19 июля 2019 г. |
Дело N А21-9485/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июля 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Богачевой Е.В., судей Ломакина С.А., Щуриновой С.Ю.,
рассмотрев 18.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2019 (судья Иванов С.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 (судьи Юрков И.В., Лопато И.Б., Семенова А.Б.) по делу N А21-9485/2018,
установил:
Государственное автономное учреждение здравоохранения "Гурьевская центральная районная больница", место нахождения: 238300, Калининградская область, Гурьевский район, город Гурьевск, Калининградское шоссе, дом 31, ОГРН 1023902297836, ИНН 3917007771 (далее - Больница), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Калининградской области", место нахождения: 236029, город Калининград, улица Озерная, дом 29, ОГРН 1023901012189, ИНН 3906036812 (далее - Комиссариат), о взыскании 1 402 061 руб. задолженности за оказанные услуги.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Калининградской области, место нахождения: 236022, город Калининград, улица Космонавта Леонова, дом 49, ОГРН 1023900598150, ИНН 3904006756.
Решением суда первой инстанции от 04.02.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.04.2019, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Комиссариат, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить судебные акты.
По мнению подателя жалобы, Больницей была завышена стоимость оказанных услуг по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, за счет включения в стоимость услуг иных сумм, помимо среднего заработка медицинских работников, а также за счет завышения количества граждан, прошедших медицинское освидетельствование.
Податель жалобы также считает, что произведенные Больницей лабораторные исследования являются составляющей частью медицинского обследования, финансовое обеспечение которого осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
Кроме того, податель жалобы указывает на необоснованное применение судами утратившего силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", тогда как правоотношения сторон в спорный период регулировались постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
В отзыве Больница просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Представители участвующих в деле лиц, надлежаще извещенных о времени и месту слушания дела, в судебное заседание не явились, что не препятствует рассмотрению жалобы в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, приказами Министерства здравоохранения Калининградской области от 19.09.2016 N 392, от 13.03.2017 N 89, от 12.09.2017 N 417, от 16.03.2018 N 163 на основании Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) установлены обязательства медицинских учреждений по командированию в соответствии с заявками военных комиссариатов Калининградской области врачей, имеющих опыт работы по проведению военно-врачебной экспертизы, для медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу; по обеспечению проведения обследования граждан, подлежащих призыву на военную службу в следующем объеме: флюорография (рентгенография) легких в двух проекциях с обязательным предоставлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм), общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи, электрокардиография в покое, исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "В" и "С".
Больницей выделен соответствующий медицинский персонал для участия в проведении медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, проведены соответствующие лабораторно-диагностические исследования.
В адрес Комиссариата письмами от 06.07.2016 N 455, от 19.08.2016 N 588, от 30.03 2017 года N 330, от 30.04.2018 N 364, от 30.05.2018 N 482 направлены счета на оплату оказанных Больницей услуг, стоимость которых составила 1 402 061 руб., с приложением калькуляций затрат на медицинские услуги, расчетов стоимости медикаментов, реестров обследованных призывников.
Поскольку оплата оказанных услуг Комиссариатом не произведена, Больница направила в его адрес претензии от 20.06.2018 и от 10.07.2018 о погашении образовавшейся задолженности.
Письмом от 19.07.2018 N Ф/2630 Комиссариат отказался от погашения задолженности, что послужило основанием для обращения Больницы в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что Больницей доказан факт оказания услуг и правильно рассчитана их стоимость.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены судебных актов, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию, медицинскому осмотру и профессиональному психологическому отбору при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, медицинскому освидетельствованию ранее признанных ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, организация работы аппарата усиления военных комиссариатов и проведение иных мероприятий, связанных с воинским учетом, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, осуществляются военными комиссариатами.
