26 сентября 2019 г. |
Дело N А26-1253/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.
при участии от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" Новацкой Е.С. (доверенность от 27.05.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Сусловой Е.П. (доверенность от 09.01.2019 N 03),
рассмотрев 25.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2019 (судья Буга Н.Г.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 (судьи Фуркало О.В., Горбачева О.В., Семенова А.Б.) по делу N А26-1253/2019,
установил:
Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада", место нахождения: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, 3, лит. А, пом. 16Н, ОГРН 1047855175785, ИНН 7802312751 (далее - Общество, ПАО "МРСК Северо-Запада"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, место нахождения: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 1 "А", ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - Управление, УФАС), о признании незаконным и отмене постановления от 29.01.2019 о наложении штрафа по делу N 03-17/125-2018 об административном правонарушении в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 300 000 руб., а в случае неустановления судом оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) - в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 600 000 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
В кассационной жалобе ПАО "МРСК Северо-Запада", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления УФАС от 29.01.2019 в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере, превышающем 600 000 руб. Податель жалобы настаивает на отсутствии отягчающих вину обстоятельств и полагает, что в этом случае Управление должно было назначить минимальный размер административного штрафа, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, то есть 600 000 руб.
В судебном заседании представитель Общества поддержал приведенные в кассационной жалобе доводы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Управление на основании поступившей 29.11.2018 от Осташевского Эмилия Вячеславовича жалобы на действия Общества, выразившиеся в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с договором от 09.10.2017 N 34-01971С/17 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств, заключенным между Обществом и Осташевским Э.В., возбудило в отношении ПАО "МРСК Северо-Запада" административное дело N 03-17/125-2018.
В ходе рассмотрения административного дела Управлением установлены следующие обстоятельства.
Между Обществом и Осташевским Э.В. заключен договор от 09.10.2017 N 34-01971С/17 об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств для энергоснабжения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: 186730, Республика Карелия, Лахденпохский район, поселок Райвио, кадастровый номер земельного участка 10:12:0020302:7 (далее - Договор).
Согласно пункту 15 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Таким образом, с учетом факта получения Обществом 08.12.2017 подписанного Осташевским Э.В. Договора, его надлежит считать заключенным с 08.12.2017.
В соответствии с пунктом 5 Договора срок выполнения мероприятий по техническому присоединению энергопринимающих устройств для энергоснабжения участка, расположенного по указанному адресу, установлен равным 1 году со дня заключения договора.
Следовательно, мероприятия по технологическому присоединению в порядке реализации условий Договора подлежали выполнению в срок до 08.12.2018.
Осташевский Э.В. 04.06.2018 уведомил сетевую организацию о выполнении технических условий к Договору.
По результатам осмотра энергопринимающих устройств Осташевского Э.В. Общество выявило ряд замечаний, о чем составило акт от 23.07.2018, и направило перечень замечаний с письмом от 30.07.2018 N МР2/3-50/297-10/2067 в адрес Осташевского Э.В.
Письмом от 18.09.2018 Осташевский Э.В. сообщил сетевой организации об устранении вышеуказанных замечаний и, как следствие, о полном выполнении им собственных обязательств по Договору.
Повторный осмотр энергопринимающих устройств Осташевского Э.В., проведенный Обществом, подтвердил данные обстоятельства, что отражено в акте от 18.10.2018.
Вместе с тем, в установленный Договором срок мероприятия по технологическому присоединению объекта, принадлежащего Осташевскому Э.В., не были выполнены Обществом, что образует объективную сторону правонарушения по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
По результатам административного расследования УФАС пришло к выводу о повторном нарушении Обществом сроков выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленных подпунктом "б" пункта 16 Правил N 861.
По факту выявленных нарушений должностным лицом УФАС 16.01.2019 составлен протокол N 03-17/125-2018 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Постановлением УФАС от 29.01.2019 Общество признано виновным в совершении, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ правонарушении и ему назначено административное наказание в виде 650 000 руб. штрафа.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявления, посчитали доказанным наличие в действиях Общества состава вменяемого административного правонарушения, а также не усмотрели нарушений процедуры привлечения Общества к административной ответственности, а равно оснований для снижения назначенного Обществу размера штрафа.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу ПАО "МРСК Северо-Запада" не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В силу части 1 статьи 9.21 КоАП РФ противоправным признается нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 названной статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Вопрос о наличии либо отсутствии нарушения Обществом Правил N 861 решен судами с учетом следующего.
Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным (пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
Правила N 861 определяют порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, регламентируют процедуру присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации, определяют существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, устанавливают требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям, порядок проведения проверки выполнения заявителем и сетевой организацией технических условий, критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения максимальной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также особенности отказа потребителей электрической энергии от максимальной мощности в пользу сетевой организации (пункт 1 названных Правил).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения (пункт 3 Правил N 861).
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные названными Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Пунктом 7 Правил N 861 установлена процедура технологического присоединения, которая включает в себя, в том числе выполнение сторонами договора мероприятий по технологическому присоединению, предусмотренных договором (подпункт "в"), осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям и фактического приема (подачи) напряжения и мощности (подпункт "д") и составление акта об осуществлении технологического присоединения (подпункт "е").
Срок выполнения работ по технологическому присоединению является существенным условием договора об осуществлении технологического присоединения и устанавливается в договоре о технологическом присоединении согласно требованиям подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
В данном случае судами установлено, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя с учетом условий Договора должны были быть выполнены Обществом в срок до 08.12.2018.
Поскольку названные мероприятия Обществом в установленный срок не выполнены, суды констатировали наличие в действиях ПАО "МРСК Северо-Запада" нарушение подпункта "б" пункта 16 Правил N 861.
Повторность совершения Обществом названного нарушения отражена в протоколе от 27.09.2018, а также постановлении от 29.01.2019 по делу N 03-17/125-2018 об административном правонарушении и не оспаривается заявителем. При наличии указанной повторности рассматриваемому правонарушению была дана надлежащая квалификация по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Поскольку объективных и чрезвычайных препятствий к исполнению требований законодательства не установлено, вина Общества доказана в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ), состав вмененного правонарушения доказан.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности не допущено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Наказание назначено Управлением в виде штрафа в размере 650 000 руб. в пределах санкции части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с учетом систематического совершения Обществом правонарушения, квалифицируемого по указанной норме, а также того обстоятельства, что мероприятия по технологическому присоединению энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям Общества на момент рассмотрения административного дела так и не были выполнены ПАО "МРСК Северо-Запада".
Довод Общества о неправомерности увеличения Управлением размера назначенного штрафа по признаку повторного совершения правонарушения был предметом рассмотрения судов двух инстанций.
Суд первой инстанции, оценивая указанный довод, согласился с позицией Управления о наличии обстоятельства, отягчающего административную ответственность, в том числе факта неоднократного привлечения Общества к административной ответственности именно по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Квалифицирующим признаком правонарушения по смыслу части 2 статьи 9.21 КоАП РФ является повторное совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, которое не тождественно понятию повторности совершения однородного административного правонарушения, приводимого в пункте 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Повторное совершение Обществом однородного правонарушения в период, когда Общество считается подвергнутым административному наказанию по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, надлежит рассматривать как отягчающее обстоятельство в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ, что и было правомерно учтено Управлением при назначении Обществу оспариваемого размера штрафа.
В данном конкретном случае размер штрафа назначен УФАС в пределах установленной санкции и с учетом характера правонарушения, а именно - бездействие Общества по выполнению условий Договора в течение продолжительного периода, пренебрежительное отношение к выполнению публичной обязанности, серьезности последствий допущенного правонарушения (часть 3 статьи 4.3 КоАП РФ).
Назначенное Обществу административное наказание отвечает требованиям статей 3.1, 3.5, 4.1 и 4.3 КоАП РФ и согласуется с принципами юридической ответственности.
Ввиду изложенных обстоятельств дела суд кассационной инстанции находит правильным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований; состоявшиеся судебные акты являются мотивированными и обоснованными.
Несогласие Общества с оценкой имеющихся в деле доказательств не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального права к установленным фактическим обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального законодательства.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 07.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А26-1253/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.