25 октября 2019 г. |
Дело N А56-87181/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Подольского В.А. (доверенность от 27.12.2018 N 462-18), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Лагоши Ю.В. (доверенность от 08.10.2019 N 36),
рассмотрев 23.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А56-87181/2018,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - ПАО "Ленэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительными решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 102780924933, ИНН 7825413361 (далее - Управление, УФАС) от 19.04.2018 по жалобе N Т02-117/18 (исх. N 78/12881/18 от 24.04.2018), а также выданного на основании данного решения предписания от 19.04.2018 (исх. N 78/12881/18 от 24.04.2018).
Судом к участию в деле, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ларус-Строй", адрес: 121069, г. Москва, д. 31/29, пом. VI, ком. 11, оф. 8, ОГРН 5147746207990, ИНН 7720828143 (далее - ООО "Ларус-Строй").
Решением суда от 29.12.2018, Обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.05.2019 решение суда от 29.12.2018 отменено; оспариваемые решение и предписание Управления признаны недействительными; суд взыскал с УФАС в пользу Общества 4500 руб. расходов по государственной пошлине по первой и апелляционной инстанциям.
В кассационной жалобе УФАС просит отменить постановление апелляционной инстанции от 22.05.2019 и принять по делу новый судебный акт, в связи с несоответствием выводов суда апелляционной инстанции имеющимся в деле доказательствам, а также нарушение судом норм материального и процессуального права. Податель жалобы настаивает на неправомерности действий ПАО "Ленэнерго"" как организатора запроса предложений, выразившихся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, неуказании в документации надлежащих сведений об объеме и месте выполнения работ в рамках договора по предмету закупки (пункт 1 части 1 статьи 3, пункты 3, 4 части 9, пункт 4 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"; далее - Закон о закупках, Закон N 223-ФЗ).
Представители ООО "Ларус-Строй", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель УФАС поддержал доводы жалобы, а представитель Общества отклонил их.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела и установлено судами, 30.03.2018 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в сети Интернет опубликовано извещение N 31806315460 о проведении открытого запроса предложений в электронной форме на право заключения рамочного договора подряда на выполнение полного комплекса проектных, изыскательских работ на общестроительных и электросетевых объектах, включающих в себя подготовку проектно-сметной документации для наружных и внутренних сетей электроснабжения до 35 кВ для филиала ПАО "Ленэнерго" Кабельная сеть - Лот N 4 (181319) (далее - Закупка).
Закупка проводилась в соответствии с Законом N 223-ФЗ, Единым стандартом закупок ПАО "Россетти" (далее - Положение о закупках), документацией о закупках.
ООО "Ларус-Строй" 11.04.2018 обратилось в УФАС с жалобой N 9243/18, на действия организатора торгов при организации и проведении указанной выше Закупки.
По итогам рассмотрения жалобы N Т02-117/18 Управление приняло решение от 19.04.2018, которым признало жалобу обоснованной (пункт 1), в действиях ПАО "Ленэнерго" (организатора торгов) нарушения пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 3, 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в не указании в документации надлежащих сведений об объеме выполнения работ и о месте выполнения работ в рамках договора по предмету Закупки.
В тот же день УФАС выдано предписание N 78/12881/18, согласно которому Обществу в срок до 11.05.2018 следует совершить действия, направленные на устранение выявленных нарушений.
Не согласившись с решением и предписанием антимонопольного органа, Общество обратилось в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела.
Суд первой инстанции согласился с выводами Управления о нарушении Обществом требований Закона N 223-ФЗ (применительно к отсутствию в Документации сведений об объемах и месте выполняемых работ в рамках договора по предмету закупки), указал на наличие у антимонопольного органа правовых и фактических оснований для принятия решения и выдачи предписания.
Апелляционный суд повторно рассмотрел дело и счел выводы суда первой инстанции ошибочными.
Наряду с существом спорной ситуации апелляционная инстанция констатировала соблюдение УФАС требований части 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, указав, что жалоба ООО "Ларус-Строй" принята и рассмотрена антимонопольным органом правомерно.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения. Выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
Порядок проведения закупок отдельными видами юридических лиц, а также оспаривания их результатов регламентированы положениями Закона N 223-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о закупках целями регулирования настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, указанных в части 2 названной статьи (далее - заказчики), в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг (далее также - закупка) для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.
Согласно части 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:
1) информационная открытость закупки;
2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.
Частью 5 статьи 4 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.
В силу пункта 3 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в извещении о закупке должны быть указаны, в том числе, предмет договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг.
