15 августа 2019 г. |
Дело N А13-7354/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Корабухиной Л.И., Лущаева С.В.,
при участии от акционерного общества "Вологодское авиационное предприятие" Жандарова В.В. (доверенность от 19.02.2019), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области Михасика Ю.В. (доверенность от 22.11.2016 N 02-03/10092), Марковой Н.В. (доверенность от 05.07.2018 N 02-03/07677),
рассмотрев 15.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2018 (судья Ковшикова О.С.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 (судьи Докшина А.Ю., Мурахина Н.В., Осокина Н.Н.) по делу N А13-7354/2018,
установил:
Акционерное общество "Вологодское авиационное предприятие", место нахождения: 160901, Вологодская область, поселок Дорожный, территория Аэропорта, ОГРН 1023500594138, ИНН 3507008620 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области, место нахождения: 160029, город Вологда, улица Горького, дом 158, ОГРН 1043500096034, ИНН 3529000014 (далее - Инспекция), от 15.01.2018 N 6 в части доначисления 1 085 801 руб. налога на добавленную стоимость (далее - НДС), начисления соответствующих сумм пеней и штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда первой инстанции от 07.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.04.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права - положений статьей 154 и 162 НК РФ, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение от 07.12.2018 и постановление от 24.04.2019 и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, денежные средства, полученные Обществом от администраций муниципальных образований по договорам о транспортном обслуживании, не являются субсидиями, предоставляемыми бюджетами в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, в отношении которых применяются положения пункта 2 статьи 154 НК РФ, а представляют собой оплату реализованных услуг по перевозке, в отношении которых должны быть применены положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ. При этом Инспекция указывает на то, что Общество не является муниципальным предприятием, учреждением Мурманской области, следовательно, тарифы на его услуги не могут быть установлены нормативными актами муниципальных образований Мурманской области. Также налоговый орган настаивает на том, что перевозчику возмещались не затраты, а разница между фактически полученными доходами исходя из договорных тарифов, установленных и согласованных сторонами, размер которых ниже предельной максимальной стоимости, и доходами, которое могло получить Общество при установлении платы за воздушные перевозки в размере предельной максимальной стоимости перевозки.
В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представители налогового органа поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель Общества возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, Инспекция по результатам выездной налоговой проверки Общества и его структурных подразделений за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 составила акт от 08.12.2017 N 6 и приняла решение от 15.01.2018 N 6 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением Обществу доначислено 2 283 835 руб. НДС, 1 865 596 руб. НДС, не удержанного и не перечисленного в бюджет Обществом как налоговым агентом, 202 920 руб. излишне возмещенного из бюджета акциза, и 6 757 288 руб. налога на доходы физических лиц, не удержанного и не перечисленного в бюджет Обществом как налоговым агентом, а также начислено 2 530 956 руб. 06 коп. пеней за нарушение срока уплаты этих налогов. Кроме того, Общество привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, статьей 123 и пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде взыскания 120 621 руб. 08 коп. штрафа.
Управление Федеральной налоговой службы по Вологодской области решением от 10.04.2018 N 07-09/05253@ оставило без удовлетворения апелляционную жалобу Общества на решение налогового органа.
Общество оспорило в судебном порядке решение Инспекции в части.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Основанием для принятия решения Инспекции по оспоренному налогоплательщиком эпизоду послужил вывод о занижении Обществом налоговой базы по НДС на суммы субсидий, полученных заявителем от администраций муниципальных образований сельское поселение Ловозеро Ловозерского района, сельское поселение Варзуга Терского района по договорам от 03.11.2016 N 02, от 03.11.2016 N 1. Как указал налоговый орган, спорные денежные средства непосредственно связаны с оплатой реализованных услуг по осуществлению перевозок пассажиров, багажа и грузов, оказанных налогоплательщиком администрациям муниципальных образований, которые являются объектом налогообложения НДС. При этом примененные Обществом тарифы на перевозки пассажиров, багажа и грузов по социально значимым маршрутам были согласованы главами администрацией муниципальных образований и генеральным директором Общества, поэтому не могут быть признаны государственными регулируемыми тарифами.
Удовлетворяя требования Общества, суды пришли к выводу, что денежные средства, получаемые заявителем из бюджета, являются субсидиями, предоставляемыми в связи с предоставлением услуг по ценам ниже установленных государственных цен (тарифов). Также суды отметили, что уменьшение цены услуг по перевозкам произведено администрациями муниципальных образований в силу прямого указания о наличии такой возможности в постановлении Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 15.07.2016 N 26/3 (далее - Постановление N 26/3), в котором установлена предельная максимальная стоимость перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом.
Приведенные Инспекцией в кассационной жалобе доводы выводы судов не опровергают, не свидетельствуют о неправильном применении норм налогового законодательства и не являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Объектом налогообложения по НДС в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с главой 21 Налогового кодекса Российской Федерации в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг). При определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг), передачи имущественных прав определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами (пункты 1 и 2 статьи 153 названного Кодекса).
