Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 августа 2019 г. N Ф07-8368/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
14 февраля 2019 г. |
Дело N А56-58555/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 февраля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Желтянникова В.И.,
судей Жиляевой Е.В., Полубехиной Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Смирновой Н.В.,
при участии:
от истца: Петунин К.К., генеральный директор,
от ответчика: Короть В.Н., по доверенности от 07.09.2018,
от третьего лица: не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-35893/2018) ООО "МЕТРОЛЕС" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 по делу N А56-58555/2018 (судья Кротов С.М.), принятое
по иску общества с ограниченной ответственностью "МЕТРОЛЕС"
к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
третье лицо: Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу,
о признании зарегистрированного права собственности отсутствующим,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Метролес" обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" о признании зарегистрированного права собственности на "Сооружение нежилое, протяженностью 5942 метра, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит А, кадастровый номер 78:00:0000000:1569" отсутствующим. Кроме того, Истец просит установить, что решение является основанием для исключения из ЕГРП записи регистрации N 787-78-77/039/2014-491 от 16.09.2014, оформленную свидетельством о государственной регистрации права открытого акционерного общества "Российские железные дороги" ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295 на объект недвижимости - "Сооружение нежилое, протяженностью 5942 метра, адрес (местонахождение): Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит А, ввод в эксплуатацию - 2001, кадастровый номер 78:00:0000000:1569, бланк -78-А3 N 49067 от 16.09.2014 г., и снятия с кадастрового учета объекта недвижимости, кадастровый номер 78:00:000000001569, наименование - верхнее строение 3 главного пути Рыбацкое - Ижоры, земляное полотно 3 главного пути Рыбацкое - Ижоры".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу.
Протокольным определением от 01.11.2018, в целях процессуальной экономии и в связи с идентичностью заявленных требований и приводимых в их обоснование фактических обстоятельств, суд привлек к участию в деле в качестве соистца общество с ограниченной ответственностью "Метрокомплекс" на основании заявления последнего, поступившего в суд 29.10.2018.
Решением от 26.11.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
ООО "Метролес" обжаловало решение в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе ООО "Метролес" просит обжалуемое решение отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на то обстоятельство, что принадлежащий Ответчику объект недвижимости имеет признаки самовольной постройки, судом не выяснялись вопросы законности возникновения права собственности на принадлежащие сторонам по делу объекты, судом неправильно применены пункты 46, 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникаюищх в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
От ОАО "РЖД" в порядке статьи 262 АПК РФ поступил письменный отзыв, в котором Истец просит принятое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, не явилось. Дело рассмотрено в его отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
По свидетельству о государственной регистрации права 78-АИ 093918 от 30.06.2015 является собственником объекта недвижимости по адресу: Санкт-Петербург, Усть-Славянка, дом 32, "железнодорожная ветка, подъездной железнодорожный путь, участок N 10, лит Г", протяженностью 423 метра с кадастровым N 78:12:0721301:1047.
Как указывает Истец, принадлежащий ему Объект ранее был образован из сооружения "Железнодорожная ветка", введённого в эксплуатацию в 1942 г., как подъездной путь на семи соединительных путях, примыкающих к станции "Ижоры" Октябрьской железной дороги протяжённостью 5007,5 м.п., примыкающих к изолированному стыку светофора М4 седьмого соединительного пути станции Ижоры Октябрьской железной дороги.
"Железнодорожная ветка" являлась частью имущественного комплекса "Лесопромышленный Комбинат", вошедшего в состав основных средств АООТ "Метрострой" при приватизации ГП Управления строительства "Ленинградского метрополитена "Ленметрострой" по подразделению "Лесопромышленный комбинат" в соответствии с Планом приватизации указанного предприятия согласно свидетельства о регистрации права собственности от 03.02.1995 N 4584.
На основании договора купли-продажи N 31 от 16.10.2001 право собственности перешло к ОАО "Метролес".
В 2006 году при оформлении сооружения "Железнодорожная ветка" как объекта недвижимости произведено разделение на 11 участков. В результате уточнения границ и постановки на кадастровый учет объекту Истца присвоен кадастровый номер N 78:12:0721301:1047.
По мнению Истца, с момента приобретения права он является добросовестным приобретателем и законным собственником объекта, однако с 2002 года используется ОАО "РЖД" в качестве железнодорожного пути общего пользования для перевозок грузов и пассажиров железнодорожным транспортом.
