10 июня 2019 г. |
Дело N А56-102166/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
при участии от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Западному федеральному округу Галкиной Д. А. (доверенность от 18.04.2019), Сапонджян Е. В. (доверенность от 18.04.2019), от общества с ограниченной ответственностью "Лента" Алексеевой С. П. (доверенность от 16.05.2019), Джуган О. А. (доверенность от 15.04.2019), Королевой С. Е. (доверенность от 16.05.2019),
рассмотрев 03.06.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо - Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда города Санкт - Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2018 (судья Ресовская Т.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Зотеева Л.В., Протас Н.И., Сомова Е.А.) по делу N А56-102166/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Лента", место нахождения: 197374, г. Санкт - Петербург, ул. Савушкина, д. 112, лит. Б, ОГРН 1037832048605, ИНН 7814148471 (далее - ООО "Лента", Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным акта Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Северо - Западному федеральному округу, место нахождения: 191014, г. Санкт - Петербург, Литейный пр-кт, д. 39, ОГРН 1099847008546, ИНН 7841417074 (далее - Департамент), от 22.11.2017 N Акт 71/18 в части:
- требования к ООО "Лента" о погашении задолженности в размере 77 961 885 руб. 67 коп.;
- требования к ООО "Лента" о необходимости исчисления и уплаты пени на дату погашения указанной задолженности;
- расчета суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по объектам ООО "Лента" "ТК Лента - 15", "ТК Лента - 48";
- проведения Департаментом зачета на сумму 1 363 645 руб. 64 коп.
Решением суда первой инстанции от 22.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Департамент просит отменить названные судебные акты и принять по делу новый судебный акт - направить дело на новое рассмотрение или отказать в удовлетворении требований Общества.
Податель жалобы указывает, что заявителем в материалы дела не представлен правильный расчет по начислению платы, а представленные Обществом документы о согласовании косвенного метода на основании выпавших осадков за отчетный период делают необоснованным расчет в представленной декларации. Департамент также указал, что корректировочная декларация могла быть подана до 10.03.2017, между тем на требование Департамента о даче дополнительных пояснений Общество ответа не представило. Расчет Департамента подтвержден документально свидетельством постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное действие на окружающую среду, тогда как суды, признавая в расчете Общества ошибки, не скорректировали сумму неправомерно предъявленных к уплате требований, что не было сделано и заявителем.
В судебном заседании представители Департамента поддержали доводы кассационной жалобы.
Представители Общества против удовлетворения кассационной жалобы возразили по основаниям письменного отзыва.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, Департамент по результатам проверки представленной Обществом декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 год (N ВЕ1Р0СВ1 от 26.04.2017) выявил несоответствия между сведениями, указанными Обществом в заявке при постановке на государственный учет объектов негативного воздействия на окружающую среду по массам сброса загрязняющих веществ, и разделом N 2 декларации "расчет суммы платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты", о чем 22.11.2017 составил акт N Акт 71/18.
В результате перерасчета на основании пункта 40 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 (далее - Правила), Департамент направил ООО "Лента" требование от 09.10.2017 N 04-28/11854 с предъявлением задолженности в размере 279 929 руб. 27 коп. Департамент указал, в том числе, на несоответствие массы сброса, указанной в декларации, произведенному расчету массы сброса загрязняющих веществ на основании приложенных копий первичных документов, и необходимости произведения расчетов в соответствии с пунктом 9 Правил на основе данных производственного экологического контроля. Обществу в соответствии с пунктом 41 Правил предложено в течение 7 рабочих дней со дня получения требования в случае несогласия с фактами, изложенными в требовании, представить письменные возражения с приложением заверенных копий обосновывающих документов.
В ответ на требование Департамента Общество направило письменные возражения от 25.10.2017 исх. N 9001-538/17, в которых просило произвести уточняющие расчеты в отношении платы.
В адрес ООО "Лента" 25.06.2018 по почте поступил акт Департамента от 22.11.2017 N Акт 71/18. Согласно приложению к акту (требование о погашении задолженности) общая сумма платежей, начисленная Департаментом за 2016 год, составила 78 763 671 руб. 40 коп., сумма задолженности - 76 713 719 руб. 56 коп.; сумма пеней - 78 077 365 руб. 20 коп., также Департамент произвел зачет в связи с наличием у Общества переплаты в размере 1 363 645 руб. 64 коп.