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 157 НК РФ при осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем 3 подпункта 7 пункта 2 статьи 149 названного Кодекса) пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа или почты железнодорожным, автомобильным, воздушным, морским или речным транспортом налоговая база определяется как стоимость перевозки (без включения в нее налога). При осуществлении воздушных перевозок пределы территории Российской Федерации определяются по начальному и конечному пунктам авиарейса. При реализации проездных документов по льготным тарифам налоговая база исчисляется исходя из этих льготных тарифов.
Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 НК РФ, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг) (подпункт 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ).
Как указано в пункте 2 статьи 154 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
Таким образом, в налоговую базу по НДС не включаются только те субсидии, которые предоставляются налогоплательщику бюджетом в связи с применением таким лицом государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям для целей покрытия соответствующего убытка (определение Верховного Суда Российской Федерации от 16.07.2015 N 304-КГ15-1430).
В налоговую базу по НДС могут включаться субсидии из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предоставленные в целях возмещения недополученных доходов в связи с производством и (или) реализацией товаров (работ, услуг), облагаемых НДС (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2019 N 301-ЭС19-7881).
Указом Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" Правительству Российской Федерации поручено утверждать перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, цены (тарифы) на которые на внутреннем рынке Российской Федерации подлежат государственному регулированию Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение данного Указа принято Постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" (далее - Постановление N 239), которым утвержден в том числе Перечень услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок (далее - Перечень).
В соответствии с абзацем шестым Перечня органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок на транспортные услуги по перевозке пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах.
Правовые основы ценовой политики, цели, принципы и методы государственного регулирования цен (тарифов, ставок, расценок, надбавок и тому подобного), права и обязанности субъектов ценообразования, полномочия органов регулирования в сфере государственного регулирования цен и регионального государственного контроля (надзора) за порядком ценообразования на территории Мурманской области определены Законом Мурманской области от 28.05.2004 N 483-01-ЗМО "О государственном регулировании цен на территории Мурманской области".
Постановлением Комитета по тарифному регулированию Мурманской области от 15.07.2016 N 26/3 установлена предельная максимальная стоимость перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом по маршрутам, указанным в приложении. В пункте 4 примечания к приложению указано, что расчет предельной стоимости произведен из расчета стоимости одного летного часа в размере 107378,00 руб.
Согласно пункту 3 данного Постановления стоимость перевозки грузов, пассажиров и багажа по социально значимым маршрутам может понижаться организаторами перевозок при условии возмещения затрат перевозчикам из средств местного бюджета по параметрам, согласованным с перевозчиками.
Постановлением правительства Мурманской области от 30.09.2013 N 556-ПП утверждена Государственная программ Мурманской области "Развитие транспортной системы" (далее - Программа), которая, в частности, предусматривает, что в целях софинансирования расходов местных бюджетов по обеспечению доставки продовольственных товаров для нужд населения и организаций социальной сферы, а также на обеспечение авиационного обслуживания жителей отдаленных поселений Терского и Ловозерского районов Мурманской области предоставляются субсидии из областного бюджета бюджетам муниципальных районов на государственную финансовую поддержку указанной деятельности.
В соответствии Правилами предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов на государственную финансовую поддержку доставки продовольственных товаров (за исключением подакцизных) в районы Мурманской области с ограниченными сроками завоза грузов (приложение N 2 к Программе) и Правилами предоставления субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных образований на обеспечение авиационного обслуживания жителей отдаленных поселений (приложение N 3 к Программе) муниципальные образования Мурманской области, получающие субсидии, заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области договоры (соглашения) на возмещение транспортных расходов по доставке продовольственных товаров, а также договоры (соглашения) о предоставлении субсидии на возмещение затрат транспортным организациям, осуществляющим перевозки авиационным транспортом на основании договоров о транспортном обслуживании жителей отдаленных поселений Мурманской области авиационным транспортом общего пользования, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Мурманской области.
Как установлено судами, Обществом (перевозчик) заключило с Администрацией сельского поселения Ловозеро Ловозерского района Мурманской области договор от 03.11.2016 N 1 о транспортном обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимых муниципальных маршрутах регулярных пассажирских, грузовых авиаперевозок в отдаленные села муниципального образования сельское поселение Ловозеро Ловозерского района Мурманской области и с Администрацией муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района Мурманской области договор от 03.11.2016 N 02 о транспортом обслуживании населения воздушным транспортом на социально значимом межмуниципальном маршруте.
Исходя из условий договоров, стоимость летного часа включает в себя стоимость услуг по перевозке пассажиров и багажа, налоги (без НДС), страхование и другие обязательные платежи. Стоимость летного часа установлена в соответствии Постановлением N 26/3 и составляет 107 378 руб. Организатор перевозки оплачивают Обществу разницу между суммой оплаты за фактический налет часов и суммой доходов, полученных перевозчиком.
