25 сентября 2019 г. |
Дело N А56-4935/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Толкунова В.М.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Лента" Герт А.В. (доверенность от 17.10.2018),
рассмотрев 24.09.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лента" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А56-4935/2019,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лента", адрес: 197374, Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112, лит. Б; ОГРН 1037832048605 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, адрес: 300007, г. Тула, ул. Оборонная, д. 114; ОГРН 1057101120042 (далее - Управление), от 16.11.2018 N 71/08, а также о признании незаконными и отмене постановлений Управления от 19.12.2018 N 2188 и N 2189, которыми заявитель привлечен к административной ответственности на основании частей 1 и 2 статьи 9.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде 100 000 руб. штрафа по каждому постановлению.
Решением суда первой инстанции от 27.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 05.06.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В отзыве Управление возражает против удовлетворения кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
В судебном заседании представитель Общества поддержал кассационную жалобу, ссылаясь на изложенные в ней доводы.
Управление о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещено надлежащим образом, однако представителей в судебное заседание не направило, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для ее рассмотрения.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и подтверждается материалами дела, Управлением в ходе внеплановой проверки, проведенной 16.11.2018 на основании распоряжения от 14.11.2018 N 1625/08, выявлен факт допуска Обществом к реализации в гипермаркете "Лента", расположенном по адресу: г. Тула, ул. Пролетарская, д. 2, товаров с отсутствием информации о классе энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках. Так, в торговом зале располагались и предлагались к продаже:
1. Электрическая плита 1-конфорочная F-010 т.м. "Отличная цена", изготовитель Йонгканг Хаоюнг Электрик Аплайенс Ко., Лтд, Китай; ЕАС; импортер, уполномоченная организация и поставщик в РФ - ООО "Лента", Россия, 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112 литера Б, дата изготовления: 02/2018 г. (стоимостью 523,27 руб. в количестве 9 единиц);
2. Электрическая плита 2-конфорочная F-012Е т.м. "Отличная цена", изготовитель Йонгканг Хаоюнг Электрик Аплайенс Ко., Лтд, Китай; ЕАС; импортер, уполномоченная организация и поставщик в РФ: ООО "Лента", Россия, 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112 литера Б, дата изготовления: 06/2018 г. (стоимостью 841,06 руб. в количестве 12 единиц);
3. Тепловентилятор SUN-05А, изготовитель: Нингбо Гейтс Трэйдинг Ко, Лтд, Китай; ЕАС; импортер, уполномоченная организация и поставщик в РФ: ООО "Лента", Россия, 197374, г. Санкт-Петербург, ул. Савушкина, д. 112; литера Б, дата изготовления: 06/2018 (стоимостью 1051,58 руб. в количестве 14 единиц).
Управлением 16.11.2018 составлен акт проверки N 1625/08, 05.12.2018 должностным лицом Управления в отношении Общества составлены протоколы об административных правонарушениях N 266/08 и N 267/08.
Постановлениями от 19.12.2018 N 2188 и N 2189 по делу об административном правонарушении Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 9.16 КоАП РФ соответственно, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей по каждому постановлению.
Также Обществу выдано предписание от 16.11.2018 N 71/08 об устранении выявленных нарушений, согласно которому Обществу надлежит приостановить реализацию товаров, указанных в предписании, довести до сведения потребителей информацию о классе их энергетической эффективности.
Общество оспорило постановления и предписание Управления в судебном порядке.
Суды двух инстанций пришли к выводу о доказанности в действиях Общества составов вменяемых административных правонарушений, отсутствии процессуальных нарушений в ходе административного производства; а также законности выданного Управлением предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказали.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права. (п.2 ч.1 ст. 287 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 9.16 КоАП РФ ввоз на территорию Российской Федерации импортером товара без включения информации о классе его энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку, на его этикетку, а равно нарушение установленных правил включения указанной информации, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.
В соответствии частью 2 статьи 9.16 КоАП РФ реализация товаров без информации о классе их энергетической эффективности, иной обязательной информации об энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к товарам, в их маркировке, на их этикетках в случае, если наличие такой информации является обязательным, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметом административного правонарушения, или без таковой.
Отношения по энергосбережению и повышению энергетической эффективности регулирует Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (пункт 1 статьи 1; далее - Закон N 261-ФЗ).
Производимые на территории Российской Федерации товары, импортируемые в Российскую Федерацию для оборота на территории Российской Федерации товары должны содержать информацию о классе их энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках (пункт 1 статьи 10 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Закона N 261-ФЗ виды товаров, на которые распространяется требование части 1 настоящей статьи, и их характеристики устанавливаются Правительством Российской Федерации, категории товаров в пределах установленных видов товаров и их характеристики устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Виды и характеристики товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара, установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1222 (далее - Постановление N 1222).