Согласно части 8 этой же статьи Закона N 223-ФЗ извещение о закупке, в том числе извещение о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, является неотъемлемой частью документации о закупке. Сведения, содержащиеся в извещении о закупке, должны соответствовать сведениям, содержащимся в документации о закупке.
Судами установлено, что Общество относится к хозяйственным обществам, для которых в соответствии с частью 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ установлены общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг.
Апелляционная коллегия не согласилась с выводами суда первой инстанции о законности решения УФАС, которым в действиях ПАО "Ленэнерго" установлены признаки нарушений Закона N 223-ФЗ, выразившиеся в несоблюдении принципа информационной открытости закупки, а также, в неуказании в документации надлежащих сведений об объеме выполнения работ и о месте выполнения работ в рамках договора по предмету Закупки.
При этом суд, с учетом положений статьи 429.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обратил внимание на то, что предметом закупки являлось заключение рамочного договора подряда на выполнение полного комплекса проектных, изыскательских работ на общестроительных и электросетевых объектах, включающих в себя подготовку проектно-сметной документации для наружных и внутренних сетей электроснабжением до 35 кВ для филиала ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть".
Суд оценил пункты 1.1. и 1.2 Проекта рамочного договора, являющегося частью Закупочной документации (раздел 2), во взаимосвязи с подпунктом "и" пункта 5.1.2. Положения о закупке указав на следующее:-
Договор определяет общие условия обязательных взаимоотношений сторон, которые конкретизируются и уточняются сторонами путем подачи Заказчиком Подрядчику Заявок на выполнение работ по Объектам, форма которых указана в Приложении N 1 к настоящему Договору, во исполнение рамочного договора (пункт 1.2);
Содержание и объем Работ, технические, экономические и другие требования к Работам и их Результату определены в Заявке и Техническом задании к заявке (пункт 1.2).
Подпунктом "и" пункта 5.1.2. Положения о закупке предусмотрена форма проведения закупки на право заключения рамочного договора с одним или несколькими участниками
Суд удостоверился в том, что пункт 1 Технического задания (являющегося приложением к закупочной документации), содержит наименование и объем работ по выполнению полного комплекса проектных и изыскательских работ, который включает в себя:
- Строительство КТП блочного типа (2БКТП 10 (б)/0,4 с 2 силовыми трансформаторами 2x1000 кВА) (объем работ - компл. 5);
- Строительство КТП блочного типа (2БКТП 10 (б)/0,4 с 2 силовыми трансформаторами 2x1250 кВА) (объем работ - компл. 7);
- Строительство КТП блочного типа (2БКТП 10 (б)/0.4 с 2 силовыми трансформаторами 2x1600 кВА) (объем работ - компл. 2);
- Организация временного электроснабжения с перезаводками КЛ 0,4-10 кВ по временной и постоянной схемам (КТПН 2x400 кВА) (объем работ - компл. 1);
- Организация временного электроснабжения с перезаводками КЛ 0,4-10 кВ по временной и постоянной схемам (КТПН 2x630 кВА) (объем работ - компл. 3);
- Организация временного электроснабжения с перезаводками КЛ 0,4-10 кВ по временной и постоянной схемам (КТПН 2x400 кВА) (объем работ - компл. 4);
- Строительство КТП блочного типа РП 10 (6) кВ на 28 ячеек (объем работ - компл. 4);
Установка/реконструкция ВВ ячейки 10 (6) кВ, (шт. - 26)
- КЛ 0,4-6 (10) кВ (с алюминиевой жилой) сечение 150.2 цепи, с учетом 10% на ГНБ, км (объем работ - 2,349)
КЛ 0,4-6 (10) кВ (с алюминиевой жилой) сечение 185.1 цепь, с учетом 10% на ГНБ,км (объем работ - 4,418)
КЛ 0,4-6 (10) кВ (с алюминиевой жилой) сечение 240.1 цепь, с учетом 10% на ГНБ, км (объем работ - 9,183)
- КЛ 0,4-6 (10) кВ (с алюминиевой жилой) сечение 240, 2 цепь, с учетом 10% на ГНБ, км (объем работ -4,152).
