30 мая 2019 г. |
Дело N А56-110225/2017 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Корабухиной Л.И., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "МегаРекс" Одинцова А.А. (доверенность от 24.11.2017), от Центральной акцизной таможни Тарасова А.А. (доверенность от 20.06.2018 N 05-23/11329),
рассмотрев 30.05.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2018 (судья Трощенко Е.И.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 (судьи Семенова А.Б., Лопато И.Б., Юрков И.В.) по делу N А56-110225/2017,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "МегаРекс", место нахождения: 195299, Санкт-Петербург, Гражданский проспект, дом 117, корпус 1, квартира 455, ОГРН 1097847156395, ИНН 7804416192 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Северо-Западного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни, место нахождения: 109240, Москва, Яузская улица, дом 8, ОГРН 1027700552065, ИНН 7703166563 (далее - Таможня), выразившегося в неисполнении обязанности по выдаче паспорта самоходной машины на товар, сведения о котором заявлены в декларации на товары (далее - ДТ) N 10009193/110717/0004572, а также об обязании таможенного органа устранить допущенные нарушения путем выдачи запрашиваемого документа.
Решением суда первой инстанции от 12.11.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 19.02.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 12.11.2018 и постановление от 19.02.2019 и прекратить производство по настоящему делу.
Как указывает таможенный орган, в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя. По мнению подателя жалобы, Общество в ходе судебного разбирательства не подтвердило, что действия таможенного органа по проверке правильности расчета суммы неуплаченного утилизационного сбора привели в данном случае к нарушению его прав. Кроме того, Таможня ссылается на отзыв Обществом обращения о выдаче паспорта самоходной машины.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель Таможни поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами, 11.07.2017 Общество заявило к таможенному оформлению на основании ДТ N 10009193/110717/0004572 товар - мобильный гидравлический полноповоротный четырехколесный одноместный экскаватор - перегружатель Atlas 350MH, серийный номер 351М301332, новый (2017 года выпуска), с дизельным цилиндровым ДВС, объемом 7145 см куб, мощность 166 кВт/223 л.с., фирма- изготовитель ATLAS GMBH.
Выпуск товара для внутреннего потребления осуществлен 21.07.2017.
Впоследствии Общество обратилось в таможенный орган с заявлением от 16.08.2017 о выдаче паспорта самоходной машины на ввезенный на таможенную территорию и выпущенный для внутреннего потребления товар.
К заявлению Общество приложило расчет утилизационного сбора и платежное поручение от 21.09.2017 N 107736 об уплате 1 200 000 руб. утилизационного сбора.
По результатам рассмотрения указанного заявления Таможней в адрес Общества направлено письмо от 14.09.2017 N 45-14-09/4754. В этом письме таможенный орган сообщил, что 18.07.2017 в соответствии с пунктом 7 статьи 138 действовавшего в спорный период Таможенного кодекса Таможенного союза принято решение о назначении таможенной экспертизы в отношении товара, задекларированного по ДТ N 10009193/110717/0004572, заключение таможенного эксперта не поступило. Изложенные обстоятельства, как посчитала Таможня, свидетельствуют об отсутствии возможности провести проверку правильности исчисления суммы утилизационного сбора в представленном Обществом расчете.
Полагая свои права нарушенными, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие таможенного органа, выразившееся в неисполнении обязанности по выдаче паспорта самоходной машины, и обязать таможенный орган устранить допущенные нарушения путем выдачи запрашиваемого документа.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования. Принимая такое решение, суды исходили из подтверждения материалами необоснованного уклонения таможенного органа от выдачи Обществу паспорта самоходной машины. Суды отклонили утверждение Таможни о необходимости прекращения производства по делу ввиду отзыва Обществом заявления от 21.09.2018 о выдаче паспорта, указав, что предметом спора по настоящему делу является допущенное таможенным органом бездействие, выразившееся в неисполнении обязанности по выдаче паспорта самоходной машины по заявлению Общества от 17.08.2017.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации" с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.
С 01.01.2016 оформление паспорта на самоходные машины осуществляется в соответствии с решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100 "О паспорте самоходной машины и других видов техники", которым утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.
