Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2019 г. N Ф07-9337/19 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
29 апреля 2019 г. |
Дело N А13-15157/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 29 апреля 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю., Рогатенко Л.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Центр" Пьянковой Ю.Ф. по доверенности от 18.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Центр" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 января 2019 года по делу N А13-15157/2018,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Центр" (ОГРН 1083525007940, ИНН 3525205363; адрес: 160001, Вологодская область, город Вологда, улица Кирова, дом 21, офис 1; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области к Департаменту городского хозяйства администрации города Вологды (ОГРН 1073525019886, ИНН 3525197602; адрес: 160000, Вологодская область, город Вологда, улица Марии Ульяновой, дом 6а; далее - департамент) о признании недействительным предписания от 16.08.2018 N 386.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Соболев Александр Евгеньевич (адрес: 160031, Вологодская область, город Вологда).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 30 января 2019 года по делу N А13-15157/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что собственником квартиры передача показаний не производится, вывод суда об отсутствии у общества оснований для начисления платы за электроэнергию по показаниям прибора учета ничем не аргументирован, а департаментом не проверен факт установки прибора учета, в связи с этим не доказана необходимость применения пункта 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), поскольку при отсутствии прибора учета применим пункт 42 названных Правил.
Представитель общества в судебном заседании изложенные в апелляционной жалобе доводы поддержал.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу с доводами жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв не представило.
Администрация и третье лицо надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в связи с поступившей жалобой Соболева А.Е. департаментом на основании приказа от 26.07.2018 N 837 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обществом лицензионных требований по адресу: г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 23.
По результатам проверки составлен акт проверки от 16.08.2018 N 386, в котором зафиксировано, что собственником жилого помещения N 26 многоквартирного дома N 23 по ул. Октябрьской г. Вологды не передавались показания прибора учета электрической энергии за апрель, май, июнь 2018, в связи с этим обществом нарушен порядок начисления платы, предусмотренный пунктом 59 Правил N 354. Обществом допущено нарушение подпунктов "а" и б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110.
С целью устранения нарушений департаментом выдано предписание от 16.08.2018 N 386, в согласно которому обществу в срок до 26.09.2018 предложено привести в порядок начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению жителям квартиры N 26 в соответствие с пунктом 59 Правил N 354.
Общество, считая предписание незаконным, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
По смыслу статей 65, 198 и 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По правилам пункта 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Закона Вологодской области от 15.12.2017 N 4260-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по лицензионному контролю" органы местного самоуправления наделяются следующими отдельными государственными полномочиями по лицензионному контролю (далее - отдельные государственные полномочия):
1) проведение проверок соблюдения требований по оказанию всех услуг и (или) выполнению работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме;
2) проведение проверок соблюдения требований по предоставлению коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства многоквартирного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
3) проведение проверок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанных с выполнением работ и (или) оказанием услуг по управлению многоквартирным домом, оказанием услуг и выполнением работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлением иной направленной на достижение целей управления многоквартирным домом деятельности.
Из положений пункта 1 постановления администрации города Вологды от 28.12.2017 N 1473 (далее - Постановление от 28.12.2017 N 1473) следует, что отдельные государственные полномочия по лицензионному контролю, переданные в соответствии с Законом N 4260-ОЗ, приняты администрацией города Вологды с 1 января 2018 года к исполнению.
Функции администрации города Вологды по реализации отдельных государственных полномочий по лицензионному контролю, указанных в пункте 1 названного Постановления, возложены на Департамент городского хозяйства администрации города Вологды и утвержден Перечень должностных лиц отдела муниципального жилищного контроля Управления по правовому и организационному обеспечению Департамента городского хозяйства администрации города Вологды, уполномоченных осуществлять отдельные государственные полномочия по лицензионному контролю на территории муниципального образования "Город Вологда" (пункты 2, 3 Постановления от 28.12.2017 N 1473).
Следовательно, оспариваемое предписание по настоящему делу вынесено уполномоченным лицом в пределах предоставленных департаменту полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 данного Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, общество осуществляет управление многоквартирным домом по адресу: г. Вологда, ул. Октябрьская, д. 23, на основании договора управления от 23.04.2014. Следовательно, как лицо, ответственное за предоставление коммунальных услуг, общество обязано соблюдать установленные требования к расчету платы за коммунальные услуги.
В силу части 1 статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 упомянутого Кодекса структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирном доме включает в себя плату за коммунальные услуги, в которую входит плата за отопление (теплоснабжение).
Статьей 157 ЖК РФ предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом "к" (1) пункта 33 Правил N 354 потребителю предоставлено право при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
На основании подпункта "г" пункта 32 упомянутых Правил исполнитель имеет право осуществлять не чаще 1 раза в 3 месяца проверку достоверности передаваемых потребителем исполнителю сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных) и комнатных приборов учета, распределителей, установленных в жилых помещениях и домовладениях, путем посещения помещений и домовладений, в которых установлены эти приборы учета, а также проверку состояния указанных приборов учета (не чаще 1 раза в месяц в случае установки указанных приборов учета вне помещений и домовладений в месте, доступ исполнителя к которому может быть осуществлен без присутствия потребителя, и в нежилых помещениях).
