21 октября 2019 г. |
Дело N А44-11979/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Журавлевой О.Р., Родина Ю.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" Семеновой И.В. (доверенность от 01.12.2018), от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Новгородской области Волкова Д.В. (доверенность от 15.01.2019), от Управления федеральной налоговой службы по новгородской области Волкова Д.В. (доверенность от 25.01.2019),
рассмотрев 21.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А44-11979/2018,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ЖилКом", адрес: 173020, Новгородская обл., г. Великий Новгород, ул. Лени Голикова, д. 7, пом. 22-25, 31, ОГРН 1105321000630, ИНН 5321138306 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 9 по Новгородской области, адрес: 173003, Новгородская обл., г.Великий Новгород, ул. Большая Санкт-Петербургская, д. 62, ОГРН 1045300659997, ИНН 5321033092 (далее - Инспекция), о признании недействительным решения от 31.08.2018 N 3769.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области, адрес: 173002, Новгородская обл., г.Великий Новгород, ул. Октябрьская, д.17, корп. 1, ОГРН 1045300659986, ИНН 5321100630 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 25.04.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе и дополнениях к ней Общество, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
По мнению подателя жалобы, суды не учли правовую позицию, изложенную в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 305-КГ17-22109, а также позицию Федеральной налоговой службы, изложенную в письме от 13.08.2018 N СА-4-7/15613. Как указывает податель жалобы, платежи за коммунальные услуги, получаемые исполнителем коммунальных услуг от собственников помещений и перечисляемые исполнителем коммунальных услуг в адрес ресурсоснабжающих организаций не обладают признаками доходов и не отвечают признакам указанным в пункте 1 статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). Соответственно, поступления от собственников помещений, квалифицированные Инспекцией при проверки как доходы, подлежащие обложению, в действительности доходами не являются. Следовательно, доход для целей исчисления и уплаты налога по упрощенной системе налогообложения (далее - УСН), должен исчисляться исходя из результатов экономической деятельности налогоплательщика, в том числе, с учетом заработанных им денежных средств в отчетном периоде. Иной подход не отвечает требованиям справедливости и соразмерности.
В отзывах на кассационную жалобу Инспекция и Управление просят оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель
Инспекции и Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует, что по результатам камеральной проверки представленного Обществом 22.03.2018 уточненного расчета по страховым взносам за 2017 год, Инспекцией составлен акт от 06.07.2018 N 3245 и, с учетом возражений Общества, принято решение от 31.08.2018 N 3769, которым Общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 122 НК РФ в виде штрафа в размере 145 339 руб. 43 коп. Также указанным решением Обществу предложено уплатить 1 453 394 руб. 62 коп. страховых взносов и 154 305 руб. 95 коп. пеней.
Решением Управления от 13.12.2018 решение Инспекции от 31.08.2018 N 3769 отменено в части: уменьшены суммы пеней и штрафных санкций, указанных в пункте 3.1 резолютивной части решения.
Полагая решение Инспекции от 31.08.2018 N 3769 неправомерным и нарушающим его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении требований, указав на неправомерность расчета Обществом своих налоговых обязательств.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ Общество является плательщиком страховых взносов.
С 08.02.2010 Общество применяет УСН, избрав объектом налогообложения доходы минус расходы.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, основным видом экономической деятельности Общества является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ Общество исчисляло страховые взносы по пониженным тарифам: на обязательное пенсионное страхование в размере 20,0 процентов, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.
В ходе проверки Инспекцией установлено, что в представленном расчете в приложении 6 раздела 1 по строке 060 отражены сумма доходов в размере 84 089 406 руб., по строке 070 сумма доходов, определяемая в целях применения подпункта 3 пункта 3 статьи 427 НК РФ - 84 089 406 руб., по строке 080 доля доходов, определяемая в целях применения пункта 6 статьи 427 НК РФ (%), - 100.
Таким образом, поскольку заявленная Обществом сумма доходов, определяемая в целях подпункта 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ, превысила 79 млн. руб., Инспекция пришла к выводу о превышении за налоговый период установленных ограничений для применения пониженных тарифов для исчисления страховых взносов, в связи с чем указала, что страховые взносы подлежат начислению по общему тарифу с начала расчетного периода, то есть с 01.01.2017.
Отказывая в удовлетворении заявленного Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 НК РФ объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 427 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ, действующего с 01.01.2017, пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, применяются для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, основным видом экономической деятельности (классифицируемым на основании кодов видов деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности) которых является, в том числе, управление недвижимым имуществом.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, в течение 2017-2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20,0 процента, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование - 0 процентов.
Указанные в настоящем подпункте тарифы страховых взносов распространяются на плательщиков, применяющих УСН, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, если их доходы за налоговый период не превышают 79 млн. рублей.
Согласно пункту 1 статьи 423 НК РФ расчетным (налоговым) периодом признается календарный год.
