15 июля 2019 г. |
Дело N А56-101684/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Главная линия" Потапова Д.Е. (доверенность от 07.09.2018), от Военной прокуратуры Западного военного округа Балевских В.Ю. (удостоверение),
рассмотрев 10.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главная линия" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2018 (судья Хохлов Д.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 (судьи Сомова Е.А., Лопато И.Б., Протас Н.И.) по делу N А56-101684/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Главная линия", место нахождения: 117574, Москва, проезд Одоевского, д. 2А, пом. XI, комн. 17, оф. 405, ОГРН 1107746827539, ИНН 7728751238 (далее - Общество, ООО "Главная линия"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Военной прокуратуры Западного военного округа, место нахождения: 191055, Санкт-Петербург, Невский пр., д. 4, ОГРН 1127847489670, ИНН 7841470857, в лице военной прокуратуры Рязанского гарнизона (прокурорский участок в г. Коломне), место нахождения: 140400, Московская обл., г. Коломна, ул. Левшина, д. 26 (далее - Прокуратура), при проведении 26.04.2018 проверки исполнения ООО "Главная линия" требований технических регламентов при организации питания военнослужащих в столовой N 2/33 воинской части 53195, расположенной по адресу: Московская обл., Коломенский р-н, д. Щурово, Артиллерийская ул., д. 1.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2018, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "Главная линия", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на том, что действия Прокуратуры по проведению проверки в отношении ООО "Главная линия" не соответствовали требованиям Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1). Кроме того, Общество полагает, что суд апелляционной инстанции необоснованно отклонил ходатайство ООО "Главная линия" о приобщении дополнительных доказательств.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Прокуратуры возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Прокуратурой 12.04.2018 принято решение N 440 о проведении проверки исполнения в войсковой части 53195, расположенной по адресу: Московская обл., Коломенский р-н, д. Щурово, Артиллерийская ул., д. 1. (далее - войсковая часть), требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих и их материально-бытовом обеспечении. Проверка проводилась по заданию военной прокуратуры Западного Военного округа.
В ходе проверки Прокуратурой установлено, что организация питания военнослужащих в войсковой части обеспечивается ООО "Главная линия" в соответствии с заключенным между Обществом и акционерным обществом "Военторг" договором на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2016 N ОП-17-14. Данный договор заключен в целях исполнения государственного контракта от 30.12.2016 N 301216/ВП на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации в 2017-2019 годах.
Прокуратурой 26.04.2018 с привлечением специалистов Коломенского межрайонного отдела управления Россельхознадзора по городу Москве, Московской и Тульской областям (далее - Россельхознадзор) проведены надзорные мероприятия в войсковой части, в том числе осуществлен осмотр столовой, по результатам которого Россельхознадзор составил справку от 10.05.2018 N 09-15/490 о допущенных Обществом нарушениях при организации питания военнослужащих, которая была также направлена в Прокуратуру.
По факту выявленных нарушений Прокуратура 31.05.2018 в порядке статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) вынесла в отношении Общества постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Постановлением Россельхознадзора от 11.07.2018 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов).
Не согласившись с действиями Прокуратуры по проведению проверки, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций не усмотрели правовых и фактических оснований для удовлетворения заявления Общества.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ООО "Главная линия" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов (пункт 1 статьи 1 Закона N 2202-1).
Предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
В соответствии с абзацем вторым части 2 статьи 21 Закона N 2202-1 проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно пункту 1 статьи 27 Закона N 2202-1 прокурор при осуществлении возложенных на него функций рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, использует полномочия, предусмотренные статьей 22 названного Закона.
Полномочия, возложенные на военных прокуроров, приведены в пункте 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур", к числу которых относится в том числе надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации, исполнением законов, органами военного управления и должностными лицами воинских частей.
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений (пункт 1 статьи 22 Закона N 2202-1).
В соответствии со статьями 21 и 22 Закона N 2202-1 требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
К участию в проведении проверки могут привлекаться представители государственных органов в целях осуществления ими экспертно-аналитических функций (пункт 13 статьи 21 Закона N 2202-1).
В соответствии с пунктом 3 статьи 21 Закона N 2202-1 решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки. В решении о проведении проверки в обязательном порядке указываются цели, основания и предмет проверки.
Судами двух инстанций установлено, что прокурорская проверка проводилась в отношении должностных лиц войсковой части на основании решения заместителя военного прокурора Рязанского гарнизона от 12.04.2018 N 440 по заданию Военной прокуратуры Западного военного округа, которое соответствует типовой форме, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.03.2017 N 172; предмет проверки - исполнение требований законодательства о сохранности жизни и здоровья военнослужащих и их материально-бытовом обеспечении.
В рамках проверочных мероприятий установлено, что организация питания военнослужащих в войсковой части обеспечивается Обществом на основании договора на оказание услуг по организации питания для нужд Министерства обороны Российской Федерации от 30.12.2016 N ОП-17-14, и в связи с этим 26.04.2018 Прокуратурой с привлечением в порядке пункта 13 статьи 21 Закона N 2202-1 специалистов Россельхознадзора проведены соответствующие надзорные мероприятия в названной войсковой части, в том числе осуществлен осмотр столовой, по результатам которого Россельхознадзор составил справку от 10.05.2018 N 09-15/490 о допущенных Обществом нарушениях при организации питания военнослужащих.
Также суды установили, что процедура прокурорской проверки соответствовала закону; из материалов дела не следует, что Прокуратура каким-либо образом подменила иные государственные органы, в том числе органы Россельхознадзора, которые с целью проверки в соответствующей части - касающейся качества поставляемого в войсковые части продовольствия и его соответствия нормативным требованиям и правилам - были привлечены к участию в проверочном мероприятии (для проведения совместной проверки); при этом поскольку проверка в этой части проводилась, по сути, Россельхознадзором, Прокуратура поручила данному органу оповестить Общество о дате проверки. В последующем именно Россельхознадзор составил справку от 10.05.2018 N 09-15/490 о допущенных Обществом нарушениях при организации питания военнослужащих и привлек его к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Данные действия Прокуратуры соответствуют требованиям Закона N 2202-1 и не нарушают права и законные интересы ООО "Главная линия" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом названных нормативных положений и исходя из установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы подателя жалобы относительно неправомерного отказа суда апелляционной инстанции в приобщении дополнительных документов по делу судом кассационной инстанции отклоняются.
Из протокола судебного заседания от 26.03.2019 следует, что при рассмотрении апелляционной жалобы Обществу было отказано в удовлетворении ходатайств в приобщении к материалам дела дополнительных документов ввиду отсутствия обоснования уважительности причин непредставления данных документов в суд первой инстанции. Отказ суда в удовлетворении ходатайства ООО "Главная линия" соответствует части 2 статьи 268 АПК РФ и пункту 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции".
Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения в судах, им дана надлежащая правовая оценка, основания для непринятия которой у суда кассационной инстанции отсутствуют. Данные доводы не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Нарушения судами норм процессуального права суд кассационной инстанции не установил.
При подаче кассационной жалобы ООО "Главная линия" по платежному поручению от 07.05.2019 N 9343 уплатило 3000 руб. государственной пошлины. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2019 по делу N А56-101684/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Главная линия" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Главная линия" (место нахождения: 117574, Москва, проезд Одоевского, д. 2А, пом. XI, комн. 17, оф. 405, ОГРН 1107746827539, ИНН 7728751238) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 07.05.2019 N 9343.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.