Согласно подпункту "в" пункта 2 данного решения Коллегии Евразийской экономической комиссии допускается оформление паспорта самоходной машины и других видов техники по форме и в соответствии с правилами, которые установлены законодательством государства-члена, в частности, в соответствии с Положением о паспорте самоходной машины и других видов техники, утвержденным Госстандартом России 26.06.1995, Минсельхозпродом России 28.06.1995 (далее - Положение о ПСМ).
На основании пункта 2.1.1 Положения о ПСМ выдача паспортов на машины, ввезенные на территорию Российской Федерации в качестве собственности физических и юридических лиц, производится после завершения их таможенного оформления в установленном порядке.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22.09.2015 N 122 утвержден Порядок функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники.
Пунктом 2 названного Решения оформление паспортов самоходных машин и других видов техники в соответствии с единой формой паспорта самоходной машины и других видов техники и Порядком ее заполнения, утвержденными Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.08.2015 N 100, допускается до 01.11.2019.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 24.1 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" с 01.09.2012 за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа. Плательщиками утилизационного сбора являются в том числе лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 N 81 утверждены Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета, излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее - Правила), а также Перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора.
В соответствии с пунктом 7 Правил (в редакции, действовавшей в спорный период) на бланке паспорта самоходной машины и других видов техники, в том числе на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники, оформляемого на выпускаемые в обращение самоходную машину или прицеп, в отношении которых осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
После проверки документов, подтверждающих наличие оснований для неуплаты утилизационного сбора, таможенный орган проставляет на бланке паспорта отметку об основании неуплаты утилизационного сбора (пункт 16 Правил).
Таким образом, как правильно указали суды, паспорт на самоходную машину должен быть оформлен должностными лицами таможенного органа после завершения таможенного оформления товара и принятия решения о выпуске товара. Выдача таможенным органом паспорта самоходной машины на самоходные машины и (или) прицепы к ним, ввозимые в Российскую Федерацию, осуществляется после проставления в нем соответствующей отметки об оплате утилизационного сбора.
Как установлено судами и не оспаривается Таможней, факт завершения таможенного оформления товара, задекларированного по ДТ N 10009193/110717/0004572, подтвержден должностными лицами таможенного органа путем принятия 21.07.2017 решения о выпуске товара в соответствии заявленной таможенной процедурой и проставления отметки. Оплата утилизационного сбора произведена Обществом, полный комплект документов, необходимых для выдачи паспорта самоходной машины, представлен Обществом в Таможню вместе с заявлением от 16.08.2017.
На основании изложенного суды сделали вывод о совершении Обществом всех необходимых действий и соблюдении условий для получения паспорта самоходной машины и, соответственно, о том, что таможенным органом допущено неправомерное бездействие, которое нарушало права и законные интересы Общества.
Довод подателя жалобы о том, что при удовлетворении требований Общества суды не установили, какие законные права и интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности нарушены оспариваемым бездействием Таможни, отклоняется.
Судами обоснованно отмечено, что наличие паспорта самоходной машины является обязательным условием для ее регистрации и допуска к эксплуатации, в связи с чем бездействие таможенного органа нарушает права и интересы Общества в сфере экономической деятельности, поскольку создают препятствия в эксплуатации машины в соответствии с ее назначением, а также выступать предметом гражданско-правовых сделок.
Утверждение таможенного органа о том, что производство по настоящему делу подлежит прекращению, поскольку Общество отозвало ранее поданное заявление от 21.09.2018 о выдаче паспорта самоходной машины, также было предметом рассмотрения и оценки судов.
Судами правомерно отмечено, что предметом спора по данному делу является допущенное Таможней бездействие по невыдаче паспорта в ответ на письмо заявителя от 16.08.2017.
Доводы, изложенные таможенным органом в кассационной жалобе, основаны на неверном толковании норм права, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды полно и объективно исследовали все фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, нормы материального права применены судами правильно, нарушений норм процессуального права не установлено, поэтому суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения оспариваемых судебных актов и удовлетворения жалобы Таможни.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2019 по делу N А56-110225/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.