09 сентября 2019 г. |
Дело N А21-12934/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Мунтян Л.Б., Толкунова В.М.,
при участии от Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области Власкова К.Ю. (доверенность от 09.01.2019 N 2),
рассмотрев 04.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик Экспо" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2019 (судья Можегова Н.А.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 (судьи Полубехина Н.С., Жиляева Е.В., Тимухина И.А.) по делу N А21-12934/2018,
установил:
Открытое акционерное общество "Балтик Экспо", место нахождения: 236005, Калининград, Октябрьская ул., д. 3-а, ОГРН 1023901641719, ИНН 3905021884 (далее - Общество, ОАО "Балтик Экспо"), обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит:
1. Признать незаконными действия заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Гарри Митевича, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1, и руководителя Агентства по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области Васюковой Натальи Владимировны, место нахождения: 236007, г. Калининград, ул. Д. Донского, д. 1 (далее - Агентство), выразившиеся в отказе:
1.1. Отменить Постановление Правительства Калининградской области от 30.12.2014 N 929 "Об утверждении проекта межевания территории Московского и Ленинградского районов города Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест" (далее - Постановление N 929) в части, касающейся изъятия у ОАО "Балтик Экспо" в целях проведения чемпионата мира по футболу 2018 года земельного участка пл. площадью 8749 кв. м, являющегося частью земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18, площадью 29 459 кв. м, расположенного в Московском районе г. Калининграда по Октябрьской ул., д. 3а (подпункт 43 таблицы N 2 "Перечень земельных участков (частей земельных участков) подлежащих изъятию для государственных нужд"; далее - Таблица N 2).
1.2. Рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуре, предусмотренной статьями 45 и 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в части, касающейся внесения изменений в Постановление N 929, и соответственно:
- из Приложения N 2 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" (далее - Приложение N 2), а именно из состава земельного участка площадью 105 076 кв. м (для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры), указанного в пункте 138 Приложения N 2, соответственно исключить в полном объеме земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18.
1.3. Рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуры, предусмотренной статьями 45 и 46 ГрК РФ, в части, касающейся внесения изменений в проект межевания территории Московского и Ленинградского районов г. Калининграда, предназначенной для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, утвержденный Постановлением N 929 (далее - Проект межевания), и соответственно:
- внести изменения в Таблицу N 2, а именно из содержания данной таблицы не исключен в полном объеме пункт 43;
- внести изменения в таблицу N 5 "Перечень земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" (далее - Таблица N 5), а именно из состава земельного участка площадью 105 076 кв. м (Т-2 - для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры), указанного в пункте 138 Таблицы N 5, не исключен в полном объеме земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18.
- внести изменения в таблицу N 6 "Описание поворотных точек земельных участков, образуемых для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объектов транспортной и инженерной инфраструктуры, иных объектов капитального строительства" (далее - Таблица N 6), а именно, из состава поворотных точек земельного участка площадью 105 076 кв. м (Т-2 - для размещения объектов транспортной, инженерной инфраструктуры), указанного в пункте 138 Таблицы N 6, не исключены в полном объеме все поворотные точки, касающиеся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18;
- внести соответствующие изменения в чертеж использования территории на период разработки Проекта межевания и в чертеж границ земельных участков для размещения стадиона на 45 000 зрительских мест, объекты инфраструктуры, иных объектов капитального строительства, а именно: неисключении из вышеуказанных чертежей в полном объеме земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18.
1.4. Рассмотреть вопрос в порядке и согласно процедуре, предусмотренной статьями 45 и 46 ГрК РФ, в части, касающейся принятия решения, предусмотренного частью 1 статьи 46 ГрК РФ в соответствии с вышеизложенными предложениями и выдать разрешение ОАО "Балтик Экспо" разработать и представить на утверждение документацию по межеванию территории Московского района г. Калининграда в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером: 39:15:140302:18.
