09 октября 2019 г. |
Дело N А42-11818/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Савицкой И.Г.,
при участии от сельскохозяйственного производственного кооператива "Петротрал 2" Потемкина А.В. (доверенность от 11.09.2019) и Полухина А.В. (доверенность от 06.08.2019), от Федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно спасательных работ" руководителя Леонтьева А.В., Срубилиной И.И. (доверенность от 09.01.2019),
рассмотрев 08.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Петротрал 2" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А42-11818/2018,
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив "Петротрал 2", адрес: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Гагарина, д.29А, ОГРН 1144704002486, ИНН 4704096497 (далее - Кооператив), обратился в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Северный экспедиционный отряд аварийно спасательных работ", адрес: 183001, г.Мурманск, Траловая ул., д. 12А, ОГРН 1135190008755, ИНН 5190023651 (далее - Учреждение), о признании недействительным решения от 09.11.2018 об изъятии свидетельства об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0770".
Решением суда первой инстанции от 12.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 03.07.2019, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе Кооператив, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, и несоответствие выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и удовлетворить заявление.
В судебном заседании представители Кооператива поддержали доводы кассационной жалобы, представители Учреждения возражали против ее удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебных актов.
Законность судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, заявителю на праве собственности принадлежит рыболовное судно "МРТК-0770", бортовой номер СП-3966.
Кооперативу Учреждением соответственно 04.07.2016 и 06.07.2016 выданы: документ о соответствии N СЗ N0314, со сроком действия до 14.07.2021, согласно которому система управления безопасностью (далее - СУБ) судовладельца (ООО "Петротрал-2") отвечает требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (далее - МКУБ) в отношении рыболовных судов и свидетельство об управлении безопасностью N СЗ N0315 сроком до 16.07.2021 в отношении рыболовного судна "МРТК-0770" (бортовой номер СП-3966), в соответствии с которым СУБ рыболовного судна освидетельствована и отвечает требованиям МКУБ, и что судовладелец рыболовного судна имеет документ о соответствии, применимый к данному рыболовному судну.
Актом Учреждения о результатах освидетельствования СУБ рыболовного судна от 30.08.2018 N 01, ранее выданное свидетельство об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0770" (бортовой номер СП-3966), сроком до 16.07.2021, подтверждено.
Капитаном морского порта Калининград 04.04.2018 на основании положений правила V/14.2.2 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года с поправками по уполномочию Правительства Российской Федерации, выдано свидетельство о минимальном безопасном составе экипажа рыболовного судна "МРТК-0770" (бортовой номер СП-3966) сроком до 04.04.2023, о следующем минимальном безопасном составе экипажа: капитан - 1 человек; вахтенный помощник капитана - 1 человек; механик - 2 человека; вахтенный матрос - 1 человек, с указанием того, что квалификация и число членов экипажа обеспечивает выполнение всех требований резолюции ИМО А.1047 (27) и Конвенции МОТ 2006, касательно безопасности судна, людей, груза и окружающей среды, рабочего времени и времени отдыха экипажа.
Капитаном морского порта Усть-Луга 14.10.2018 после досмотра рыболовного судна "МРТК-0770" (бортовой номер СП-3966), прибывшего из порта Светлый в порт Усть-Луга с экипажем в количестве 6 человек (капитан - 1 человек, вахтенный помощник капитана - 1 человек, механик - 1 человек, вахтенный механик - 1 человек, квалифицированный матрос - 1 человек, вахтенный матрос - 1 человек), выдано разрешение на плавание судна в акватории морского порта N 6538 сроком до 10.12.2018.
В рамках взаимодействия с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, в Учреждение 07.11.2018 поступило уведомление капитана морского порта Усть-Луга от 07.11.2018 N 439 о том, что в порту Усть-Луга находятся рыболовные суда, в том числе "МРТК-0770", укомплектованные экипажами, несоответствующими по количеству и должностям требованиям приказа Росрыболовства от 05.08.2010 N 676 "О внесении изменений в Минимальный состав экипажа судна рыбопромыслового флота Российской Федерации, утвержденный Приказом Федерального агентства по рыболовству от 21 сентября 2009 г. N 836" (далее - Приказ N 836). Также ответчику представлены судовые роли "МРТК-0770".