Истец указывает, что в 2001 году им по согласованию с техническими требованиями Ответчика произведен ремонт части подъездного пути с частичной заменой рельсошпальной решетки Р-50 на р-65, заменой балластного слоя и установкой правого стрелочного перевода, а между сторонами достигнута договоренность, что увеличение стоимости работ будет учтено при выкупе данного участка пути для включения его в состав III-го главного приемо-отправочного пути.
Согласно заявлению, после окончания ремонтных работ ОАО "Метролес", а в дальнейшем - ООО "Метрокомплекс" владелди и распоряжались подъездным путем как собственники, совершали сделки купли-продажи и др., закрывали и открывали движение, совершали иные действия со спорным имуществом.
Принадлежащий Ответчику III главный железнодорожный путь между станциями Рыбацкое и Ижоры, по мнению Истца является самовольной постройкой, разрешительная документация на его строительство отсутствует, путь построен на не отведенном на то земельном участке, кадастровый учет указанного пути произведен незаконно путем объединения построенного III главного железнодорожного пути с объектом ООО "Метролес", иные способы судебной защиты исчерпаны, поскольку ранее спор о праве был предметом рассмотрения Постоянно действующего Третейского суда при Санкт-Петербургском Фонде правового регулирования.
По мнению Истца, регистрация права собственности Ответчика на III главный железнодорожный путь нарушает его права собственника, вопреки ранее достигнутым договоренностям железнодорожный подъездной путь не выкуплен, а использование осуществляется в отсутствие установленных законом либо договором оснований.
Обращаясь с иском по настоящему делу Истец указал, что регистрация права собственности на объект Ответчика нарушает его права, так как Общество является добросовестным приобретателем и законным собственником объекта, который незаконно используется ОАО "РЖД" для железнодорожных перевозок.
По утверждению Истца в 2001 г. им по согласованию с Ответчиком произведена реконструкция железнодорожной ветки, между сторонами была достигнута договоренность об учете стоимости работ при выкупе данного участка пути для включения его в состав III-го главного приемо-отправочного пути.
Истец указывает, что принадлежащий Ответчику III главный железнодорожный путь между станциями Рыбацкое и Ижоры является самовольной постройкой.
Повторно рассмотрев настоящее дело в порядке апелляционного производства, апелляционный суд полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции установлено, что на основании Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга от 13.09.2002 г.
N 1717-ра "О проектировании, строительстве и реконструкции железнодорожной станции Рыбацкое, III и IV главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры" разрешено федеральному государственному унитарному предприятию "Октябрьская железная дорога Министерства путей сообщения Российской Федерации" осуществление в 2001-2005 гг. проектирования, строительства и реконструкции железнодорожных путей и объектов инженерной инфраструктуры железнодорожной станции Рыбацкое, III и IV главных железнодорожных путей между станциями Рыбацкое и Ижоры в границах земельного участка площадью 9,82 га, находящегося в полосе отвода железной дороги. Функции заказчика возложены Министерством путей сообщения Российской Федерации на государственное унитарное предприятие "Дирекция по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта" Министерства путей сообщения Российской Федерации.
Совместным Распоряжением Минимущества России, ФЭК России, МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ", передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги", по приложению 1 к которому Мгинской дистанции пути Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги передано имущество, в том числе "земельное полотно 3-е главное Рыбацкое - Ижоры, инв. N 210438, срок службы 21 мес., стоимостью 9126113,52 руб.", "верхнее строение 3-го главного пути Рыбацкое - Ижоры, инв. N 220418, срок службы 21 мес., стоимостью 79044386,26 руб".
19.11.2003 г. ФГУП "Ростехинвентаризация" проведена инвентаризация (обследование) и 20.10.2004 г. изготовлен технический паспорт (техническая документация) на сооружение "производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги филиала ОАО "РЖД", осуществлена постановка на государственный технический учет с присвоением номера 41 :000459950 на объекты: Рыбацкое - Волховстрой, Мга - Пестолово - Савелово, Мга - Стекольный, Мга - Невдубстрой, Заневский пост - Горы, Горы - Войтоловка, Кириши - Ирса, Кириши - Андреево, Ирса - Посадниково, Рыбацкое - Славянка, Рыбацкое - Купчинская.
В перечне объектов технического паспорта учтены: "земляное полотно 3-го главного пути Рыбацкое-Ижоры", "верхнее строение 3-го главного пути Рыбацкое-Ижоры", протяженностью 5,87 км.
