05 сентября 2019 г. |
Дело N А21-5168/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Александровой Е.Н., Родина Ю.А.,
рассмотрев 04.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 (судьи Лопато И.Б., Семенова А.Б., Юрков И.В.) по делу N А21-5168/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тимберсервис", ИНН 3906323398, ОГРН 1143926014737, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области, ИНН 3906976260, ОГРН 1153926037165, (далее - Министерство) о признании незаконными решений об отказе в приеме лесных деклараций от 09.02.2018 N 5, 6, 7 оформленных письмами заместителя министра - начальника департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Поплавской Л.Г. от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх, 115-лх, а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять лесные декларации.
Определением суда от 25.07.2018 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу А21-637/2018.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 определение суда первой инстанции от 25.07.2018 отменено.
Определением суда от 23.10.2018 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 25.12.2018 (судья Залужная Ю.Д.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 23.04.2019 указанное решение отменено, оформленные письмами от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх, 115-лх решения Министерства об отказе Обществу в приеме лесных деклараций от 09.02.2018 N 5, 6, 7 признаны незаконными. Суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и интересов Общества путем принятия лесных деклараций от 09.02.2018 N 5, 6, 7.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, просит обжалуемое постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции. По мнению подателя жалобы, у Министерства в силу закона отсутствует обязанность по принятию лесных деклараций, поскольку договор аренды лесного участка расторгнут. При этом податель жалобы указывает, что договор аренды расторгнут в судебном порядке по делу N А21-637/2018 решением Арбитражного суда Калининградской области от 20.07.2018, вступившим в законную силу 10.12.2018, в связи с чем на момент рассмотрения настоящего спора в суде у Общества отсутствовало право аренды лесного участка.
Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.07.2010 между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство, арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Росбиопром" (далее - ООО "Росбиопром", арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 157-з.д. (далее - договор аренды) сроком действия до 07.07.2020, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок государственной собственности, поименованный в пункте 2 главы 1 договора, в целях заготовки древесины.
Агентство (арендодатель), ООО "Росбиопром" (арендатор-1) и ООО "Тимберсервис" (арендатор-2) заключили 14.08.2014 Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 07.07.2010 N 157-з.д., на основании которого заявитель принял на себя права и обязанности нового арендатора лесного участка по указанному договору аренды, были изложены в новой редакции или дополнены п. 8 раздела 2, п. 17 раздела 4, п. 22 раздела 5, приложения N 4, 6 договора.
Далее, 13.04.2016 Министерство (арендодатель) и ООО "Тимберсервис" (арендатор) заключили Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 07.07.2010 N 157-з.д., согласно которому, в частности пункт 2 главы 1 договора аренды, определяющий характеристики арендуемого земельного участка, был изложен в новой редакции, площадь лесного участка, предоставляемого в аренду по указанному договору составила 31358 га, в состав лесного участка вошли участковые лесничества Гусевского, Нестеровского и Озерского районов Калининградской области.
Затем, 21.08.2017 Дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка N 157-з.д., заключенным между Министерством (арендодатель) и ООО "Тимберсервис" (арендатор), в новой редакции были изложены пункт 2 (два), 5 (пять), 41 (сорок один) договора аренды, внесены изменения в Приложения N 1,2, 3 4, 5, 6, 9, изложенные в новой редакции Приложений N 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, признаны неизменными иные условия договора аренды, не затронутые данным дополнительным соглашением.