По результатам анализа данных сведений, придя к выводу о нарушении заявителем требований Приказа N 836, пункта 1 статьи 53 КТМ РФ, пункта 6.2 МКУБ в части комплектования минимального безопасного состава экипажа, руководствуясь подпунктом "г" пункта 14 Приложения N 2 к приказу Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 8 октября 2012 г. N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения" (далее - Приказ N 166), ответчик принял решение об изъятии и аннулировании свидетельства об управлении безопасностью N СЗ N0315 от 06.07.2016, о чем уведомил заявителя письмом от 09.11.2018 N 1389/01-14.
Считая решение ответчика, изложенное в уведомлении об изъятии свидетельства об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0770" от 09.11.2018 N 1389/01-14, необоснованным и незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды двух инстанций, рассмотрев дело по правилам главы 24 АПК РФ не установили наличие совокупности предусмотренных процессуальным законом оснований, необходимых для удовлетворения заявления, в связи с чем отказали Кооперативу в удовлетворении заявления.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация является участником Конвенции о Международной морской организации (Женева, 06.03.1948) и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.
Ассамблея Международной морской организации Резолюцией А.741(18) 04.11.1993 приняла МКУБ, призвав правительства применять его на национальной основе как можно скорее, но не позднее 1 июня 1998 г., до разработки требований об обязательном применении Кодекса (пункты 1,2 Резолюции).
Согласно поправкам, одобренным 24.05.1994 Резолюцией N 1 Конференции Договаривающихся правительств Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и вступившим в силу 01.07.1998, приложение к СОЛАС-74 было дополнено главой IX "Управление безопасной эксплуатацией судов", на основании которой нормы МКУБ получили обязательный характер.
Пунктами 13.1, 13.2 части В МКУБ предусмотрено, что судно должно эксплуатироваться компанией, получившей относящийся к этому судну документ о соответствии, который выдается Администрацией (правительство государства, под флагом которого судно имеет право плавать), организацией, признанной Администрацией, или, по просьбе Администрации, другим Договаривающимся правительством любой компании, если таковая отвечает требованиям Кодекса. Исходя из пункта 1.1.2 части А МКУБ под компанией понимается собственник судна или любая другая организация, или лицо, такое как управляющий или фрахтователь по бербоут-чартеру, которые приняли на себя ответственность за эксплуатацию судна от судовладельца и которые, при этом, согласились принять на себя все обязанности и всю ответственность, возлагаемые МКУБ.
Обязательность выдачи свидетельства об управлении безопасностью, которое должно приниматься как доказательство того, что судно соответствует требованиям Кодекса, следует из положений пункта 13.7 части В МКУБ.
Пунктом 1.3 части А МКУБ закреплено, что требования МКУБ могут применяться ко всем судам.
Правительством Российской Федерации 08.10.2012 принято постановление N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения", пунктом 3 которого установлено, что в отношении рыболовных судов и их судовладельцев функции, возложенные в соответствии с МКУБ на Администрацию, осуществляет Минсельхоз России, а именно: определяет порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, порядок выдачи документа о соответствии судовладельца требованиям МКУБ и изъятия такого документа, порядок выдачи судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства.
Порядок освидетельствования рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ, порядок выдачи документа о соответствии судовладельца требованиям МКУБ и изъятия такого документа, а также порядок выдачи судну свидетельства об управлении безопасностью и изъятия такого свидетельства определены приказом Минсельхоза России от 28.04.2015 N 166 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 N 1023 "О реализации положений главы IX приложения к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года и Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения".
В силу подпункта 1 пункта 2 Приложения 1 к Приказу N 166 Учреждение является уполномоченной организацией на освидетельствование рыболовных судов и их судовладельцев на соответствие требованиям МКУБ.
Согласно подпункту "г" пункта 14 Приложения N 2 к Приказу N 166 свидетельство об управлении безопасностью изымается уполномоченной организацией в случае если имеется доказательство существенного несоответствия МКУБ.