Проведение мероприятий по медицинскому обследованию при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы осуществляется медицинскими организациями по направлению военных комиссариатов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
В целях проведения медицинского освидетельствования военные комиссариаты согласно пунктам 14 и 15 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 (далее - Положение N 565), направляют граждан на диагностические исследования, которые включают в себя в том числе и лабораторно-диагностические исследования, проведенные Больницей. Освидетельствование проводится врачами-специалистами с учетом результатов проведенных лабораторно-диагностических исследований.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации расходов на обеспечение медицинского освидетельствования граждан, поступающих на военную службу, определен Правилами компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее - Правила N 704).
На основании подпункта 3 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда) врачам-специалистам и среднему медицинскому персоналу в случае участия указанных лиц в проведении медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение профессионального образования, поступлением на военную службу по контракту, призывом на военные сборы; медицинского осмотра граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед их направлением к месту прохождения военной службы; контрольного медицинского освидетельствования граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 704 компенсация названных расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации и Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Возмещение затрат осуществляется в том числе путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4 Правил N 704).
В силу части 5 статьи 25 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" граждане при постановке их на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту или приравненную к ней службу имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, за исключением медицинского освидетельствования в целях определения годности к военной службе или приравненной к ней службе.
В разделах V Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, 2017 год и 2018 год, утвержденных постановлениями Правительства Российской Федерации от 19.12.2015 N 1382, от 19.12.2016 N 1403 и 08.12.2017 N 1492, в качестве исключения установлено, что финансовое обеспечение медицинского освидетельствования в целях определения годности граждан к военной или приравненной к ней службе за счет Программ не осуществляется.
В то же время Законом 53-ФЗ предусмотрено, что понесенные организациями и гражданами в связи с исполнением названного закона расходы компенсируются и это является расходным обязательством Российской Федерации.
В связи с этим довод подателя жалобы о том, что оплата оказанных Больницей услуг должна осуществляться в порядке финансирования Программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, является несостоятельным.
Как следует из материалов дела, в спорный период договорные отношения между Больницей и Комиссариатом отсутствовали, однако на основании прямого указания закона и по инициативе Комиссариата в период с 2016 года по 2018 год призывникам, направленным Комиссариатом для обследования, были оказаны услуги на общую сумму 1 402 061 руб., которые не были оплачены.
Поскольку в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса, исковые требования Больница правомерно удовлетворены судами.
Доказательств того, что расходы Больницы в заявленной сумме возмещены либо подлежат возмещению за счет средств обязательного медицинского страхования, в материалы дела не представлено.
Довод подателя жалобы о завышении Больницей стоимости услуг путем включения в нее иных сумм помимо среднего заработка медицинских работников, а также завышения количества граждан, прошедших медицинское освидетельствование, не находит своего подтверждения в материалах дела.
Расчет стоимости услуг произведен Больницей на основании утвержденных главным врачом Больницы 12.01.2015 тарифов на услуги, оказываемые Больницей за плату. Указание в выставленных Комиссариату счетах на оплату составных частей установленного тарифа произведено в соответствии с требованиями бухгалтерского учета и не повлекло за собой увеличения стоимости оказанных Больницей услуг. Несовпадение количества призывников с общим количеством лиц, в отношении которых Больницей были оказаны услуги, вызвано необходимостью проведения контрольных и повторных освидетельствований, повторных лабораторно-диагностических исследований в отношении одних и тех же лиц (пункты 8 и 15 Положения N 565), факт направления на которые подтверждается представленными в материалы дела протоколами призывной комиссии.
Ссылка судов на утратившее силу постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" не привела к принятию неправильного решения, поскольку в период с 2016 года по 2018 год аналогичные положения содержались в постановлении Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 N 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе".
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, положенные в основу обжалуемых судебных актов, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения. Процессуальных нарушений судами не допущено. В связи с этим решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда являются законными и обоснованными, а кассационная жалоба Комиссариата - не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьеи 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса России
скои
Федерации, Арбитражный
суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 04.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А21-9485/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Калининградской области" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.В. Боглачева |
Судьи |
Е.В. Боглачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.