09 сентября 2019 г. |
Дело N А13-15157/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
рассмотрев 04.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2019 (судья Селиванова Ю.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Рогатенко Л.Н.) по делу N А13-15157/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр", место нахождения: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Кирова, д. 21, оф. 1, ОГРН 1083525007940, ИНН 3525205363 (далее - Общество, ООО "УК "Центр"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области о признании недействительным предписания Департамента городского хозяйства администрации города Вологды, место нахождения: 160000, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Марии Ульяновой, д. 6а, ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602 (далее - Департамент), от 16.08.2018 N 386.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Соболев Александр Евгеньевич.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ООО "УК "Центр", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы настаивает на том, что он правомерно начислял плату за электроэнергию по показаниям прибора учета, установленного вне квартиры 26 многоквартирного дома N 23 по Октябрьской улице города Вологды, ежемесячно самостоятельно снимая его показания. Данные действия, по мнению Общества, соответствуют пункту 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку собственник квартиры самостоятельно передачу показаний не производил.
Участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, в связи с поступившей жалобой Соболева А.Е. Департамент на основании приказа от 26.07.2018 N 837 провел внеплановую документарную проверку соблюдения ООО "УК "Центр" лицензионных требований при управлении многоквартирным домом по адресу: г. Вологда, Октябрьская ул., д. 23 (договор управления от 23.04.2014).
В результате проведенной проверки Департаментом установлено и отражено в акте проверки от 16.08.2018 N 386, что Общество при начислении платы за коммунальную услугу по электроснабжению по квартире N 26 многоквартирного дома по указанному адресу нарушило положения пункта 59 Правил N 354 и подпунктов "а" и "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110. В частности Департамент пришел к выводу, что поскольку собственником названного жилого помещения не передавались показания индивидуального прибора учета электрической энергии за апрель, май, июнь 2018 года, то ООО "УК "Центр" должно было начислять плату по данной коммунальной услуге исходя из пункта 59 Правил N 354, в то время как Общество применило пункт 42 названных Правил, при этом самостоятельно снимая показания индивидуального прибора учета электрической энергии, находящегося вне жилого помещения.
Предписанием от 16.08.2018 N 386 Департамент обязал Общество в срок до 26.09.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: привести в порядок начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению жителям квартиры N 26 указанного многоквартирного дома в соответствие с пунктом 59 Правил N 354.
Не согласившись с указанным предписанием, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций пришли к выводу о законности оспариваемого предписания Департамента, в связи с чем отказали в удовлетворении заявления.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (статья 157 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов урегулированы Правилами N 354.
Согласно пункту 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные названными Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
Если период работы индивидуального или общего (квартирного), комнатного прибора учета (за исключением индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии) составил менее 3 месяцев, в случаях, указанных в пункте 59 названных Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг (пункт 59 (2) Правил N 354).
Как следует из материалов дела и установлено судами, спорный прибор учета был установлен 04.04.2018 по инициативе Общества в отсутствие согласия собственника квартиры N 26 указанного жилого дома, который показания индивидуального прибора учета управляющей компании за апрель, май и июнь 2018 года не передавал. При этом ООО "УК "Центр" не представило документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию узла учета потребления электроэнергии по спорной квартире.
На основании установленных обстоятельств дела, руководствуясь приведенными нормативными положениями, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу, что у Общества силу пункта 59 (2) Правил N 354 отсутствовали основания для начисления платы за электроэнергию по показаниям прибора учета за спорный период.
Судами правомерно отклонена приводимая в обоснование законности своих действий ссылка Общества на положения подпункта "е" (1) пункта 31 Правил N 354, обязывающие управляющую компанию осуществлять снятие показаний индивидуальных приборов учета, поскольку указанная норма не регулирует и не изменяет специальный порядок определения платы за коммунальную услугу, установленный пунктом 59 Правил N 354.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства Российской Федерации и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
В целом доводы подателя жалобы повторяют его позицию при рассмотрении дела, были предметом подробного исследования судов и подлежат отклонению как основанные на неверном толковании положений законодательства и неверной правовой характеристике взаимоотношений сторон.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2019 по делу N А13-15157/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр", место нахождения: 160001, Вологодская обл., г. Вологда, ул. Кирова, д. 21, оф. 1, ОГРН 1083525007940, ИНН 3525205363, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 20.06.2019 N 661.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.