Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 5 сентября 2019 г. N Ф07-8772/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
23 апреля 2019 г. |
Дело N А21-5168/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 апреля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 апреля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем судебного заседания Климцовой Н.А.
при участии:
от истца (заявителя): Новосельцева М.А. - доверенность от 21.06.2018 Малявин В.О. - доверенность от 03.10.2018
от ответчика (должника): не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2470/2019) ООО "Тимберсервис" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2018 по делу N А21-5168/2018(судья Ю.Д.Залужная), принятое
по заявлению ООО "Тимберсервис"
к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области
о признании незаконным решения,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Тимберсервис" (ИНН 3906323398, ОГРН 1143926014737; далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Калининградской области (ИНН 3906976260, ОГРН 1153926037165; далее - Министерство, заинтересованное лицо) о признании незаконными решений об отказе в приеме лесных деклараций от 09.02.2018 N 5, 6,7 оформленных письмами заместителя министра - начальника департамента лесного хозяйства и использования объектов животного мира Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области Поплавской Л.Г. от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх,115-лх, а также об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять лесные декларации.
Определением суда от 25.07.2018 производство по делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта по делу А21-637/2018.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2018 определение суда первой инстанции от 25.07.2018 отменено.
Определением суда от 23.10.2018 производство по делу возобновлено.
Решением суда от 25.12.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Податель апелляционной жалобы ссылается на то, что на дату подачи лесных деклараций договор аренды лесного участка являлся действующим. Кроме того Общество указывает, что у Министерства отсутствовали основания для отказа в принятии лесных деклараций, поскольку на момент принятия лесной декларации не предусмотрена возможность установления обязательств исполнения арендатором договора аренды лесного участка.
В судебном заседании представитель ООО "Тимберсервис" поддержал доводы апелляционной жалобы
Министерство, извещенное надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своего представителя в суд не направило, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 07.07.2010 между Агентством по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (далее - Агентство, арендодатель) и ООО "Росбиопром" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 157-з.д. (далее - договор аренды) сроком действия до 07.07.2020, согласно которому арендодатель предоставил арендатору во временное пользование лесной участок государственной собственности, поименованный в пункте 2 главы 1 договора, в целях заготовки древесины.
14.08.2014 г. Агентство по охране, воспроизводству и использованию объектов животного мира и лесов Калининградской области (арендодатель), ООО "Росбиопром" (арендатор-1) и ООО "Тимберсервис" (арендатор-2) заключили Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 07.07.2010 г. N 157-з.д., на основании которого заявитель принял на себя права и обязанности нового арендатора лесного участка по указанному договору аренды, были изложены в новой редакции или дополнены п. 8 раздела 2, п. 17 раздела 4, п. 22 раздела 5, приложения NN 4, 6 договора.
13.04.2016 г. Министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (арендодатель) и ООО "Тимберсервис" (арендатор) заключено Дополнительное соглашение к договору аренды лесного участка от 07.07.2010 г. N 157-з.д., согласно которому в частности пункт 2 главы 1 договора аренды, определяющий характеристики арендуемого земельного участка, был изложен в новой редакции, площадь лесного участка, предоставляемого в аренду по указанному договору составила 31358 га, в состав лесного участка вошли участковые лесничества Гусевского, Нестеровского и Озерского районов Калининградской области.
21.08.2017 г. Дополнительным соглашением к договору аренды лесного участка от 07.07.2010 г. N 157-з.д., заключенным между министерством природных ресурсов и экологии Калининградской области (арендодатель) и ООО Тимберсервис" (арендатор), в новой редакции были изложены пункт 2 (два), 5 (пять), 41 (сорок один) договора аренды, внесены изменения в Приложения N1,2, 3 4, 5, 6, 9, изложенные в новой редакции Приложений N 1, 2, 3, 4, 5, 9, 10, признаны неизменными иные условия договора аренды, не затронутые данным дополнительным соглашением.
