09 октября 2019 г. |
Дело N А56-164668/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Лущаева С.В.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Белова А.А. (доверенность от 31.01.2019 N 104-19),
рассмотрев 08.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А56-164668/2018,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга, адрес: 196084, Санкт-Петербург, ул. Коли Томчака, д. 15, лит. "А", ОГРН 1027804889111, ИНН 7810254736 (далее - Управление), от 11.10.2018 N 202S19180071445 о привлечении к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), в виде 3 241 500 руб. штрафа.
Управление заявило встречный иск о взыскании с Общества 3 241 500 руб. штрафа за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования (несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2018 года).
Решением суда первой инстанции от 21.03.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.06.2019, первоначальный иск удовлетворен - признано недействительным решение Управления, в удовлетворении встречного иска отказано.
В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 21.03.2019 и постановление от 24.06.2019, принять по делу новый судебный акт - о взыскании с Общества 3 241 500 руб. штрафа за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, за июнь 2018 года.
Податель кассационной жалобы настаивает на наличии оснований для привлечения Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель Общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, представленная Обществом в установленные сроки отчетность по форме СЗВ-М за июнь 2018 года содержала сведения не обо всех застрахованных лицах.
Впоследствии, 17.08.2018, Общество представило сведения по форме СЗВ-М за июнь 2018 года по типу "дополняющая" на 6483 застрахованных лиц, на которых ранее сведения представлены не были.
Выявив по результатам проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета по форме СЗВ-М, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, о застрахованных лицах за июнь 2018 года, неполноту первоначальных сведений за указанный период, Управление пришло к выводу о представлении Обществом неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, о чем 31.08.2018 составило акт N 202S18180056880 и 11.10.2018 приняло решение N 202S19180071445 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, в виде 3 241 599 руб. штрафа.
На основании указанного решения Обществу направлено требование от 14.11.2018 N 202S01180157935 об уплате финансовых санкций за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Не согласившись с решением Управления, Общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Управление обратилось в суд со встречным иском о взыскании с Общества 3 241 500 руб. штрафа за несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета за июнь 2018 года.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили первоначальное заявление, сделав вывод, что самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, Общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за спорный период, откорректировав их путем представления дополнительных сведений за спорный период, в связи с чем отсутствуют основания для применения к Обществу финансовой санкции, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ. В удовлетворении встречного иска суды отказали.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 названного Закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (часть 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
В соответствии с положениями Закона N 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 N 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц. При этом статьей 17 Закона N 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведениях до их обнаружения указанным органом и представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Из анализа норм действующего пенсионного законодательства следует воля законодателя на поощрение добросовестных страхователей и освобождение их от ответственности в случае самостоятельного выявления ими ошибок и устранения их путем предоставления соответствующих сведений в контролирующие органы.
Такой правоприменительный подход позволяет стимулировать заинтересованность страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативную обработку сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда Российской Федерации, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Ссылка подателя кассационной жалобы на письмо от 27.07.2018, в котором Управление просило Общество уточнить данные о количестве застрахованных лиц, не принимается, поскольку, как отмечалось выше, ошибка в ранее представленных сведениях в отношении застрахованных лиц выявлена Обществом до момента ее обнаружения Управлением.
Проверка, по результатам которой установлено нарушение Обществом требований Закона N 27-ФЗ и принято решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена Управлением только после получения от Общества дополнительных сведений.
Указанный выше правоприменительный подход подлежит распространению также и на страхователя, представившего в органы Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) индивидуальные сведения о застрахованных лицах, которому соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации вручено письмо (уведомление) об уточнении данных о количестве застрахованных лиц.
В настоящем деле Общество, самостоятельно выявив ошибку до ее обнаружения Управлением, реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за июнь 2018 года, откорректировав их путем представления в Управление дополнительных сведений за этот период, что позволяет не применять к Обществу финансовые санкции, предусмотренные частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
С учетом изложенного вывод судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии в рассматриваемом случае оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьей 17 Закона N 27-ФЗ, является правомерными.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, приведенной в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 303-КГ18-99, от 05.09.2018 N 303-КГ18-5700, N 303-КГ18-5702, от 30.10.2018 N 307-КГ18-6769, от 05.07.2019 N 308-ЭС19-975 и в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.12.2018,
На основании вышеизложенного суды правомерно удовлетворили требования Общества, признав оспариваемое им решение Управления недействительным.
Поскольку оснований для применения к Обществу финансовых санкций, предусмотренных частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, не имелось, суды обоснованно отказали в удовлетворении встречного иска Управления.
Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, суды правильно применили нормы материального и процессуального права, в связи с чем кассационная жалоба Управления удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.03.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2019 по делу N А56-164668/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе Санкт-Петербурга - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.