Подпунктом "е" (1) пункта 31 вышеназванных Правил установлена обязанность исполнителя осуществлять не реже 1 раза в 6 месяцев снятие показаний индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, распределителей, установленных вне жилых (нежилых) помещений, проверку состояния таких приборов учета (если договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлен иной порядок снятия показаний таких приборов учета).
В соответствии с пунктом 59 Правил N 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев, в следующих случаях и за указанные расчетные периоды:
а) в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения;
б) в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд;
в) в случае, указанном в подпункте "г" пункта 85 настоящих Правил, - начиная с даты, когда исполнителем был составлен акт об отказе в допуске к прибору учета, распределителям, до даты проведения проверки в соответствии с подпунктом "е" пункта 85 настоящих Правил, но не более 3 расчетных периодов подряд.
На основании пункта 59(2) упомянутых Правил, если период работы индивидуального или общего (квартирного), комнатного прибора учета (за исключением индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии) составил менее 3 месяцев, в случаях, указанных в пункте 59 настоящих Правил, плата за коммунальные услуги, предоставленные потребителям в жилых или нежилых помещениях за расчетный период, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
Суд первой инстанции установил, что прибор учета электроэнергии по квартире N 26 впервые установлен 04.04.2018, что следует из представленного обществом акта.
Из предъявленных в материалы дела обходных листов учета электроэнергии за апрель, май, июнь 2018 года, извещений, расчета платы за электроэнергию по квартире N 26 (том 1, листы 87-92; том 2, лист 3) видно, что общество начисляло плату жильцам квартиры N 26 исходя из показаний прибора учета электроэнергии.
Вместе с тем, как установлено департаментом при проверке, собственник квартиры N 26 показаний прибора учета управляющей компании не передавал.
Следовательно, в силу пункта 59 (2) Правил N 354 оснований для начисления платы за электроэнергию по показаниям прибора учета у общества не имелось.
Ссылки заявителя на подпункт "е" (1) пункта 31 Правил N 354, обязывающий управляющую компанию осуществлять снятие показаний индивидуальных приборов учета, как на основание начисления платы по показаниям прибора учета судом первой инстанции отклонены, поскольку основаны на неправильном толковании положений Правил N 354. Подпункт "е" (1) пункта 31 Правил N 354 не регулирует и не изменяет порядок определения платы за коммунальную услугу, установленный пунктами 59, 59 (2) Правил N 354.
Поскольку обществом нарушен порядок расчета платы за электроэнергию по квартире N 26, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что у департамента имелись основания для выдачи предписания.
Доводы общества о несвоевременном направлении приказа о проверке и ознакомлении с актом проверки спустя 4 дня после завершения проверки судом первой инстанции правомерно отклонены.
Ссылка общества на необходимость применения пункта 42 указанных Правил, в соответствии с которым при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, коллегией судей не принимается, так как в указанном пункте отражено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении в случаях и за расчетные периоды, указанные в пункте 59 настоящих Правил, определяется исходя из данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил.
Следовательно, в оспариваемом предписании правомерно предложено привести порядок начисления за спорный период в соответствии с названной нормой.
Доводы апеллянта о том, что департаментом в ходе проверки не проверялся факт установки прибора учета, апелляционным судом не принимаются.
В соответствии с пунктом 81 Правил N 354 оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.
Установленный прибор учета должен быть введен в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой его установки.
Из положений пункта 2, подпункта "у" пункта 31, пунктов 81 и 81(14) Правил N 354 следует, что обязанность исполнителя опломбировать и ввести прибор учета в эксплуатацию после его замены без взимания платы с потребителя возникает у исполнителя после обращения потребителя с соответствующей заявкой, которая должна отвечать требованиям, содержащимся в пункте 81 Правил N 354.
Согласно пункту 83(1) указанных Правил в случае выполнения монтажа прибора учета исполнителем ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем путем оформления и подписания акта ввода прибора учета в эксплуатацию, предусмотренного пунктом 81(6) настоящих Правил, согласно которому в акте ввода прибора учета в эксплуатацию указываются:
а) дата, время и адрес ввода прибора учета в эксплуатацию;
б) фамилии, имена, отчества, должности и контактные данные лиц, принимавших участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию;
в) тип и заводской номер установленного прибора учета, а также место его установки;
г) решение о вводе или об отказе от ввода прибора учета в эксплуатацию с указанием оснований такого отказа;
д) в случае ввода прибора учета в эксплуатацию показания прибора учета на момент завершения процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию и указание мест на приборе учета, где установлены контрольные одноразовые номерные пломбы (контрольные пломбы);
е) дата следующей поверки.
В рассматриваемом случае обществом в материалы дела представлен акт замены прибора учета электроэнергии от 04.04.2018, доказательств ввода его в эксплуатацию после установки не представлено.
Наличие либо отсутствие у общества документов по вводу прибора учета в эксплуатацию не влияет на выводы департамента, проанализировавшего условия договора управления и положения Правил N 354, о том, что при непередаче показаний прибора учета (старого, вышедшего из строя либо вновь установленного) общество должно было производить начисления с учетом фактических обстоятельств и пункта 59 Правил.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое предписание является законным, и заявленные требования отклонил.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ в связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы общества расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на ее подателя.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 30 января 2019 года по делу N А13-15157/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющей компании "Центр" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Алимова |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.