01 августа 2019 г. |
Дело N А56-58555/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 1 августа 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сапоткиной Т.И., судей Преснецовой Т.Г. и Чуватиной Е.В.,
при участии от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Короть В.Н. (доверенность от 07.09.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метролес" и общества с ограниченной ответственностью "Метрокомплекс" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 (судья Кротов С.М.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 (судьи Желтянников В.И., Жиляева Е.В., Полубехина Н.С.) по делу N А56-58555/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Метролес", место нахождения: 192029, Санкт-Петербург, ул. Бабушкина, д. 8, лит. А, пом. 2Н, ОГРН 1137847505949, ИНН 7811569190 (далее - ООО "Метролес"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги", место нахождения: 107174, г. Москва, Новая Басманная ул., д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727 (далее - ОАО "РЖД"), о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности на сооружение нежилое протяженностью 5 942 метра, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит. А, кадастровый номер 78:00:0000000:1569, об исключении на основании решения суда из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) записи от 16.09.2014 N 787-78-77/039/2014-491, оформленной свидетельством о государственной регистрации права ОАО "РЖД" на указанный объект недвижимости, и о снятии с кадастрового учёта названного объекта недвижимости - верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление Росреестра).
Протокольным определением от 01.11.2018 суд привлёк к участию в деле в качестве соистца общество с ограниченной ответственностью "Метрокомплекс", место нахождения: 188760, Ленинградская обл., г. Приозерск, Красноармейская ул., д. 15, лит. А, оф. 4, ОГРН 1027806868737, ИНН 7813155518 (далее - ООО "Метрокомплекс").
Решением суда от 26.11.2018 в иске отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.02.2019 решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Метролес" и ООО "Метрокомплекс" просят решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податели жалобы ссылаются на нарушение судами норм материального и процессуального права; полагают, что суды не определили обстоятельства, имеющие правовое значение для разрешения спора, не исследовали доказательства и доводы, являющиеся ключевыми для разрешения вопроса о праве, самостоятельно откорректировали предмет и обоснования исковых требований истца, проигнорировали требования статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), выработанную позицию Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по применению этой статьи.
Податели жалобы не согласны с выводом судов о том, что истцы избрали ненадлежащий способ защиты права.
Податели жалобы ссылаются на неправильное применение судами части второй статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), полагают, что суды необоснованно отказали в удовлетворении ходатайства истца о проведении технической экспертизы, не оценили представленные истцом доказательства.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" просит решение и постановление оставить без изменения, соглашаясь с изложенными в них выводами.
Законность решения и постановления проверена в кассационном порядке.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ОАО "РЖД" обратился с просьбой отказать в удовлетворении жалобы.
Другие участвующие в деле лица о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем, жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Кроме того, информация о принятии жалобы к производству, а также о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Северо-Западного округа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет. Документы, подтверждающие размещение указанных сведений, включая дату их размещения, на официальном сайте суда, приобщены к материалам дела.
Суд кассационной инстанции полагает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Материалами дела подтверждается следующее.
Министерством путей сообщения Российской Федерации издано распоряжение от 01.03.2001 N 37у о реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги. Заместителем министра путей сообщения Российской Федерации 18.04.2001 утверждено задание на разработку проекта реконструкции Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Функции заказчика строительства возложены на ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта".
Администрацией Санкт-Петербурга издано распоряжение от 13.02.2002 N 1717-ра "О проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожной станции Рыбацкое, Третьего и Четвертого главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры", согласно которому ФГУП "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" разрешено осуществление проектирования, строительства и реконструкции Третьего и Четвертого главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры в границах земельного участка площадью 9,82 га, находящегося в полосе отвода железной дороги, Комитету градостроительства и архитектуры Санкт-Петербурга предписано выдать разрешительную документацию, на Комитет по управлению городским имуществом возложена обязанность заключить договор аренды земельного участка в границах территории, предоставляемой для проектирования, строительства и реконструкции железнодорожных путей и объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В период 2001-2002 ГУП "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта" осуществлена реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла Октябрьской железной дороги.
Разрешение на разработку проекта и согласование строительства выданы Комитетом по строительству и архитектуре Санкт-Петербурга, администрациями Невского и Колпинского административных районов Санкт-Петербурга, Комитетом по транспорту, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению, Комитетом экономического развития, промышленной политике и торговли, Комитетом по благоустройству и дорожному хозяйству, Управлением ГИБДД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодор).