2. Признать незаконным бездействие, допущенное Правительством Калининградской области в лице Губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова Антона Андреевича и заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Г.М., выразившиеся:
2.1. В ненадлежащем рассмотрении обращения ОАО "Балтик Экспо" от 03.08.2018 N 89, поданного в Правительство Калининградской области на имя губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова А.А. и в Агентство по архитектуре, градостроительству и перспективному развитию Калининградской области в части, касающейся Постановления N 929; жалобы ОАО "Балтик Экспо" от 13.09.2018 N 124, поданной на имя губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова А.А. в части, касающейся Постановления N 929; обращения ОАО "Балтик Экспо" от 10.09.2018, поданного в Правительство Калининградской области на имя губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова А.А. и в Агентство.
2.2. В незаконном непринятии мер, направленных на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО "Балтик Экспо" в ответ на обращение от 03.08.2018 N 89, на жалобу ОАО "Балтик Экспо" от 13.09.2018 N 124 и на обращение ОАО "Балтик Экспо" от 10.09.2018.
В порядке восстановления нарушенных прав Общество просит обязать Правительство Калининградской области в лице губернатора Калининградской области - Председателя Правительства Калининградской области Алиханова А.А. и заместителя Председателя Правительства Калининградской области Гольдмана Г.М., а также Агентство в лице его руководителя Васюковой Н.В. принять меры, направленные на восстановление и защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов ОАО "Балтик Экспо", изложенные в обращении от 03.08.2018 N 89, жалобе ОАО "Балтик Экспо" от 13.09.2018 N 124 и обращении от 10.09.2018, в том числе путем возложения на вышеуказанных лиц обязанности в течение определенного судом срока совершить действия, указанные в предмете заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ОАО "Балтик Экспо", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. Податель жалобы указывает на то, что земельный участок с кадастровым номером: 39:15:140302:18 до настоящего времени не изъят и продолжает находиться в аренде у Общества. При этом в соответствии с Генеральным планом городского округа "Город Калининград" данный земельный участок отнесен одновременно к 6 функциональным и 10 территориальным зонам, что, в свою очередь, по мнению ОАО "Балтик Экспо", является незаконным и создает неопределенность правового режима земельного участка. Также податель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций необоснованно применили положения Федерального закона от 07.06.2013 N 108-ФЗ "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 108-ФЗ), прекратившего свое действие с 16.08.2018 в отношении территорий Калининградской области, в связи с чем не подлежащего применению при рассмотрении настоящего дела.
В судебном заседании представитель Агентства возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные участвующие в деле лица надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие согласно части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Общество является собственником двух объектов недвижимости: здания выставочного комплекса общей площадью 3045,2 кв. м и здания выставочного павильона общей площадью 1927,8 кв. м, расположенных на земельном участке площадью 29 459 кв. м с кадастровым номером 39:15:140302:18 по адресу: г. Калининград, Октябрьская ул., д. 3а.
Письмом от 13.03.2015 Правительство Калининградской области со ссылкой на Проект планировки территории Московского и Ленинградского районов, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.09.2014 N 1735-р, и Проект межевания, уведомило Общество о формировании в границах арендуемого им земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 земельного участка для размещения транспортной и инженерной инфраструктуры и о необходимости в связи с этим изъятия части арендуемого Обществом участка площадью 8749 кв. м в порядке, установленном Законом N 108-ФЗ.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 108-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.05.2019) со дня вступления в силу названного Федерального закона до 31.12.2017 на территориях субъектов Российской Федерации, в которых будут проводиться матчи чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года, допускается изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, иного имущества для размещения объектов инфраструктуры.
Поскольку до 31.12.2017 изъятие спорного земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости произведено не было, Общество посчитало, что у Правительства Калининградской области возникла обязанность по внесению изменений в Проект межевания, утвержденный Постановлением N 929, в части исключения земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 из Проекта межевания (включая таблицы и приложения).