Право собственности ОАО "РЖД" на производственно-технологический комплекс Мгинской дистанции пути зарегистрировано 15.07.2005 г. по свидетельству серии 78-АА N 315084.
В порядке перерегистрации права выдано свидетельство от 22.10.2013 г. серии АА001313, в соответствии с которьш зарегистрировано право собственности Истца на указанные в приложении к свидетельству объекты, в том числе на земляное полотно 3-го главного пути Рыбацкое - Ижоры, протяженностью 5,87 км, инв. N 210438, верхнее строение 3-го главного пути Рыбацкое - Ижоры, протяженностью 5,87 км., инв. N 220418.
На основании решения собственника от 27.08.2014 г. о выделении объектов недвижимого имущества из состава сооружения производственно-технологического комплекса Мгинской дистанции пути проведен кадастровый учет указанных объектов, изготовлен технический паспорт на сооружение, протяженностью 5942, 1 8 м.
В соответствии со справкой СПБ ГУП "ГУИОН" от 29.12.2012 г., кадастровой выпиской, по результатам технической инвентаризации из объектов с инвентарными номерами 210438, 220418 - верхнее строение З главного пути Рыбацкое - Ижоры и земляное полотно 3 главного пути Рыбацкое - Ижоры сформирован единый объект недвижимости, протяженностью 5942,18 м., местонахождение: г. Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д. лит. А.
Право собственности на "нежилое сооружение, протяженностью 5942 метра, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., литер А, имеющее кадастровый номер 78:00:0000000:1569" зарегистрировано за ОАО "РЖД"
16.09.2014. В качестве документов-оснований возникновения права собственности по свидетельству указаны: сводный передаточный акт на имущество и обязательства федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" от 30.09.2003 г., утвержденные распоряжением Минимущества России, ФЭК России, МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р, передаточный акт на имущество и обязательства ФГУП "Октябрьская железная дорога МПС РФ" в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" от 30.09.2003 года, решение о выделении объектов недвижимого имущества из состава производственно-технологического комплекса Мгинской дистанции пути Санкт-Петербургского отделения Октябрьской железной дороги.
Судом первой инстанции правильно определены фактические правоотношения сторон и применены подлежащие применению правовые нормы.
Как разъяснено в п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
29.04.2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22), в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижтлое имущество и сделок с ним" (далее Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое Nшущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственньпл доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
При этом в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующим; для признания права отсутствующим истец должен привести доказательства отсутствия правовых оснований для государственной регистрации права ответчика на спорный объект, а также доказать то обстоятельство, что наличие зарегистрированного права нарушает права истца.
В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В силу статей 304, 305 ГК РФ иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Таким образом, правом на иск о признании права отсутствующим обладает только владеющий собственник недвижимости, право которого зарегистрировано в ЕГРП. Удовлетворение требований лица, не владеющего спорным имуществом, не способно повлечь реальное восстановление его прав, что является самостоятельным основанием для отказа в иске о признании права отсутствующим и, соответственно, указанные обстоятельства входят в предмет доказывания по иску о признании права отсутствующим.
Судом первой инстанции установлено, что в ходе реализации Распоряжения Администрации Санкт-Петербурга N 1717-ра от 13.02.2002 г. проектной организацией
АО "Ленгипротранс" разработан паспорт рабочего проекта "Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла. Строительство III-IV дополнительных главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры. Развитие станций Рыбацкое и Ижоры", пояснительная записка к проекту.
В соответствии с пунктом 4.4. паспорта рабочего проекта предусматривалось примыкание III-IY главных путей на станции Ижоры к четной горловине с занятием трассы существующих подъездных путей, расположенных рядом с главньпии путями. Примыкание подъездного пути АОЗТ "Метролес" предусматривается к III главному пути в районе ПК 170 с устройством предохранительного тупика.
06.04.2001 г. Мгинская дистанция пути Октябрьской железной дороги обратилась к АОЗТ "Метролес" с просьбой о передаче на баланс дистанции пути участка пути в связи с реконструкцией перегона Рыбацкое - Ижоры.
Письмом от 08.04.2001 г. АОЗТ "Метролес" выразило согласие о передаче на баланс Октябрьской железной дороги части железнодорожного подъездного пути на перегоне Рыбацкое - Ижоры при условии выполнения ремонта на оставшейся части пути либо передаче в аренду.
15.05.2001 г. АОЗТ "Метролес" направило письмо о готовности передать участок железной дороги, длиной 1750 м., и два железнодорожных моста, балансовой стоимостью железнодорожного полотна 1400 тыс.руб., и просило выполнить ремонтные работы на оставшемся участке пути.