АО "Ленгипротранс" разработан паспорт рабочего проекта "Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Строительство Третьего-Четвертого дополнительных главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Развитие станций Рыбацкое и Ижоры" с пояснительной запиской к проекту. Проектом предусмотрено путевое переустройство станций Рыбацкое и Ижоры в связи со строительством Третьего-Четвертого главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Согласно пункту 4.4. рабочего проекта установлено примыкание Третьего-Четвертого главных путей на станции Ижоры к четной горловине с занятием трассы существующих подъездных путей, расположенных рядом с главными путями. Примыкание подъездного пути АОЗТ "Метролес" предусматривается к Третьему главному пути в районе ПК170 с устройством предохранительного тупика.
Мгинская дистанция пути Октябрьской железной дороги направила письмо от 06.04.2001 с просьбой передать на баланс дистанции пути участка пути АОЗТ "Метролес" в связи с реконструкцией перегона Рыбацкое - Ижоры.
В письме от 08.04.2001 АОЗТ "Метролес" выразило согласие о передаче на баланс Октябрьской железной дороге части железнодорожного подъездного пути на перегоне Рыбацкое - Ижоры при условии выполнения ремонта на оставшейся части пути.
Объект поставлен на технический учёт, ФГУП "Ростехинвентаризация" изготовлен технический паспорт объекта от 20.10.2004 на сооружение - производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути.
На основании распоряжения Министерства имущества Российской Федерации, Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации от 30.09.2003 N 4557-р/6-р/884р зарегистрировано право собственности ОАО "РЖД" на сооружение - производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги, свидетельство о государственной регистрации права собственности от 15.07.2005 серии 78-АА N 315084.
Согласно акту приема-передачи зданий и сооружений ОАО "РЖД" по состоянию на 30.09.2003 ОАО "РЖД" переданы верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, инвентарный номер 220418, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, инвентарный номер 210438 (N N 364, 436 в акте).
Санкт-Петербургским государственным унитарным предприятием "Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости" (далее - ГУИОН) составлен технический паспорт на сооружение - верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры, земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 22.10.2013 произведена перерегистрация права ОАО "РЖД" на имущество сооружения - производственно - технологические комплексы. В приложении к свидетельству от 22.10.2013 указано верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры.
В соответствии со справкой ГУИОН от 29.12.2012 в результате технической инвентаризации из объектов с инвентарными номерами 220418 и 210438 (верхнее строение Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно Третьего главного пути Рыбацкое - Ижоры) сформирован единый объект недвижимости протяженностью 5 942,18 м, местонахождение: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д. лит. А.
Осуществлена государственная регистрация права собственности ОАО "РЖД" на этот объект недвижимости. Выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности от 29.12.2014 серии 78-АЗ N 490607.
Карточкой учёта основных средств подтверждается нахождение имущества на балансе ОАО "РЖД".
В технической документации на сооружение под порядковыми номерами 67, 68 учтены объекты - верхнее строение 3 главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно 3 главного пути, протяжённостью 5,87 км в границах 14 км. ПК 2+21 - 20 км. ПК 0+0,1 м.
ООО "Метролес" в обоснование требований ссылается на то, что принадлежащий ему объект ранее был образован из сооружения "Железнодорожная ветка", введённого в эксплуатацию в 1942 году, как подъездной путь на семи соединительных путях, примыкающих к станции "Ижоры" Октябрьской железной дороги протяжённостью 5007,5 м. погонных, примыкающих к изолированному стыку светофора М4 седьмого соединительного пути станции "Ижоры" Октябрьской железной дороги. "Железнодорожная ветка" являлась частью имущественного комплекса "Лесопромышленный Комбинат", вошедшего в состав основных средств АООТ "Метрострой" при приватизации ГП Управления строительства "Ленинградского метрополитена "Ленметрострой" по подразделению "Лесопромышленный комбинат" в соответствии с планом приватизации указанного предприятия согласно свидетельству о собственности от 03.02.1995 N 4584.
ОАО "Метрострой" (продавец) и ООО "Метролес" (покупатель) заключили договор от 16.10.2001 N 31 купли-продажи имущества. В соответствии с пунктом 2 приложения к договору предметом купли-продажи является железнодорожная ветка, инвентарный N 40, 1942 горда постройки, 100 % износа.
В 2006 году произведено разделение железнодорожной ветки на 11 участков.
В результате уточнения границ и постановки на кадастровый учёт принадлежащему ООО "Метролес" объекту присвоен кадастровый номер 78:12:0721301:1047.