Пунктом 2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 21.08.2017 определены следующие характеристики предоставленного заявителю в аренду по договору аренды лесного участка: площадь 11 385 га, местоположение: Калининградская область, Нестеровский и Озерский районы, Нестеровское лесничество: Боровское участковое лесничество 7 (1-13), 8 (1-6), 9 (1-10), 10 (1-35), 11 (1-32), 12 (1-19, 21-36), 13 (1-51), 14 (1-30, 36-40), 15 (1-7, 11-12, 30), (1-6, 10, 13-15, 17-19, 22, 26-32), 78 (1, 2), 79 (1-9), 80 (1, 4-30), 81 (1-25), 82 (1-16), 83 (1-12, 20-27, 33-35); Краснолесское участковое лесничество 1 (1-3, 5-13), 2 (1, 3-4, 6-7, 9-13, 15, 17-24), 3 (2-7, 9-12, 14-31), 4 (1-5, 7-13, 15, 17-41, 43-44, 46-48), 5 (1-20), 6 (1-7, 9-20, 22-36), 7 (1-18, 20-21, 23-44), 8 (1-17, 19-37), 9 (1, 3, 7-10, 12-38), 10 (1-4, 6-8, 12-19, 23-29, 35-39, 45-46), 11 (1-31), 12 (1-3, 5, 11-12, 14-18, 20, 22, 24-27), 13 (1-28), 14 (1-17, 19-29), 15 (2-4, 12-16, 31), 16 (1-41), (1-38), 18 (1-29, 32-35), 19 (1-5, 7-8, 10-18, 20-22, 25, 38, 40-41), 21 (1-28), 22 (1-36), 23 (1-2, 4-7, 9, 14, 17, 21, 23), 26 (1-31, 33-35), 27 (1-46, 48-50), 28 (1-35, 37, 41-44, 48, 51-54), 29 (1-18), 30 (1-14), 34 (1-23, 25-28), 35 (1-40), 36 (1-25, 28-30, 34, 43, 45-47), 37 (1-6), 43 (2-24), 44 (1-25, 27), 45 (1-5, 10), 52 (1-20, 22), 53 (1-22, 24), 54 (1-6, 8, 11-18, 23-31, 34-35), 62 (1-20), 63 (1-31), (1-25), 65 (1-8, 10-17, 19-21, 33-34, 36-41, 45), 66 (1-6, 10-15, 18-21), 74 (1-20), 75 (1-13); Озерское участковое лесничество 1 (1-55), 2 (1-27), 3 (1-31), 4 (1-45), 5 (1-16), 6 (1-38), 7 (1-34), 8 (1-41), 9 (1-76), 10 (1-54), 11 (1-4), 12 (1-13), 13 (1-35), 14 (1-58), 15 (1-27), 16 (1-12), 14 (1-13), 18 (1-16), 19 (1-15), 20 (1, 3-21), 21 (1-16), 22 (1-14), 23 (1-9), 24 (1-13), 25 (1-33), 26 (1-12), 27 (1-15), 28 (1-15), 29 (1-13), 30 (1-15), 31 (1-13), 32 (1-11), 33 (1-13), 34 (1-28), 35 (1-29), 36 (1-54), 37 (1-16), 38 (1-18), 39 (1-20), 40 (1-9), 41 (1-9), 42 (1-12), 43 (1-14), 44 (1-25), 45 (1-13), 46 (1-11), 47 (1-17), 48 (1-8), 49 (1-13), 50 (1-10), 51 (1-21), 52 (1-30), 53 (1-41), 54 (1-13), 55 (1-15), 56 (1-12), 57 (1-8), 58 (1-17), 59 (1-28), 60 (1-47), 61 (1-21), 62 (1-16), 63 (1-15), 64 (1-13), (1-15), 66 (1-12), 67 (1-7), 68 (1-13), 69 (1-23), 70 (1-14), 71 (1-13), 72 (1-10), 73 (1-13), 74 (1-40), 75 (1-57), 76 (1-32), 77 (1-26), 78 (1-28), 79 (1-35), 80 (1-32), 81 (1-26), 82 (1-39), 83 (1-43), 84 (1-41), 85 (1-52), 86 (1-43), 87 (1-36), 88 (1-40), 89 (1-30), 90 (1-43), 91 (1-11), 101 (1-50, 52-53), 102 (1-61), 103 (1-11), 104 (1-47), 105 (1-25), 106 (1-33), 107 (1-35), 108 (1-41), 109 (3, 6-41), 110 (1-34), 111 (1-38), 112 (1-29), 113 (1-38), 114 (1-20), 115 (1-45), 116 (1-47), 117 (1-20, 22-46, 48-66), 118 (1-58, 60-74), 119 (1-54), 120 (1-6), 121 (1-25), 122 (1-21), 123 (1-14), 124 (1-12), 125 (1-16), 126 (1-17), 127 (1-15), 128 (1-28), 129 (1-33), 130 (1-45), 131 (1-24), 132 (1-74), 133 (1-44), 134 (1-30), 135 (1-31), 136 (1-6), 137 (1-13), 138 (1-10), 139 (1-13), 140 (1-19), 141 (1-17), 142 (1-16), 143 (1-11), 144 (1-11), 145 (1-15), 146 (1-8), 147 (1-10), 148 (1-12), 149 (1-14), 150 (1-36), 151 (1-22), 152 (1-30), 153 (1-46), 154 (1-45); Пограничное участковое лесничество 1 (1-10, 12-55, 60), 72 (1-43), 73 (1-24), 75 (1-37); Токаревское участковое лесничество 1 (1-20), 2 (1-2, 4-31), 3 (1-20), 4 (1-22), 5 (1-17), 6 (1-18), 7 (1-43), 8 (1-32), 9 (1-3, 5-11, 13-39); Чистопрудненское участковое лесничество 1 (1-14, 16-22, 24-34), 2 (1-32), 3 (1-16), 4 (1-45), 5 (1-25), 6 (1-54). 7 (1-5, 7-9, 11, 13, 15-20, 22, 26-27), 8 (1-20, 22-23, 26-31, 34-46), 9 (1-11, 13-41), 10 (1-2, 4-5, 8-34), 11 (1-33), 12 (1-27), 13 (1-14, 16-28, 33-34), 14 (1-5, 8, 11, 27, 36-37), 15 (2-8, 10-11, 14, 18-20, 22-24, 27, 34-35), 16 (1-19, 23-25), 17 (1-45), 18 (1-10, 12-22), 19 (1-15, 17-36), 20 (1, 3-13, 15-19, 22-25, 31-34), 21 (1-2, 10-13, 32, 50), 25 (4-5, 9-10), 26 (1-13, 20-22), 84 (1-27); категория земель - земли лесного фонда, кадастровый номер участка (условный номер участка) 27:224:06:0016, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 6075-2017.