Постановление N 1222 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2017 N 450, содержит девять видов товаров, а именно "Электрические бытовые холодильные приборы", "Электрические бытовые стиральные машины", "Электрические бытовые комбинированные стирально-сушильные машины", "Электрические бытовые кондиционеры", "Электрические бытовые посудомоечные машины", "Лампы электрические общего назначения", "Телевизоры", "Электродуховые шкафы", "Лифты, предназначенные для перевозки людей (за исключением лифтов, предназначенных для использования в производственных целях)" с указанием соответственно кода ОКПД 2 и кода ТН ВЭД ЕАЭС.
Тепловентилятор и электрические плиты, являющиеся предметом настоящего административного преследования, не относятся ни к одному из указанных видов товаров.
В связи с этим у административного органа не имелось оснований для вынесения предписания и привлечения Общества к административной ответственности.
Суды применили Приказ Минпромторга России от 29.04.2010 N 357 (пункты 3 и 7, приложение N 5), которым утверждены Правила определения производителями и импортерами класса энергетической эффективности товара и иной информации о его энергетической эффективности (зарегистрировано в Минюсте России 11.06.2010 N 17550; далее - Правила N 357), Приказ Минпромторга России от 07.09.2010 N 768, которым утверждены Правила включения информации о классе энергетической эффективности товара в техническую документацию, прилагаемую к товару, в его маркировку и нанесения этой информации на его этикетку.
Суды указали на то, что обязанность в части включения информации о классе энергетической эффективности соответствующих товаров в прилагаемую к ним техническую документацию, в их маркировку, на этикетки реализуется с соблюдением Правил, утвержденных Приказом Минпромторга России от 07.09.2010 N 769 (часть 5 статьи 10 Закона N 261-ФЗ), а в части непосредственного определения класса энергетической эффективности товаров - с соблюдением требований Правил N 357 (часть 4 статьи 10 Закона N 261-ФЗ).
Вместе с тем судами не учтено следующее.
В первоначальной редакции Постановления N 1222 наряду с иными видами товаров упоминались электроплиты кухонные бытовые и электротепловентиляторы.
Правила N 357, принятые в соответствии с частью 4 статьи 10 Закона N 261-ФЗ, на которые сослались суды, действуют в редакции Приказа Минпромторга Российской Федерации от 12.12.2011 N 1708.
При этом согласно Постановлению N 1222 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 N 1243, которая предшествовала редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2017 N 450), электротепловентиляторы и электроплиты кухонные бытовые (как самостоятельный вид товаров) уже отсутствуют в перечне видов товаров, на которые распространяется требование о содержании информации о классе энергетической эффективности в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках.
Определение класса энергетической эффективности товара осуществляется производителем, импортером в соответствии с правилами, которые утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и принципы которых устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 10 Закона N 261-ФЗ).
В силу пункта 1 Перечня принципов правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара, утвержденного Постановлением N 1222, категории товаров ограничены пределами видов товаров (с учетом их характеристик), установленных Правительством Российской Федерации.
Следовательно, Правила N 357 подлежат применению в части не противоречащей Постановлению N 1222.
Вид товара "Электродуховые шкафы" суды, поддерживая административный орган соотнесли со всем кодом ОКПД 2 - 27.51.28 целиком, включающим в себя код 27.51.28.130 "Плиты кухонные электрические".
Такой подход кассационная инстанция находит ошибочным, не отвечающим буквальному толкованию Постановления N 1222.
Код ОКПД 2 - 27.51.28 "Печи прочие; варочные котлы, кухонные плиты, варочные панели; грили, жаровни" не тождественен виду товара "Электродуховые шкафы", указанному в Постановлении N 1222.
Сведения в Постановлении N 1222 о коде ОКПД 2 в отношении определенного вида товара указывают на пределы в которых данный вид с учетом его конкретных характеристик может иметь место быть. При этом не любая продукция, входящая в данный код ОКПД 2 обязательно является тем видом товара, который приведен в Постановлении N 1222.
Описание электрических плит, в отношении которых Обществу вменено административное правонарушение по части 1 и 2 статьи 9.16 КоАП РФ, не позволяет отнести их к виду товара "Электродуховые шкафы".
Таким образом у Управления отсутствовали законные основания для вынесения оспариваемых предписания и постановлений.
Поскольку при рассмотрении дела судами были установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Общества.
При обращении с кассационной жалобой Обществом уплачена государственная пошлина по платежному поручению от 11.06.2019 N 90195 в размере 1500 руб. которая подлежит отнесению на Управление.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.06.2019 по делу N А56-4935/2019 отменить.
Признать недействительным предписание Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 16.11.2018 N 71/08.
Признать незаконными и отменить постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 19.12.2018 N 2188 и N 2189.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, адрес: 300007, г. Тула, ул. Оборонная, д. 114, ОГРН 1057101120042, судебные расходы по уплате госпошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в размере 1500 руб.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.