ОАО "Метрострой" и ООО "Метролес" заключили дополнительное соглашение от 11.03.2011 N 1 к договору от 16.10.2001. В соответствии с дополнительным соглашением ООО "Метролес" купило железнодорожную ветку, подъездной железнодорожный путь участок N 10 протяжённостью 423 м с кадастровым номером 78:12:7212Б:0:34, расположенную по адресу: Санкт-Петербург, Заводская ул. (Усть-Славянка), д. 32, лит. Г10, стоимостью 1 000 руб.
Дополнительным соглашением от 11.03.2011 N 2 стороны уточнили, что в состав проданной железнодорожной ветки вошёл объект - железнодорожная ветка подъездной путь участок N 10 протяженностью 423 м с кадастровым номером 78:12:7212Б:0:34.
Филиалом ГУИОН ПИБ Невского района изготовлен технический паспорт от 06.10.2003 на сооружение - подъездной железнодорожный путь участок ж.д. ст. Ижоры - Лесопромышленный комбинат протяжённостью 5 007,5 м, с указанием на его примыкание к 7-му соединительному пути станции Ижоры.
24.05.2006 изготовлен технический паспорт на сооружение - железнодорожная ветка подъездной железнодорожный путь участок N 10, лит Г, протяжённостью 423 м от участка, по адресу: Санкт- Петербург, Усть - Славянка, д. 32.
ПИБ Невского района изготовлен технический паспорт от 24.10.2011 на сооружение - железнодорожная ветка подъездной железнодорожный путь участок N 10 протяжённостью 423 м от участка 11 до участка 9, по адресу: Санкт-Петербург, Усть - Славянка, д. 32.
26.10.2013 местонахождение объекта уточнено. Объекту присвоен новый кадастровый номер 78:12:0721301:1047.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 30.06.2015 N 78-78/040-78/077/012/2015-189/2 ООО "Метролес" принадлежит на праве собственности железнодорожная ветка подъездной железнодорожный путь участок N 10 протяжённостью 423 м с кадастровым номером 78:12:0721301:1047, расположенная по адресу: Санкт-Петербург, Заводская ул. (Усть-Славянка), д. 32, лит. Г10.
Как следует из писем ООО "Метролес", направленных ОАО "РЖД", подрядным организациям, железнодорожное полотно объекта демонтировано, изменен профиль железной дороги и врезки стрелочного перевода на подъездном пути.
ООО "Метролес" письмами от 01.07.2013 и 28.10.2013 сообщило ОАО "РЖД" о том, что принадлежащий ему объект недвижимости - железнодорожная ветка подъездной железнодорожный путь используется в качестве Третьего соединительного пути перегона Рыбацкое - Ижоры, потребовало оплатить фактическое пользование имуществом, а также заключить договор аренды.
Ссылаясь на то, что с момента приобретения права собственности ООО "Метролес", а впоследствии ООО "Метрокомплекс" являются законными собственниками упомянутого объекта, который с 2003 года незаконно используется ОАО "РЖД" в качестве железнодорожного пути общего пользования для перевозок грузов и пассажиров, истцы обратились в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что спорный объект не находится в фактическом владении истцов, сослались на то, что истцы избрали ненадлежащий способ защиты права, и отказали в иске.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Суды правильно определили круг обстоятельств, подлежащих исследованию по настоящему делу, правильно распределили бремя доказывания и сделали выводы, соответствующие установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что объект, в отношении которого зарегистрировано право собственности истца, не сохранился, принадлежащий ОАО "РЖД" путь, в том числе его спорная часть, с 2003 года находится в фактическом владении ответчика, эксплуатируется ответчиком, используется ОАО "РЖД" как главный магистральный железнодорожный путь общего пользования для осуществления перевозок пассажиров и грузов, истцы не владеют спорным объектом, операций по провозу, погрузке-выгрузке грузов не осуществляют, спорный участок пути признаков необщего пользования не имеет.
На основании установленных по делу обстоятельств суды, правильно применив положение статьи 304 ГК РФ с учётом толкования норм права, приведённого в пунктах 45, 52, 53 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", правомерно отказали в удовлетворении иска.
Суд кассационной инстанции не усматривает установленных статьёй 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 286 - 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2019 по делу N А56-58555/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Метролес" и общества с ограниченной ответственностью "Метрокомплекс" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Т.И. Сапоткина |
Судьи |
Т.И. Сапоткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.