05 июля 2019 г. |
Дело N А56-62663/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Алешкевича О.А., Соколовой С.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ГТМ-стройсервис" Мартышевой Н.А. (доверенность от 12.02.2019 N 7),
рассмотрев 03.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГТМ-стройсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2018 (судья Синицына Е.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 (судьи Юрков И.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А56-62663/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Домплюс", место нахождения: 188671, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Рахья, Ленинградское ш., д. 23, ОГРН 1164704057638, ИНН 4703145198 (далее - ООО "Домплюс"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании распоряжений Комитета государственного жилищного надзора и контроля Ленинградской области, место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д. 3, ОГРН 1147847555107, ИНН 7842018964 (далее - Комитет), от 20.03.2018 N 512 и 514.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ГТМ-стройсервис", место нахождения: 196084, Санкт-Петербург, Смоленская ул., д. 9, ОГРН 1079847094854, ИНН 7810496502 (далее - ООО "ГТМ-стройсервис").
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019, оспоренные распоряжения Комитета признаны недействительными; на Комитет возложена обязанность внести изменения в реестр лицензий Ленинградской области в отношении ООО "Домплюс" по управлению многоквартирными домами, расположенными по адресам: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Рахья, Станционная ул., д. 30 и Ленинградское ш., д. 32.
В кассационной жалобе ООО "ГТМ-стройсервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и отказать ООО "Домплюс" в удовлетворении заявления. По мнению подателя жалобы, протоколы общих собраний, представленные ООО "Домплюс" к заявлению о включении изменений в реестр лицензий, не соответствовали требованиям законодательства Российской Федерации, поскольку из них невозможно установить единую дату, с которой должна быть прекращена деятельность предыдущей и начата деятельность новой управляющей компании. В связи с изложенным, ООО "ГТМ-стройсервис" считает, что Комитет правомерно вынес распоряжения от 20.03.2018 N 512 и 514 об отказе внести изменения в соответствующий реестр лицензий.
В судебном заседании представитель ООО "ГТМ-стройсервис" поддержал доводы кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в многоквартирных домах, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Рахья, Станционная ул., д. 30 и Ленинградское ш., д. 32 в период с 29.09.2017 по 30.10.2017 проведены внеочередные общие собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования, о чем вынесены протоколы от 08.11.2017 N 1. Собственниками указанных многоквартирных домов были приняты следующие решения: расторгнуть договоры управления многоквартирными домами, расположенными по адресам: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Рахья, Станционная ул., д. 30 и Ленинградское ш., д. 32 с ООО "ГТМ-Стройсервис"; выбрать ООО "Домплюс" в качестве управляющей организации для обслуживания названных многоквартирных домов; заключить договоры управления многоквартирными домами с управляющей организацией, выбранной на внеочередном общем собрании собственников помещений домов. Подписать договоры управления с выбранной управляющей организацией с каждым собственником помещений индивидуально.
По итогам проведенных внеочередных общих собраний, собственники помещений многоквартирных домов в соответствии с требованиями статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) уведомили о результатах проведенных собраний ООО "ГТМ-стройсервис" и ООО "Домплюс".
ООО "Домплюс" 12.12.2017 направило в адрес Комитета заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области.
Комитет отказал ООО "Домплюс" в удовлетворении заявления в связи с неразмещением информации по проведенным собраниям на официальных ресурсах сети "Интернет" - сайтах https://www.reformagkh.ru/ и https://dom.gosuslugi.ru/.
После устранения выявленных нарушений, ООО "Домплюс" 01.03.2018 повторно обратилось в Комитет с заявлениями о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области.
Распоряжениями от 20.03.2018 N 512 и 514 Комитет отказал ООО "Домплюс" во внесении изменений в реестр лицензий многоквартирных домов Ленинградской области на основании подпункта "а" пункта 9 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 N 938/пр (далее - Порядок N 938/пр). Комитет пришел к выводу, что решения, принятые на общих собраниях собственников помещений многоквартирных домов, противоречат положениям части 8.1 статьи 162 ЖК РФ, а именно: не содержат сведений о дате заключения договоров с ООО "Домплюс". При этом, в соответствии с частью 8.1 статьи 162 ЖК РФ собственники помещений вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора управления, заключенного по результатам открытого конкурса, только по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора. Управляющая организация ООО "ГТМ-стройсервис", отобранная по результатам открытого конкурса органа местного самоуправления (протокол от 24.01.2017), заключила договор управления многоквартирными домами 06.02.2017.