Так как соответствующие изменения в Проект межевания внесены не были, Общество обратилось в Правительство Калининградской области, в Агентство и к губернатору Калининградской области с заявлениями от 03.08.2018 и от 10.09.2018 о внесении соответствующих изменений.
Письмами от 30.08.2018 и от 04.10.2018 Агентство отказало в удовлетворении заявлений Общества со ссылкой на отсутствие законных оснований для внесения в Проект межевания истребуемых изменений.
Общество 13.09.2018 обратилось к губернатору Калининградской области с жалобой N 124 на руководителя Агентства Васюкову Н.В., превысившую, по мнению ОАО "Балтик Экспо", свои полномочия при подписании ответа от 30.08.2018 на обращение Общества от 03.08.2018. В этой же жалобе Общество еще раз заявило о необходимости отмены Постановления N 929 в части исключения земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 из Проекта межевания.
Письмом от 09.10.2018, подписанным заместителем Председателя Правительства Гольдманом Г.М., Обществу отказано в требовании об отмене Постановления N 929 (в части).
Считая данные действия (бездействие) Правительства Калининградской области, губернатора Калининградской области, заместителя Председателя Правительства Калининградской области, Агентства, незаконными и нарушающими права Общества, последнее обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на отсутствие применительно к рассматриваемому спору обязанности уполномоченных государственных органов по внесению изменений в документацию по планировке территории.
Апелляционный суд, оставляя в силе решение суда первой инстанции, пришел к выводу об отсутствии доказательств нарушенных прав и законных интересов Общества, подлежащих защите и восстановлению в рамках данного дела.
Кассационная инстанция данные выводы апелляционной инстанции считает обоснованными, основанными на полном исследовании фактических обстоятельств настоящего дела.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В обоснование наличия нарушенного права оспариваемыми бездействиями Общество ссылается на заключенный 07.11.2014 с чешским предприятием "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL&GAS, a.s" договор о совместной деятельности по реконструкции и строительству Международного конгрессно-выставочного центра "Евразийского сотрудничества в г. Калининграде", содержащий элементы инвестиционного договора.
Вместе с тем ОАО "Балтик Экспо" не представило доказательства создания уполномоченными государственными органами препятствий в реализации указанного договора вследствие невнесения в документацию по планировке территории испрашиваемых Обществом изменений. При этом Общество использует и сохраняет возможность прежнего использования спорного земельного участка.
При отказе ОАО "Балтик Экспо" в удовлетворении заявленных требований по основанию отсутствия совокупности обстоятельств (несоответствие бездействия закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя допущенным бездействием) судом апелляционной инстанции обоснованно была воспринята позиция Правительства Калининградской области, изложенная в отзывах на заявление и апелляционную жалобу, согласно которой Закон N 108-ФЗ в части изъятия спорного земельного участка утратил силу, а значит в части изъятия спорного земельного участка утратили силу также Постановление N 929 и Проект межевания (т. 2, л.д. 2-5, т. 4, л.д. 33.-36).
Ввиду изложенного суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые могли явиться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, кассационной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу N А21-12934/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик Экспо" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) государственных органов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
...
При отказе ОАО "Балтик Экспо" в удовлетворении заявленных требований по основанию отсутствия совокупности обстоятельств (несоответствие бездействия закону, а также нарушение прав и законных интересов заявителя допущенным бездействием) судом апелляционной инстанции обоснованно была воспринята позиция Правительства Калининградской области, изложенная в отзывах на заявление и апелляционную жалобу, согласно которой Закон N 108-ФЗ в части изъятия спорного земельного участка утратил силу, а значит в части изъятия спорного земельного участка утратили силу также Постановление N 929 и Проект межевания (т. 2, л.д. 2-5, т. 4, л.д. 33.-36).
...
решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.02.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 по делу N А21-12934/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Балтик Экспо" - без удовлетворения."
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 9 сентября 2019 г. N Ф07-10288/19 по делу N А21-12934/2018