Пунктом 2 договора аренды в редакции дополнительного соглашения от 21.08.2017 г. определены следующие характеристики предоставленного заявителю в аренду по договору аренды лесного участка: площадь 11 385 га, местоположение: Калининградская область, Нестеровский и Озерский районы, Нестеровское лесничество: Боровское участковое лесничество 7 (1-13), 8 (1-6), 9 (1-10), 10 (1-35), 11 (1-32), 12 (1-19, 21-36), 13 (1-51), 14 (1-30, 36-40), 15 (1-7, 11-12, 30), (1-6, 10, 13-15, 17-19, 22, 26-32), 78 (1, 2), 79 (1-9), 80 (1, 4-30), 81 (1-25), 82 (1-16), 83 (1-12, 20-27, 33-35); Краснолесское участковое лесничество 1 (1-3, 5-13), 2 (1, 3-4, 6-7, 9-13, 15, 17-24), 3 (2-7, 9-12, 14-31), 4 (1-5, 7-13, 15, 17-41, 43-44, 46-48), 5 (1-20), 6 (1-7, 9-20, 22-36), 7 (1-18, 20-21, 23-44), 8 (1-17, 19-37), 9 (1, 3, 7-10, 12-38), 10 (1-4, 6-8, 12-19, 23-29, 35-39, 45-46), 11 (1-31), 12 (1-3, 5, 11-12, 14-18, 20, 22, 24-27), 13 (1-28), 14 (1-17, 19-29), 15 (2-4, 12-16, 31), 16 (1-41), (1-38), 18 (1-29, 32-35), 19 (1-5, 7-8, 10-18, 20-22, 25, 38, 40-41), 21 (1-28), 22 (1-36), 23 (1-2, 4-7, 9, 14, 17, 21, 23), 26 (1-31, 33-35), 27 (1-46, 48-50), 28 (1-35, 37, 41-44, 48, 51-54), 29 (1-18), 30 (1-14), 34 (1-23, 25-28), 35 (1-40), 36 (1-25, 28-30, 34, 43, 45-47), 37 (1-6), 43 (2-24), 44 (1-25, 27), 45 (1-5, 10), 52 (1-20, 22), 53 (1-22, 24), 54 (1-6, 8, 11-18, 23-31, 34-35), 62 (1-20), 63 (1-31), (1-25), 65 (1-8, 10-17, 19-21, 33-34, 36-41, 45), 66 (1-6, 10-15, 18-21), 74 (1-20), 75 (1-13); Озерское участковое лесничество 1 (1-55), 2 (1-27), 3 (1-31), 4 (1-45), 5 (1-16), 6 (1-38), 7 (1-34), 8 (1-41), 9 (1-76), 10 (1-54), 11 (1-4), 12 (1-13), 13 (1-35), 14 (1-58), 15 (1-27), 16 (1-12), 14 (1-13), 18 (1-16), 19 (1-15), 20 (1, 3-21), 21 (1-16), 22 (1-14), 23 (1-9), 24 (1-13), 25 (1-33), 26 (1-12), 27 (1-15), 28 (1-15), 29 (1-13), 30 (1-15), 31 (1-13), 32 (1-11), 33 (1-13), 34 (1-28), 35 (1-29), 36 (1-54), 37 (1-16), 38 (1-18), 39 (1-20), 40 (1-9), 41 (1-9), 42 (1-12), 43 (1-14), 44 (1-25), 45 (1-13), 46 (1-11), 47 (1-17), 48 (1-8), 49 (1-13), 50 (1-10), 51 (1-21), 52 (1-30), 53 (1-41), 54 (1-13), 55 (1-15), 56 (1-12), 57 (1-8), 58 (1-17), 59 (1-28), 60 (1-47), 61 (1-21), 62 (1-16), 63 (1-15), 64 (1-13), (1-15), 66 (1-12), 67 (1-7), 68 (1-13), 69 (1-23), 70 (1-14), 71 (1-13), 72 (1-10), 73 (1-13), 74 (1-40), 75 (1-57), 76 (1-32), 77 (1-26), 78 (1-28), 79 (1-35), 80 (1-32), 81 (1-26), 82 (1-39), 83 (1-43), 84 (1-41), 85 (1-52), 86 (1-43), 87(1-36), 88(1-40), 89(1-30), 90 (1-43), 91 (1-11), 101 (1-50, 52-53), 102(1-61), 103 (1-11), 104 (1-47), 105 (1-25), 106 (1-33), 107 (1-35), 108 (1-41), 109 (3, 6-41), 110 (1-34), 111 (1-38), 112 (1-29), 113 (1-38), 114 (1-20), 115 (1-45), 116 (1-47), 117 (1-20, 22-46, 48-66), 118 (1-58, 60-74), 119 (1-54), 120 (1-6), 121 (1-25), 122 (1-21), 123 (1-14), 124 (1-12), 125 (1-16), 126 (1-17), 127 (1-15), 128 (1-28), 129 (1-33), 130 (1-45), 131 (1-24), 132 (1-74), 133 (1-44), 134 (1-30), 135 (1-31), 136 (1-6), 137 (1-13), 138 (1-10), 139 (1-13), 140 (1-19), 141 (1-17), 142 (1-16), 143 (1-11), 144 (1-11), 145 (1-15), 146 (1-8), 147 (1-10), 148 (1-12), 149 (1-14), 150 (1-36), 151 (1-22), 152 (1-30), 153 (1-46), 154 (1-45); Пограничное участковое лесничество 1 (1-10, 12-55, 60), 72 (1-43), 73 (1-24), 75 (1-37); Токаревское участковое лесничество 1 (1-20), 2 (1-2, 4-31), 3 (1-20), 4(1-22), 5 (1-17), 6 (1-18), 7 (1-43), 8 (1-32), 9 (1-3, 5-11, 13-39); Чистопрудненское участковое лесничество 1 (1-14, 16-22, 24-34), 2 (1-32), 3 (1-16), 4 (1-45), 5 (1-25), 6 (1-54). 