Как следует из оспариваемого решения основанием для изъятия свидетельства об управлении безопасностью судна "МРТК-0770" послужил факт работы в море данного рыболовного судна, укомплектованного экипажем, не соответствующим по количеству и должностям требованиям Приказа N 836.
Судами установлено, что в соответствии с Приказом N 836 минимальный состав экипажа добывающих судов типа ММРТР "Балтика" пр. 1328 (валовая вместимость менее 200) включает в себя такие должности как капитан, старший помощник капитана, боцман, матрос, старший механик, второй механик и повар.
Суды, отказывая в удовлетворении заявления Кооператива исходили из нарушения заявителем положений Приказа N 836 о минимальном составе экипажа.
При этом судами не учтено следующее.
Компания должна обеспечить, чтобы каждое судно было укомплектовано квалифицированными, дипломированными и годными в медицинском отношении моряками согласно международным и национальным требованиям (пункт 6.2. МКУБ).
В соответствии с частью 1 статьи 53 КТМ РФ каждое судно должно иметь на борту экипаж, члены которого имеют надлежащую квалификацию и состав которого достаточен по численности для: 1) обеспечения безопасности плавания судна, защиты морской среды; 2) выполнения требований к соблюдению рабочего времени на борту судна; 3) недопущения перегрузки членов экипажа судна работой.
Свидетельство о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, выдается капитаном морского порта в соответствии с положением, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с соответствующими общероссийскими профессиональными союзами (часть 2).
В силу части 3 данной статьи Кодекса при осуществлении контроля в морских портах соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в соответствии со свидетельством о минимальном составе экипажа от 04.04.2018, на борту спорного судна должны быть 5 человек, имеющих надлежащую квалификацию, а именно: капитан, вахтенный помощник капитана, 2 механика, вахтенный матрос.
Согласно представленной судовой роли на судно "МРТК-0770" от 12.10.2018 на борту судна в соответствии с квалификацией находились шесть членов экипажа: один капитан, один вахтенный помощник капитана, один механик, два вахтенный механика и квалифицированный матрос.
Согласно судовой роли от 02.11.2018 на борту судна в соответствии с квалификацией находились пять членов экипажа (капитан, вахтенный помощник капитана, 2 механика, вахтенный матрос).
Таким образом, судами фактически установлено соответствие состава экипажа судна данным, содержащимся в свидетельстве о минимальном составе экипажа судна, обеспечивающего безопасность, что в силу части 3 статьи 53 КТМ РФ является подтверждением того, что судно укомплектовано экипажем, обеспечивающим безопасность плавания судна.
Следовательно, у Учреждения не имелось законных оснований для совершения оспариваемых действий.
Поскольку при рассмотрении дела судами были установлены все обстоятельства по делу, но имеет место неправильное применение норм права, кассационная инстанция в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ находит возможным, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить вынесенные по нему решение и постановление, и принять новый судебный акт - об удовлетворении заявления Кооператива.
При обращении с кассационной жалобой Кооперативом уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб. по платежному поручению от 03.09.2019 N 1826. С учетом положений подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные подателем кассационной жалобы 1500 руб. государственной пошлины подлежат возврату ему из федерального бюджета. Оставшаяся сумма подлежит отнесению на Учреждение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Мурманской области от 12.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2019 по делу N А42-11818/2018 отменить.
Решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно спасательных работ" от 09.11.2018 об изъятии свидетельства об управлении безопасностью рыболовного судна "МРТК-0770", бортовой номер СП-3966, признать незаконным.
Возвратить сельскохозяйственному производственному кооперативу "Петротрал 2", адрес: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Гагарина, д. 29А, ОГРН 1144704002486, ИНН 4704096497, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 03.09.2019 N 1826.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Северный экспедиционный отряд аварийно спасательных работ", адрес: 183001, г. Мурманск, Траловая ул., д. 12А, ОГРН 1135190008755, ИНН 5190023651, в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива "Петротрал 2", адрес: Ленинградская область, Выборгский район, г. Приморск, ул. Гагарина, д. 29А, ОГРН 1144704002486, ИНН 4704096497, 1500 руб. судебных расходов по государственной пошлине.
Председательствующий |
А.Г. Кудин |
Судьи |
А.Г. Кудин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.