказано в признании его недействительным.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов о том, что доводы Учреждения о существовании на территории Лещинского участкового лесничества Хвойного лесничества Минобороны России запретной зоны, в границах которой невозможно осуществление любых видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства, ничем не подтверждены. Также не предоставлено доказательств того, что на спорной территории размещены действующие военные объекты.
Доводы кассационной жалобы судом кассационной инстанции признаются несостоятельными, поскольку не содержат указаний на обстоятельства, которые могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и суды, по существу, правильно разрешили спор, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 АПК РФ, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 15.11.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.02.2019 по делу N А13-11549/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного казенного учреждения "Управление лесного хозяйства и природопользования" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий |
Г.М. Рудницкий |
Судьи |
Г.М. Рудницкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.