27 августа 2019 г. |
Дело N А05-12952/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Алешкевича О.А., судей Кудина А.Г., Толкунова В.М.,
при участии от некоммерческой организации "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" Гамиловской И.Н. (доверенность от 05.06.2019), Калининой А.В. (доверенность от 01.08.2019), от Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Кузнецова С.И. (доверенность от 27.12.2018),
рассмотрев 27.08.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2019 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (судьи Потеева А.В., Алимова Е.А., Докшина А.Ю.) по делу N А05-12952/2018,
установил:
Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области" (место нахождения: г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 1, оф. 402; ОГРН 1132900001574; ИНН 2901991858; далее - Организация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (место нахождения: г. Архангельск, ул. Карла Либкнехта, д. 2; ОГРН 1022900512227; ИНН 2901009838; далее - Управление) от 30.08.2018 N 24-46-20/56 в части оплаты работ по ремонту штукатурки и окраске внутренних стен лестничной клетки многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Северодвинск, пл. Ленина, д. 43А, в рамках договора от 01.06.2017 N FKR11041700003/118 (с учетом уточнения заявленных требований).
Решением суда первой инстанции от 18.01.2019 заявление удовлетворено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 29.04.2019 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить. По мнению подателя жалобы, предписание в оспариваемой части содержит правомерные требования.
В судебном заседании представитель Управления доводы жалобы поддержал, представители Организации просили в ее удовлетворении отказать.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании приказа от 25.05.2018 N 239 в период с 31.05.2018 по 29.06.2018 провело плановую выездную проверку по вопросу использования Организацией средств, полученных в качестве государственной (муниципальной) поддержки капитального ремонта, а также средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта у региональных операторов в 2017 году.
По результатам проверки Управлением составлен акт от 29.06.2018 и вынесено предписание от 30.08.2018 N 24-26-20/56 об устранении выявленных нарушений законодательства, которым на Организацию, в частности, возложена обязанность возместить 31 457 руб. 86 коп., неправомерно оплаченных в рамках договора от 01.06.2017 N FKR11041700003/118 за работу по ремонту штукатурки и окраске внутренних стен лестничной клетки многоквартирного дома, расположенного адресу: г. Северодвинск, пл. Ленина, д. 43А.
Организация, не согласившись с предписанием в указанной части, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, придя к выводу о правомерности оплаты указанных работ, заявленные требования удовлетворил.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 174 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам. При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами.
Согласно части 1 статьи 166 ЖК РФ перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома.
Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке автоматизированных информационно-измерительных систем учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ (часть 2 статьи 166 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Архангельской области от 15.04.2014 N 152-пп утвержден Перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Архангельской области, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов, пунктом 27 которого предусмотрено выполнение работ и (или) услуг по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Архангельской области, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта многоквартирных домов, сформированного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт многоквартирных домов, без выполнения которых невозможно обеспечить капитальный ремонт конструктивного элемента или внутридомовой инженерной системы многоквартирного дома, предусмотренные пунктами 1 - 21 и 29 данного Перечня.
При этом замена окон и балконных дверей (в составе общего имущества в многоквартирных домах) на современные, имеющие повышенное сопротивление теплопередаче, отнесена к ремонту фасадов (пункт 16 указанного Перечня).
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций установлено, что работы по оштукатуриванию и окраске внутренних стен лестничной клетки подъездов в районе оконных блоков многоквартирного дома выполнялись как сопутствующие работы при установке оконных блоков в связи возникающими повреждениями внутренних стен лестничных клеток при замене окон.
Приняв во внимание отсутствие доказательств того, что выполненный объем работ по ремонту стен лестничных клеток превышает объем работ, необходимый для восстановления последствий замены оконных блоков, суд первой инстанции пришел к выводу о несоответствии предписания в оспариваемой части упомянутым правовым нормам, а также о нарушении прав и законных интересов заявителя, с чем согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу, и имеющимся в деле доказательствам. Поскольку нормы материального и процессуального права применены судами правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А05-12952/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.А. Алешкевич |
Судьи |
О.А. Алешкевич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.