На основании пункта 6 статьи 427 НК РФ для плательщиков, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, соответствующий вид экономической деятельности, предусмотренный указанным подпунктом, признается основным видом экономической деятельности при условии, что доля доходов в связи с осуществлением этого вида деятельности составляет не менее 70 процентов в общем объеме доходов. Общий объем доходов определяется путем суммирования доходов, указанных в пункте 1 и подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ.
В случае, если по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя, указанных в подпункте 5 пункта 1 настоящей статьи, не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности, а также если организация или индивидуальный предприниматель превысили за налоговый период ограничение по доходам, указанное в абзаце втором подпункта 3 пункта 2 настоящей статьи, такая организация или такой индивидуальный предприниматель лишается права применять установленные подпунктом 3 пункта 2 настоящей статьи тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, и сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.
Из пункта 1 статьи 41 НК РФ следует, что в соответствии с настоящим Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 346.11 НК РФ УСН применяется организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 346.15 НК РФ налогоплательщики, уплачивающие налог в связи с применением УСН, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 НК РФ.
На основании статьи 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
В силу статьи 250 НК РФ внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в статье 249 НК РФ.
В подпункте 1 пункта 1.1 статьи 346.15 НК РФ установлено, что при определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 НК РФ.
Из подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ следует, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
В силу статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.
Как установлено судами, в проверяемом периоде Общество на основании договоров управления многоквартирным домом (далее - МКД), заключенных с собственниками помещений в таких МКД, осуществляло деятельность по управлению эксплуатацией жилого и нежилого фонда.
В ходе камеральной проверки Инспекцией установлено, что Обществом заключены договоры с ресурсоснабжающими организациями: ООО "ТНС энерго Великий Новгород" (гарантирующий поставщик), ООО "ТК Новгородская", МУП Великого Новгорода "Новгородский водоканал", предметом которых являлось предоставление населению коммунальных услуг: водоснабжения и водоотведения, предоставление услуг по подаче электрической и тепловой энергии.
В соответствии с условиями этих договоров Общество, выступая исполнителем, приобретало коммунальные ресурсы в целях предоставления их собственникам жилых помещений.
В силу статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Таким образом, для управляющей организации законом определена обязанность предоставления коммунальных услуг в дополнение к деятельности по содержанию и ремонту общего имущества.
Согласно абзацу десятому пункта 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), коммунальные услуги представляют собой осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в МКД, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
В пункте 8 Правил N 354 указано, что исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа лиц, указанных в пунктах 9 и 10 этих Правил.
Условия предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД в зависимости от выбранного способа управления МКД могут определяться: а) в договоре управления МКД, заключаемом собственниками помещений в МКД или органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с управляющей организацией, выбранной в установленном жилищным законодательством Российской Федерации порядке для управления МКД; б) в договоре о предоставлении коммунальных услуг, заключаемом с товариществом или кооперативом с собственниками жилых помещений в МКД, в котором создано товарищество или кооператив; в) в договорах холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления, заключаемых собственниками жилых помещений в МКД с соответствующей ресурсоснабжающей организацией (пункт 9 Правил N 354).
Предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 Правил N 354, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям (пункт 13 этих Правил).
Управляющая организация приступает к предоставлению коммунальных услуг потребителям в МКД с даты, указанной в решении общего собрания собственников помещений в МКД о выборе управляющей организации, или с даты заключения договора управления МКД (пункт 14 Правил N 354).
На основании изложенного, а также с учетом условий представленных договоров, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что Общество, выполняя функции управляющей организации, не осуществляло посреднической деятельности, его правовое положение в части предоставления собственникам помещений коммунальных услуг, услуг по техническому обслуживанию и содержанию общего имущества соответствует правовому положению исполнителя коммунальных услуг, в связи с чем, исходя из договорных обязательств, доходы, полученные Обществом от деятельности по оказанию услуг населению по содержанию и ремонту жилых помещений, а также оплата коммунальных услуг являются доходами от реализации коммунальных услуг собственникам жилья, учитываемыми при определении налоговой базы.
Суд кассационной инстанции считает данный вывод правомерным.
Данный вывод соответствуют правовой позиции, изложенной в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 14.03.2016 N 301-КГ16-736, от 28.06.2018 N 304-КГ18-8109.
При этом, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил ссылку Общества на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 11.05.2018 N 305-КГ17-22109 указав, что указанный судебный акт вынесен по результатам рассмотрения спора между налоговым органом и товариществом собственников жилья, являющегося некоммерческой организацией.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов первой и апелляционной инстанций не опровергают и не свидетельствуют о нарушении или неправильном применении судами норм материального права.
Поскольку дело рассмотрено судами полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 25.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2019 по делу N А44-11979/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЖилКом" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.