В порядке и сроки, установленные договором аренды, разработан и прошел государственную экспертизу Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду заявителю, который был утвержден приказами Агентства от 15.10.2010 N 275, от 01.12.2011 N 356, от 22.05.2012 N 162, от 03.09.2014 N 140, от 27.10.2014 N 161, от 22.01.2015 N 7, от 23.04.2015 N 67, от 14.08.2015 N 120, от 06.10.2015 N 157, от 04.12.2015 N 193, от 31.12.2015 N 219, а также приказами Министерства от 12.04.2016 N 141, от 22.06.2016 N 302, от 30.08.2016 N 487, от 19.10.2016 N 635, от 22.06.2017 N 355, от 05.09.2017 N 525.
На основании вышеуказанных документов в установленном законом порядке Обществом сопроводительным письмом N 06 от 09.02.2018 представлена в Министерство лесная декларация N 5 от 09.02.2018, сопроводительным письмом N 7 от 09.02.2018 - лесная декларация N 6 от 09.02.2018 и сопроводительным письмом N 8 от 09.02.2018 - лесная декларация N 7 от 09.02.2018.
Однако письмами от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх, 115-лх Министерство отказало Обществу в приеме указанных лесных деклараций.
Основанием для отказа в приеме лесных деклараций явилось рассмотрение в Арбитражном суде Калининградской области искового заявления Министерства к Обществу о расторжении договора аренды лесного участка.
Полагая, что отказ Министерства в приеме лесных декларации является незаконным и нарушающим права и охраняемые интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным решения Министерства об отказе Обществу в приеме лесной декларации, а также об обязании Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять лесные декларации.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления.
Апелляционный суд отменил указанное решение и удовлетворил заявленные требования, поскольку действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, и такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как рассмотрение в Арбитражном суде Калининградской области искового заявления Министерства к Обществу о расторжении договора аренды лесного участка, действующее законодательство не содержит.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 26 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, исходя из условий заключенного между Обществом и Министерством договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, Общество обязано ежегодно подавать в уполномоченный орган лесную декларацию.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Пунктами 3, 4, 4.1 - 4.4 Порядка установлены требования к лесной декларации и четырем приложениям к ней.
Согласно пункту 6 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
В пункте 2.11.1 Административного регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, которыми являются несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
Из представленных в материалы дела пояснений Министерства следует, что единственным основанием для отказа в приеме лесных деклараций Общества является инициирование процедуры расторжения договора аренды, иных оснований для отказа в их приеме, предусмотренных в пункте 6 Порядка и пункте 2.11.1 Административного регламента, не имеется.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно указал, что такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как рассмотрение в Арбитражном суде Калининградской области искового заявления Министерства к Обществу о расторжении договора аренды лесного участка, действующее законодательство не содержит.
Таким образом, Министерство отказало Обществу в приеме лесных деклараций письмами от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх, 115-лх до момента расторжения договора аренда в судебном порядке.
Следовательно, апелляционным судом правомерно принято во внимание, что договор аренды лесного участка на момент вынесения решения об отказе в приеме лесных деклараций не был расторгнут, что подателем жалобы не оспаривается.
При таких обстоятельствах отказ Министерства в приеме представленных Обществом лесных деклараций является незаконным и необоснованным, поскольку Министерство путем неправомерного отказа в приеме лесной декларации нарушило права и законные интересы Общества как арендатора лесного участка, лишая последнего права на заготовку древесины до момента расторжения договора аренды.
При этом апелляционный суд обязал Министерство принять лесные декларации от 09.02.2018 N 5, 6, 7 в качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общества.
Кроме того, податель жалобы не ссылается на государственную регистрацию расторжения договора аренды лесного участка и прекращение договора аренды на момент вынесения оспариваемого постановления апелляционного суда.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении апелляционным судом норм права, а по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств спора и представленных сторонами доказательств, которые были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2019 по делу N А21-5168/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.