7 (1-5, 7-9, 11, 13, 15-20, 22, 26-27), 8 (1-20, 22-23, 26-31, 34-46), 9 (1-11, 13-41), 10 (1-2, 4-5, 8-34), 11 (1-33), 12 (1-27), 13 (1-14, 16-28, 33-34), 14 (1-5, 8, 11, 27, 36-37), 15 (2-8, 10-11, 14, 18-20, 22-24, 27, 34-35), 16 (1-19, 23-25), 17 (1-45), 18 (1-10, 12-22), 19 (1-15, 17-36), 20 (1, 3-13, 15-19, 22-25, 31-34), 21 (1-2, 10-13, 32, 50), 25 (4-5, 9-10), 26 (1-13, 20-22), 84 (1-27); категория земель - земли лесного фонда, кадастровый номер участка (условный номер участка) 27:224:06:0016, номер учетной записи в государственном лесном реестре - 6075-2017.
В порядке и сроки, установленные договором аренды, разработан и прошел государственную экспертизу Проект освоения лесов на лесном участке, переданном в аренду заявителю, который был утвержден приказами Агентства от 15.10.2010 N 275, от 01.12.2011 N 356, от 22.05.2012 N 162, от 03.09.2014 N 140, от 27.10.2014 N 161, от 22.01.2015 N 7, от 23.04.2015 N 67, от 14.08.2015 N 120, от 06.10.2015 N 157, от 04.12.2015 N 193, от 31.12.2015 N 219, а также приказами Министерства от 12.04.2016 N 141, от 22.06.2016 N 302, от 30.08.2016 N 487, от 19.10.2016 N 635, от 22.06.2017 N355, от 05.09.2017 N525.
На основании вышеуказанных документов в установленном законом порядке Обществом сопроводительным письмом N 06 от 09.02.2018 г. представлена в Министерство лесная декларация N 5 от 09.02.2018 г., сопроводительным письмом N 7 от 09.02.2018 г. - лесная декларация N 6 от 09.02.2018 г. и сопроводительным письмом N 8 от 09.02.2018 г. - лесная декларация N 7 от 09.02.2018 г.
Однако письмами от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх,115-лх Министерство отказало Обществу в приеме вышеупомянутых лесных деклараций; основанием для отказа в приеме лесных деклараций явилось рассмотрение в Арбитражном суде Калининградской области искового заявления Министерства к Обществу о расторжении договора аренды лесного участка.
Полагая, что отказ Министерства в приеме лесных декларации является незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением о признании незаконным решения Министерства об отказе Обществу в приеме лесной декларации, а также об обязании Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества и принять лесную декларацию.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Общества, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции в виду следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Согласно статье 24 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов.
В силу статьи 25 ЛК РФ к видам использования лесов относится, в том числе, заготовка древесины, а использование лесов является предпринимательской деятельностью.