В приложении N 2 к договору от 03.11.2016 N 02 указаны применяемые Обществом тарифы, которые соответствуют установленной Постановлением N 26/3 предельной максимальной стоимости перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом, а также льготные категории граждан.
В приложении N 4 к договору от 03.11.2016 N 1 приведены тарифы в пределах установленной максимальной стоимости перевозки грузов, пассажиров и багажа, но сниженные на основании пункта 2 Постановления N 26/3.
В IV квартале 2016 года Общество получило предусмотренную пунктом 6.3 договоров разницу от Администрации сельского поселения Ловозеро Ловозерского района Мурманской области в сумме 3 712 774 руб. 92 коп., от Администрации муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района Мурманской области в сумме 2 319 454 руб. 25 коп.
Проанализировав положения Постановления N 26/3, Правил предоставления субсидий и условия заключенных Обществом с администрациями муниципальных образований договоров, суды правомерно указали, что перевозки пассажиров, багажа и грузов по социально значимым маршрутам осуществлялись на условиях субсидирования, перевозчик обязан был применять установленные в соответствии с положениями Постановления N 26/3 пониженные тарифы, которые расцениваются для целей налогообложения государственным регулированием цен, поскольку уменьшение цены услуги таких перевозок произведено администрациями в силу прямого указания о наличии такой возможности в Постановлении N 26/3.
Судами также принято во внимание, что между Обществом и Администрацией муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района Мурманской области заключено соглашение от 03.11.2016 о предоставлении субсидии из бюджета данного муниципального образования на возмещение части затрат, возникающих в связи с осуществлением авиаперевозкам пассажиров, багажа и груза по указанным в нем маршрутам; в платежных поручениях, по которым денежные средства перечислены Обществу из бюджета муниципального образования сельского поселения Ловозеро Ловорезского района, в назначении платежа указано, что данные денежные средства являются предоставлением субсидии юридическому лицу за оказание услуг по авиационному обслуживанию населения.
Таким образом, установив на основании исследования материалов дела, что предоставленные Обществу субсидии фактически являлись возмещением его затрат в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа и грузов по социально значимым маршрутам по пониженным государственным регулируемым ценам, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что облагаемая база по НДС не подлежит увеличению на эти суммы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, и они не учитываются при определении налоговой базы в силу пункта 2 статьи 154 названного Кодекса.
Доводы подателя жалобы о том, что получение перевозчиком субсидий обусловлено применением договорных цен, согласованных с администрациями муниципальных образований в договорах о транспортном обслуживании, а не применением государственных регулируемых цен в виде предельной максимальной стоимости перевозок установленной в Постановлении N 26/3, были предметом рассмотрения и отклонены судами.
Приведенные в жалобе доводы повторяют позицию Инспекции по спору, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам настоящего дела.
Поскольку суды первой и апелляционной инстанций полно и объективно исследовали все обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, нормы материального права применены ими правильно, кассационный суд не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, в силу чего кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 07.12.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2019 по делу N А13-7354/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами также принято во внимание, что между Обществом и Администрацией муниципального образования сельское поселение Варзуга Терского района Мурманской области заключено соглашение от 03.11.2016 о предоставлении субсидии из бюджета данного муниципального образования на возмещение части затрат, возникающих в связи с осуществлением авиаперевозкам пассажиров, багажа и груза по указанным в нем маршрутам; в платежных поручениях, по которым денежные средства перечислены Обществу из бюджета муниципального образования сельского поселения Ловозеро Ловорезского района, в назначении платежа указано, что данные денежные средства являются предоставлением субсидии юридическому лицу за оказание услуг по авиационному обслуживанию населения.
Таким образом, установив на основании исследования материалов дела, что предоставленные Обществу субсидии фактически являлись возмещением его затрат в связи с осуществлением перевозок пассажиров, багажа и грузов по социально значимым маршрутам по пониженным государственным регулируемым ценам, суды обеих инстанций пришли к правомерному выводу, что облагаемая база по НДС не подлежит увеличению на эти суммы в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ, и они не учитываются при определении налоговой базы в силу пункта 2 статьи 154 названного Кодекса.
Доводы подателя жалобы о том, что получение перевозчиком субсидий обусловлено применением договорных цен, согласованных с администрациями муниципальных образований в договорах о транспортном обслуживании, а не применением государственных регулируемых цен в виде предельной максимальной стоимости перевозок установленной в Постановлении N 26/3, были предметом рассмотрения и отклонены судами."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 15 августа 2019 г. N Ф07-8765/19 по делу N А13-7354/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2019 Определение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7354/18
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-8765/19
24.04.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-267/19
07.12.2018 Решение Арбитражного суда Вологодской области N А13-7354/18