05 июля 2019 г. |
Дело N А66-12897/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кадулина А.В., судей Сапоткиной Т.И., Сергеевой И.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Красново" - Морозова Р.О. (доверенность от 27.07.2018), от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области Богдановой О.В. (доверенность от 13.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красново" на решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2018 (судья Пугачев А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 (судьи Зорина Ю.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А66-12897/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Красново" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области (далее - Управление) об отказе в государственном кадастровом учёте изменений вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000024:2239, общей площадью 47202 кв. м., 69:10:0000024:2683, общей площадью 3549 кв. м., 69:10:0000024:4123, общей площадью 10885 кв. м, 69:10:0000024:4124, общей площадью 1652 кв. м., 69:10:0000024:4561, общей площадью 54223 кв. м., 69:10:0000024:5523, общей площадью 89471 кв. м., изложенные в уведомлениях от 30.07.2018 N КУВД-001/2018-1019655/2; от 30.07.2018 N КУВД-001/2018-1019953/2; от 06.08.2018 N КУВД-001/2018-1019122/2; от 06.08.2018 N КУВД-001/2018-1019491/2; от 06.08.2018 N КУВД-001/2018-1019799/2; от 30.07.2018 N КУВД-001/2018-1019040/2; и возложении на Управление обязанности произвести государственный кадастровый учет изменений характеристик указанных земельных участков, установив вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования (12.0)" (требования с учетом уточнений).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Никулинское сельское поселение Калининского района Тверской области.
Решением суда первой инстанции от 07.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 08.04.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель Управления, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить жалобу без удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 69:10:0000024:2239, общей площадью 47202 кв. м., 69:10:0000024:2683, общей площадью 3549 кв. м., 69:10:0000024:4123, общей площадью 10885 кв. м, 69:10:0000024:4124, общей площадью 1652 кв. м., 69:10:0000024:4561, общей площадью 54223 кв. м., 69:10:0000024:5523, общей площадью 89471 кв. м. с видом разрешенного использования "для жилищного строительства", расположенных по адресу: Тверская область, Калинский район, Никулинское сельское поселение, деревня Красново.
Согласно правилам землепользования и застройки муниципального образования "Никулинское сельское поселение" Калининского района Тверской области все земельные участки относятся к функциональной зоне Ж1-зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Среди основных видов разрешенного использования земельных участков зоны Ж1 указанными правилами предусмотрен вид "Земельные участки (территории) общего пользования", предполагающий размещение объектов улично-дорожной сети, автомобильных дорог и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, набережных, береговых полос водных объектов общего пользования, скверов, бульваров, площадей, проездов.
Общество обратилось в Управление с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельных участков на вид "земельные участки (территории) общего пользования (12.0)".
Управление приняло решение о приостановлении кадастрового учета изменений характеристик земельных участков на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В адрес заявителя направлены уведомления о приостановлении государственного кадастрового учета.
Впоследствии Управление отказало в осуществлении государственного кадастрового учета указанных изменений характеристик земельных участков.
Ссылаясь на то, что отказ Управления не соответствует закону, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных Обществом требований, признав, что оспариваемые решения Управления не противоречат закону.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ).
Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Согласно пункту 2 статьи 7 ЗК РФ земли, указанные в пункте 1 данной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Закона N 218-ФЗ).
Виды разрешенного использования земельных участков в настоящее время устанавливаются в соответствии с классификатором, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.09.2014 N 540 (далее - Классификатор).
Согласно классификатору вид разрешенного использования "земельные участки (территории) общего пользования" относится к землям на которых предусмотрено размещение, в том числе, объектов улично-дорожной сети: автомобильных дорог, трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов, пешеходных переходов, бульваров, площадей, проездов, велодорожек и объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры; размещение придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог, а также некапитальных сооружений, предназначенных для охраны транспортных средств.
Указанные объекты по своему функциональному назначению предназначены для использования неограниченным кругом лиц в целях удовлетворения общественных потребностей, в связи с этим такие объекты располагаются на земельных участках относящихся к публичной собственности.
Таким образом, указанный вид разрешенного использования не относится к земельным участкам, находящимся в частной собственности.
При таких обстоятельствах Управление обоснованно отказало Обществу в осуществлении действий по изменению основных характеристик земельных участков.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано правильно, основания для отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 07.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2019 по делу N А66-12897/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Красново" - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.В. Кадулин |
Судьи |
А.В. Кадулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.