Полагая, что масса сброса и сумма платы определены Департаментом на основании ошибочных данных, представленных Обществом при постановке объектов на учет и не отражающих фактических данных негативного воздействия на окружающую среду по объектам Общества "ТК Лента - 15" и "ТК Лента - 48", Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании акта от 22.11.2017 N Акт 71/18 частично недействительным.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, установили обстоятельства дела и указали, что масса сброса и сумма платы определены Департаментом на основании некорректных данных, содержащихся в заявке Общества о постановке объектов на государственный учет, тогда как действительные данные подтверждаются исключительно сведениями экологического производственного контроля, в этой связи основания для доначисления Обществу дополнительных платежей, пеней, а также зачета имеющейся переплаты отсутствовали.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 9 названных Правил платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля: для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ; в отношении каждого класса опасности отходов.
Представители сторон подтвердили, что спор в деле касается только платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Обязанность по разработке и утверждению программы производственного экологического контроля юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, закреплена в пункте 2 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 N 7 - ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7 - ФЗ).
Программа производственного экологического контроля содержит, в том числе, сведения об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников (пункт 3 названной статьи).
Следовательно, по объектам "ТК Лента - 15" и "ТК Лента - 48" расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду в части платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты должен производиться на основании данных производственного экологического контроля.
Судами установлено и следует из материалов дела, что при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно: "ТК Лента - 15", расположенного по адресу: Санкт - Петербург, пос. Парголово, Выборгское ш., 216, корп. 1; "ТК Лента - 48", расположенного по адресу: Всеволожский р-н, д. Кудрово, пр. Строителей, стр. 7, в части осуществления сбросов загрязняющих веществ в водные объекты в декларируемых сведениях ООО "Лента" была допущена техническая ошибка: при внесении сведений о массе сброса загрязняющих веществ в водный объект расчет производился на основании расхода сточных вод в соответствии с решениями о предоставлении водного объекта в пользование и концентраций загрязняющих веществ:
решение о предоставлении водного объекта в пользование N 927-Р от 01.07.2016 peгистрационный номер 78-01.04.03.005-Р-РСБХ-С-2016-02518/00 от 08.07.2016 (по "ТК Лента - 15");
решение о предоставлении водного объекта в пользование, регистрационный номер 47-01.04.03.004-Р-РСБХ-С-2015-02704/00 от 15.12.2015 (по "ТК Лента - 48").
При этом в указанных решениях значения концентрации приведены в миллиграммах на кубический дециметр (далее - мг/дм3). Для расчета массы сброса в тоннах в год (далее - т/год) был необходим перевод концентрации в тонны на кубический метр (далее - т/м3). Однако вместо переводного коэффициента 1000000 Обществом ошибочно был взят коэффициент 1000. Таким образом, некорректно взятый Обществом переводной коэффициент единиц измерения привел к завышенному на 3 порядка значению массы сброса.
Также при постановке на учет вышеуказанных объектов при определении показателя данных о массе сброшенных органических веществ "БПКполн" ООО "Лента" был ошибочно применен переводный условный коэффициент 1,43, используемый для перевода показателя "БПК5" в показатель "БПКполн". Необходимости в его использовании не было, так как значения в решении - "БПКполн", что в итоге дополнительно привело к ошибочному увеличению сведений о массе сброса загрязняющих веществ в водный объект.
Указанные технические ошибки Департаментом в суде не опровергнуты.
Объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в сведениях о которых содержалась ошибка, были зарегистрированы в государственном реестре со следующими номерами свидетельств о постановке на учет:
- "ТК Лента - 15" N A03GQJ4T от 07.01.2017, регистрационный номер объекта 40-0278-001219-П;
- "ТК Лента - 48" N A02LP779 от 29.12.2016, регистрационный номер объекта 41-0247-001216-П.
28.06.2018 с целью устранения арифметической ошибки ООО "Лента" в электронном виде в Комитет по природопользованию были поданы заявки об актуализации учетных сведений по указанным спорным объектам.