В соответствии со статьей 29 ЛК РФ заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, а также с вывозом из леса древесины. Граждане, юридические лица осуществляют заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В силу статьи 26 ЛК РФ лесной декларацией является заявление об использовании лесов в соответствии с проектом освоения лесов. Ежегодно лесная декларация подается в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду. Форма лесной декларации, порядок ее заполнения и подачи, а также требования к формату лесной декларации в электронной форме утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, исходя из условий заключенного между Обществом и Министерством договора аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, Общество обязано ежегодно подавать в уполномоченный орган лесную декларацию.
Приказом Минприроды России от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка её заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" утвержден Порядок заполнения и подачи лесной декларации (далее - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды (далее - лицо, подавшее лесную декларацию), в органы государственной власти, органы местного самоуправления, в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ).
Лесная декларация подается не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесов. Срок действия лесной декларации составляет не более 12 месяцев с даты начала предполагаемого срока использования лесов.
Пунктами 3, 4, 4.1-4.4 Порядка установлены требования к лесной декларации и четырем приложениям к ней.
В силу пункта 6 Порядка уполномоченный орган в случае выявления несоответствия лесной декларации форме и установленным требованиям к ее содержанию, проекту освоения лесов, недостоверности сведений, содержащихся в лесной декларации, в течение 5 рабочих дней со дня ее получения направляет лицу, подавшему лесную декларацию, письменное извещение об отказе в ее приеме, содержащее обоснование отказа.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2016 N 641 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по приему лесных деклараций и отчетов об использовании лесов от граждан, юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
В пункте 2.11.1 Регламента содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги по приему лесных деклараций:
1) непредставление документов, указанных в Административном регламенте;
2) недостоверность сведений, указанных в лесной декларации;
3) несоответствие лесной декларации форме и требованиям, установленным к ее содержанию;
4) несоответствие лесной декларации проекту освоения лесов.
Таким образом, действующим законодательством установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме лесной декларации, которыми являются несоответствие лесной декларации форме и установленным требованиям к её содержанию, проекту освоения лесов, недостоверность сведений, содержащихся в лесной декларации.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что такого основания для отказа в приеме лесной декларации, как рассмотрение в Арбитражном суде Калининградской области искового заявления Министерства к Обществу о расторжении договора аренды лесного участка, действующее законодательство не содержит.
Из представленных в материалы дела пояснений Министерства следует, что инициирование процедуры расторжения договора аренды является единственным основанием для отказа в приеме лесных деклараций общества N 5, 6,7, иных оснований для отказа в их приеме, предусмотренных в п. 6 названного выше Порядка N 17 и п. 2.11.1 Административного регламента N 641 не имеется.
При таком положении, отказ Министерства в приеме представленных Обществом лесных деклараций является незаконным и необоснованным.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Суд апелляционной инстанции полагает, что Министерство путем неправомерного отказа в приеме лесной декларации нарушило права и законные интересы Общества как арендатора лесного участка, лишая Заявителя права на заготовку древесины.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В этой связи, предъявленные Обществом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда подлежит отмене.
В силу статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, возмещение расходов Общества по государственной пошлине следует отнести на Министерство.
При подаче заявления Общество уплатило государственную пошлину в размере 9 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 14.05.2018 N 13.
При подаче апелляционной жалобы Общество уплатило государственную пошлину в размере 3 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 2802.2019 N 558.
Положениями статьи 102 АПК РФ и подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы на решение арбитражного суда при оспаривании ненормативного правового акта установлена в размере 1 500 руб., в связи с чем на основании статьи 104 АПК РФ и подпункта 2 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина в размере 1 500 руб., излишне уплаченная Обществом, подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 25.12.2018 по делу N А21-5168/2018 отменить.
Признать незаконными оформленные письмами от 16.02.2018 N 114-лх, 113-лх,115-лх решения Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области об отказе обществу с ограниченной ответственностью "Тимберсервис" в приеме лесных деклараций от 09.02.2018 N 5, 6,7.
Обязать Министерство природных ресурсов и экологии Калининградской области устранить допущенные нарушения прав и интересов общества с ограниченной ответственностью "Тимберсервис" путем принятия лесных деклараций от 09.02.2018 N 5, 6,7.
Взыскать с Министерства природных ресурсов и экологии Калининградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Тимберсервис" 10500 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Возвратить ООО "Тимберсервис" из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной платежным поручением от 28.02.2019 N 558.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.