Не согласившись с указанными распоряжениями Комитета, ООО "Домплюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "ГТМ-стройсервис" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.
В силу пункта 4 части 2 статьи 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в том числе, выбор способа управления многоквартирным домом.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 195 ЖК РФ реестр лицензий субъекта Российской Федерации должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресе многоквартирного дома или адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.
Как предусмотрено частью 2 статьи 198 ЖК РФ, в случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, согласно которому лицензирование осуществляют органы государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации (пункт 2); лицензирующий орган формирует и ведет реестр лицензий субъекта Российской Федерации (пункт 15).
После получения сведений, указанных в части 2 статьи 198 ЖК РФ, орган государственного жилищного надзора вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статьи 198 ЖК РФ).
В силу пункта 2 Порядка N 938/пр изменения в реестр вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом (уполномоченным представителем лицензиата) заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: а) адрес многоквартирного дома; б) основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; в) копию договора управления многоквартирным домом; г) данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).
Перечень документов, представляемых с заявлением о внесении изменений в реестр, установлен пунктом 3 Порядка N 938/пр.
По результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает решение о внесении изменений в реестр; об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления и документов; о приостановлении рассмотрения заявления (пункт 7 Порядка N 938/пр).
Основаниями для отказа во внесении изменений в реестр и возврате заявления является несоответствие заявления и документов требованиям, установленным пунктами 2 и 3, подпунктами "г" и "д" пункта 5 Порядка (подпункт "а" пункта 9 Порядка N 938/пр).
В данном случае судами двух инстанций установлено, что собственниками помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пгт Рахья, Станционная ул., д. 30 и Ленинградское ш., д. 32 в период с 29.09.2017 по 30.10.2017 были проведены внеочередные общие собрания собственников помещений в форме очно-заочного голосования. На данных собраниях были приняты решения о расторжении договора с ООО "ГТМ-стройсерис", о выборе способа управления управляющей организацией и о выборе ООО "Домплюс" в качестве управляющей организации с последующим заключением договоров управления многоквартирным домом с каждым собственником индивидуально.
Право собственников на односторонний отказ от исполнения договора предусмотрено частью 8.1 статьи 162 ЖК РФ.
Доказательств, свидетельствующих об оспаривании решений внеочередных общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, оформленных протоколами от 08.11.2017 N 1, в материалы дела не представлены; о наличии таких споров не заявлялось Комитетом и не было положено в основу оспариваемых отказов.
Основанием для вынесения оспариваемых распоряжений послужил довод Комитета о том, что решения, принятые на общих собраниях собственников помещений многоквартирных домов, противоречат положениям части 8.1 статьи 162 ЖК РФ, а именно: не содержат сведений о дате заключения договоров с ООО "Домплюс" и отказ от исполнения договоров управления многоквартирными домами принят до истечения года со дня заключения договоров с ООО "ГТМ-стройсерис" (06.02.2017).
Между тем, как установлено судами двух инстанций, ООО "Домплюс" к заявлению о внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области приложило копии договоров, заключенных с каждым собственником помещений многоквартирных домов, содержащих даты их заключения. Также судами установлено, что соответствующие заявления поданы ООО "Домплюс" 01.03.2018, то есть по окончании календарного года управления ООО "ГТМ-стройсерис", что соответствует части 8.1 статьи 162 ЖК РФ.
Исходя из изложенного, суды правомерно заключили, что у Комитета отсутствовали основания, предусмотренные подпунктом "а" пункта 9 Порядка N 938/пр, для отказа ООО "Домплюс" во внесении изменений в реестр лицензий Ленинградской области.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.09.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2019 по делу N А56-62663/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ГТМ-стройсервис" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.