19 августа 2019 г. |
Дело N А56-113559/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Захаровой М.В., судей Преснецовой Т.Г., Сапоткиной Т.И.,
при участии от Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области Комаровой М.А. (доверенность от 25.09.2018 N 05-06/15701),
рассмотрев 15.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИК" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 (судья Шустова Д.Н.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 (судьи Пряхина Ю.В., Мельникова Н.А., Семиглазов В.А.) по делу N А56-113559/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ВИК", место нахождения: 167031, Республика Коми, г. Сыктывкар, местечко Дырнос, д. 22, эт. 2, ОГРН 1041100407424, ИНН 1101118184 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной налоговой службы по Ленинградской области, место нахождения: 195027, Санкт-Петербург, пр. Металлистов, д. 34, ОГРН 1047811053619, ИНН 7806159173 (далее - Управление), от 27.08.2018 о признании недействительной записи за государственным регистрационным номером (далее - ГРН) 2184704319600 о прекращении деятельности Общества при реорганизации в форме присоединения.
Решением суда от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.04.2019, в удовлетворении требований отказано.
Общество, не согласившись с обжалуемыми судебными актами, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт - об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Как указывает податель жалобы, обеспечительные меры, принятые определением Арбитражного суда Республики Коми от 24.07.2018 по делу N А29-5203/2018 направлены на запрет Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы России N 5 по Республике Коми (далее - Инспекция N 5 по Республике Коми) производить государственную регистрацию реорганизации Общества. Соответственно, по мнению заявителя, у Управления не было и не могло быть оснований для отказа в проведении государственной регистрации реорганизации Общества, вопреки выводам судов.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Управления против удовлетворения жалобы возражала.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за ГРН 1041100407424.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 14.05.2018 по делу N А29-5203/2018 было принято к производству заявление о признании Общества банкротом.
Впоследствии определением от 24.07.2018 по упомянутому делу приняты обеспечительные меры в виде запрета учредителям (участникам) Общества проводить реорганизацию в отношении должника (Общества) в любых формах, кроме преобразования; в виде запрета регистрирующему органу (Федеральной налоговой службе; далее - Служба) в лице Инспекции N 5 по Республике Коми производить государственную регистрацию реорганизации должника посредством внесения в ЕГРЮЛ соответствующих сведений.
Сведения о поступлении в налоговый орган судебного акта, содержащего запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, 26.07.2018 включены Инспекцией N 5 по Республике Коми в соответствующий информационный ресурс.
Общество 23.07.2018 представило в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Выборгскому району Ленинградской области (далее - Инспекция) документы для государственной регистрации прекращения деятельности Общества при реорганизации в форме присоединения к обществу с ограниченной ответственностью "Транс-Маш" (Ленинградская обл.).
Инспекция приняла решение от 30.07.2018 N 9591А о государственной регистрации, внесена запись за ГРН 2184704319600 о прекращении деятельности Общества при реорганизации в форме присоединения.
На указанное решение в Управление поступила жалоба акционерного общества "Корпорация по развитию Республики Коми" - заявителя (кредитора) в деле о банкротстве Общества.
Управление, учитывая наличие судебного акта, содержащего запрет на совершение определенных регистрационных действий, на момент принятия оспариваемого кредитором решения, руководствуясь статьей 16 АПК РФ, подпунктом "а" пункта 3 статьи 25.6 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", решением от 27.08.2018 отменило решение от 30.07.2018 и признало данную запись недействительной.
Полагая обжалуемое решение Управления незаконным, Общество обратилось с настоящим заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций правомерно исходили из следующего.
При разрешении спора суды руководствовались положениями статьи 16 АПК РФ, статьи 46 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", разъяснениями, изложенными в пункте 14 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.04.1995 N С1-7/ОП-237 "Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)".
Применив положения приведенных норм, учтя обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, приняв во внимание определение суда от 24.07.2018 по делу N А29-5203/2018, суды пришли к выводу о том, что Управление обоснованно отменило решение Инспекции и признало спорную запись недействительной, поскольку были приняты обеспечительные меры на запрет Службой осуществлять регистрационные действия в отношении Общества.
При этом суды правомерно отклонили довод Общества о том, что запрет проводить реорганизацию был дан в отношении органа, начавшего процедуру реорганизации, а не регистрационного органа, завершившего процедуру реорганизации, поскольку в силу расположения реорганизуемых в форме присоединения юридических лиц в различных субъектах Российской Федерации участие в регистрационных действиях принимают оба территориальных органа Службы.
В силу пунктов 1 и 4 Положения о Службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506, Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств; осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы; Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.
В данном случае принятыми судом обеспечительными мерами наложен запрет на совершение регистрационных действий регистрирующему органу - Службе в лице ее территориальных органов.
При таких обстоятельствах суды обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в судах первой и апелляционной инстанций, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и получили правильную правовую оценку. Основания для иных выводов у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (части 3 и 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
Основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.12.2018 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2019 по делу N А56-113559/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ВИК" - без удовлетворения.
Председательствующий |
М. В. Захарова |
Судьи |
М.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.