С учетом изложенного, в объем работ, исходя из пункта 1 Технического задания, входит выполнение полного комплекса проектных и изыскательских работ:
1. Для строительства:
- 5 БКТП (блочная комплектная трансформаторная подстанция) с 2 силовыми трансформаторами мощностью 1000 кВА;
- 7 БКТП с 2 силовыми трансформаторами мощностью 1250 кВА;
- 2 БКТП с 2 силовыми трансформаторами мощностью 1600 кВА;
2. По организации временного электроснабжения с перезаводками КЛ 0,4-10 кВ повременной и постоянной схемам:
- 1 КТПН (комплектная трансформаторная подстанция наружной установки) 1 x 400 кВА;
- 3 КТПН 1 x 630 кВА;
- 4 КТПН 2 x 400 кВА;
3. Для строительства 4 КТП блочного типа РП 10 (6) кВ на 28 ячеек;
4. Для установки/реконструкции 26 ВВ ячеек 10 (6);
5. Для КЛ 0,4-6 (10) кВ (с алюминиевой жилой):
- 2,349 км сечением 150, 2 цепи;
- 4,418 км сечением 185, 1 цепь;
- 9,183 км сечением 240, 1 цепь;
- 4,152 км сечением 240, 2 цепи.
Техническое задание также содержит подробный расчет цены Лота N 4 по каждому наименованию работ (том дела II, лист 98), а также таблицу единичных расценок (том дела II, лист 99).
При разрешении настоящего спора, антимонопольному органу надлежало учесть, что объемы работ в целом по договору определяются потребностями заказчика, и заключение такого вида договора обусловлено спецификой деятельности Общества по осуществлению технологического присоединения, которое должно быть осуществлено в нормативные сроки, определенные договором и Правилами технологического присоединения N 861.
Из объяснений Общества следует, что именно заключение рамочного договора позволяет оперативно решать вопросы технологического присоединения на основании индивидуально поданной заявки, а не проводить закупочные продолжительные процедуры на основании каждого обращения на технологическое присоединения, в связи с этим в пункте 1.1. Договора содержится императивное условие о том, что заявка является неотъемлемой частью Договора с даты ее получения Подрядчиком, отказ подрядчика от акцепта Заявки не допускается.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обосновано признал, и суд округа с ним соглашается, что закупочная документация содержит все предусмотренные Законом N 223-ФЗ сведения об объемах выполняемых работ в рамках договора по предмету закупки, в том числе наименование, технические характеристики объектов, их количество, стоимость. Заказчик при проведении закупки руководствовался нормами Положения о закупке, что соответствует статье 2 Закона N 223-ФЗ. В Документации были указаны общие сведения об объеме работ с техническими характеристиками объектов, которые необходимо запроектировать, и следовательно, сведения об объеме работ Заказчиком были размещены в установленном порядке с учетом требований Положения о закупке, Закона N 223-ФЗ и статьи 429.1 ГК РФ.
Применительно к указанию в извещении о закупке места поставки товара, выполнения работ, оказания услуг (вменение нарушения пункта 4 части 9 статьи 4 Закона N 223-ФЗ), Заказчик в извещении от 30.03.2018 N 31806315460 указал, что сведения о месте выполнения полного комплекса проектных и изыскательских работ указаны в Техническом задании, а работы по выполнению полного комплекса проектных, изыскательских работ в рамках заключенного рамочного договора, выполняются для филиала ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть".
В Техническом задании также указано место выполнения проектных и изыскательских работ: работы должны были выполняться для филиала ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть".
Информация о зоне обслуживания филиала ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть" размещена на официальном сайте Общества в сети Интернет по адресу: http://www.lenenergo.ru/about/filials/lcabel: в зоне обслуживания филиала "Кабельная сеть" находится город федерального значения Санкт-Петербург (т.е. все работы надлежало выполнить в Санкт-Петербурге), а в конкретной заявке, полученной подрядчиком - описание проектируемого объекта и место выполнения работ (место технологического присоединения сетей).
При установленных апелляционным судом обстоятельствах, Управлением не доказано нарушение ПАО "Ленэнерго" пункта 1 части 1 статьи 3, пунктов 3, 4 части 9, пункта 4 части 10 статьи 4 Закона N 223-ФЗ.
Апелляционный суд, отклоняя доводы Общества, с учетом положений частей 1 и 2 статьи 18.1, пункта 4.2 части 1 статьи 23 Закона N 135-ФЗ, статьи 6, частей 10 и 11 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также значимых для данного вопроса установленных судом обстоятельств, пришел к правильному выводу о том, что жалоба ООО "Ларус-Строй" принята и рассмотрена комиссией УФАС правомерно.
Данные доводы участниками спора не обжалуются.
Выводы апелляционного суда являются законными и обоснованными.
Основания для изменения либо отмены обжалуемого постановления от 22.05.2019 отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.05.2019 по делу N А56-87181/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.