Сведения откорректированы, получены свидетельства об актуализации учетных сведений.
Письмом от 03.07.2018 Общество направило в адрес Департамента пояснения относительно допущенной технической ошибки, приложив соответствующие документы и пояснения, расчеты платы, произведенные в соответствии с частью 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ, данные производственного экологического контроля, в том числе протоколы химического анализа воды, не опровергнутые Департаментом по достоверности.
Согласно расчету Общества сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на основании производственного экологического контроля составляет:
- по объекту "ТК Лента - 15" - 21 075 руб. 40 коп.;
- по объекту "ТК Лента - 48" - 9 884 руб. 65 коп.
Судами правомерно отмечено, что расчет платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по спорным объектам в силу части 2 статьи 16.2 Закона N 7-ФЗ и пункта 9 Правил должен производиться на основе данных производственного экологического контроля. При этом платежной базой является объем (масса) сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Особенность данного экологического платежа заключается в том, что осуществление указанного вида деятельности сопряжено не с изъятием компонентов природной среды, а с поступлением в окружающую среду веществ, количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Однако в оспариваемом акте Департаментом произведен расчет платы на основании сведений, не имеющих отношения к данным производственного экологического контроля, и полученных им из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду в период, когда указанный реестр содержал техническую ошибку в значениях массы сброса загрязняющих веществ по спорным объектам ООО "Лента".
На довод подателя кассационной жалобы о возможности подачи откорректированных данных до 10.03.2017 следует указать, что арифметическая ошибка Общества, допущенная при подаче заявок о постановке двух объектов на государственный экологический учет не влияла на фактический объем сбросов, который должен подтверждаться исключительно сведениями экологического производственного контроля.
Суды правомерно отметили, что целью ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, является их государственный учет, который не связан с вопросами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Суды правомерно исходили из документально засвидетельствованного объема (массы) поступления вредных веществ в водные объекты.
На довод Департамента о непредставлении данных производственного контроля Обществом в ответ на направленное требование заявитель пояснил, что необходимости осуществления дополнительного контррасчета платы, произведенной Департаментом в оспариваемом акте, не было, поскольку заявителем был произведен расчет платы на основе данных производственного экологического контроля, которые не опровергнуты Департаментом в ходе судебного разбирательства. Кроме того, в требовании по сбросам числилась переплата в размере 96 412 руб. 13 коп., в этой связи по данному начислению возражений представлено не было.
Таким образом, оспариваемый акт, неправомерно возлагающий на заявителя обязанность по внесению дополнительной платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты по спорным объектам, правомерно признан судами недействительным в заявленной ООО "Лента" части, поскольку негативное воздействие в данном объеме фактически заявителем не осуществлялось.
Суды отметили, что Общество производит лабораторный контроль качества состава сточных вод, результаты которого, в том числе за 2016 год, оформляются протоколами аккредитованной лаборатории, представило протоколы химического анализа воды по объектам за 2016 год, имеет согласованные программы регулярных наблюдений за указанными водными объектами и их водоохранной зоной, представило сведения Росгидромета о количестве осадков за 2016 год. Исходные данные для проведения процедуры контроля исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду в части сброса загрязняющих веществ в водные объекты по спорным объектам "ТК Лента - 15" и "ТК Лента - 48" Департаментом не опровергнуты. Департамент достоверно, в том числе арифметически, не опроверг расчет неправомерно начисленных сумм платы в оспариваемой заявителем части.
В отношении данных производственного экологического контроля Департамент необоснованно ссылается на приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.02.2018 N 74 "Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля", принятый позднее рассматриваемого периода - 2016 года. Заявитель указал, что направлял данные производственного экологического контроля за 2016 год в соответствующие органы, и Департамент в рамках проведения контроля исчисления платы имел возможность в порядке межведомственного взаимодействия запросить в указанных органах необходимые сведения для перепроверки.
Доводы подателя жалобы не опровергают законность и обоснованность принятых судебных актов и правильность выводов судов, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и, по существу, направлены на их переоценку. В силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов не имеется (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 22.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А56-102166/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Департамента Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному федеральному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
В.М. Толкунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.