Претензиями Истца и представленной в деле перепиской за 2002-2003 гг, подтверждается, что в ходе строительства путь был демонтирован, профиль железнодорожного пути изменен, произведена врезка стрелочного перевода, граница станции Ижоры перенесена на 16800 метров за предельный столбик стрелочного перевода 101, 3-й главный приемо-отправочный путь станции Ижоры продлен и объединен с 7 соединительным путем.
В материалах дела имеются заключения судебных экспертиз, выполненных СПб ГУП "ГУИОН" и ФГБОУ ВО "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра по делу N А56-2890З/2016.
В экспертном заключении СПб ГУП "ГУИОН" от 30.012017 г. сделаны выводы о том, что сооружение нежилое, протяженностью 5942 метра, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, Волховское направление, ж.д., лит. А, имеющее кадастровый номер 78:00:0000000:1569, и объект - железнодорожная ветка, подъездной железнодорожный путь, участок N 10, протяженностью 423 метра, расположенный по адресу: г. Санкт-Петербург, улица Заводская (Усть-Славянка) дом 32 литера Г 10, имеющий кадастровый N 78:12:0721301:1047 (устаревший 78:12:7212Б:0:З4) совпадают частично, протяженность наложения объектов составляет 297 м.
В экспертном заключении ФГБОУ ВО "Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра Ь содержатся выводы о том, что в границах наложения объектов параметры конструкции верхнего строения пути и земляного полотна участка железнодорожного пути соответствуют данным рабочего проекта, выполненным АО "Ленгипротранс", а также нормам и правилам действующего на тот момент СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм", введенным в действие с 1995 г., и не соответствуют данным технического паспорта АОЗТ "Метролес" 2000 г. Участок железнодорожного пути является участком железнодорожного магистрального пути общего пользования особо грузонапряженной категории и по параметрам земляного полотна существенно превосходит нормы для железнодорожных путей необщего пользования (подъездных путей) по СНиП 2.05.07-91 "Промышленный транспорт", на месте объекта исследования существовала железная дорога, построенная до 1940 г. Земляное полотно было возведено под три пути. После 15.12.2000 г. земляное полотно было реконструировано (модернизировано и перевооружено) от параметров СНиП 2.05.07-91 до параметров СНиП 32-01-95 "Железные дороги колеи 1520 мм". Существующее земляное полотно III главного пути не соответствует земляного полотна, существовавшего до начала строительства и приведенным в результатах инженерных изысканий, выполненных АО "Ленгипротранс", а также, косвенно, и техническому паспорту железнодорожного пути АОЗТ "Метролес" от 15.12.2000 г. Очертание существующих поперечных профилей земляного полотна соответствует проектньпи решениям паспорта и пояснительной записки рабочего проекта "Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла" института АО "Ленгипротранс", выполненным в 2001 г. Запроектированные разделом 4 паспорта и разделом 4 пояснительной записки рабочего проекта "Реконструкция Санкт-Петербургского железнодорожного узла" института АО "Ленгипротранс" работы по строительству II и IV главных путей на перегоне Рыбацкое - Ижоры могли являться причиной изменения объекта исследования.
Из переписки сторон претензий ООО "Метролес" следует, что принадлежащий Ответчику объект используется им в качестве магистрального пути перегона станций Рыбацкое - Ижоры для перевозок железнодорожньпи транспортом. Доказательств самостоятельного владения и использования Истцом участка железнодорожного пути в материалы настоящего дела не представлено.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.03.2018 г., оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2018 г. и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 30.01.2019 г. по делу N А56-2890З/2016, принятым по иску ОАО "РЖД" к ООО "Метролес" о признании отсутствующим права собственности, в связи с чем на основании части 2 статьи 69 АПК РФ не подлежат доказыванию вновь.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно рассмотрел дело по указанным Истцом правовым нормам отклоняются. В силу статей 167, 168 АПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям и не наделен правом самостоятельно изменять указанный истцом способ защиты права.
Доводы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, не опровергают выводов суда первой инстанции, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств и выражают несогласие с произведенной оценкой доказательств, поэтому не могут служить основанием к отмене оспариваемого решения.
При рассмотрении дела и вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.11.2018 по делу N А56-58555/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Желтянников |
Судьи |
Е.В. Жиляева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-58555/2018
Истец: ООО "МЕТРОЛЕС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу, ООО "МЕТРОКОМПЛЕКС"