05 ноября 2019 г. |
Дело N А56-153008/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области Денисова В.В. (доверенность от 28.12.2018 N 3997),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А56-153008/2018,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области, адрес: 191186, Санкт-Петербург, Гороховая ул., д. 2/6, лит. А, ОГРН 1097847130886, ИНН 7838426520 (далее - Управление Росимущества), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области, адрес: 188800, Ленинградская обл., Выборгский р-н, г. Выборг, Советская ул., д. 12, ОГРН 1024700875836, ИНН 4704029557 (далее - Администрация), об обязании принять из федеральной собственности в муниципальную следующие объекты недвижимости:
- здание общежития общей площадью 1279,7 кв. м с кадастровым номером 47:01:0106001:297, реестровый номер федерального имущества П12480011471, расположенное по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Морская наб., д. 18;
- жилой дом общей площадью 174,4 кв. м с кадастровым номером 47:01:0106001:303, реестровый номер федерального имущества П12480011472, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Морская наб., д. 20а.
Решением от 11.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 данное решение оставлено без изменения.
Управление Росимущества в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, приводя следующие доводы. У Управления Росимущества отсутствуют полномочия по принятию решения о расселении аварийного жилищного фонда или его реконструкции; в силу закона жилищный фонд как имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, не может находиться в федеральной собственности и подлежит передаче в собственность муниципального образования; при разрешении вопроса о передаче имущества необходимо учитывать волеизъявление органа местного самоуправления, которое не может быть произвольным, и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий; с учетом назначения спорного имущества его содержание относится к вопросам местного значения, решение которых находится в компетенции Администрации.
В судебном заседании представитель Администрации против удовлетворения жалобы возражал, считая правильным вывод судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Управление Росимущества о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своего представителя не направило, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, в собственности Российской Федерации находятся здание общежития общей площадью 1279,7 кв. м с кадастровым номером 47:01:0106001:297, реестровый номер федерального имущества П12480011471, расположенное по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Морская наб., д. 18; жилой дом общей площадью 174,4 кв. м с кадастровым номером 47:01:0106001:303, реестровый номер федерального имущества П12480011472, расположенный по адресу: Ленинградская обл., г. Выборг, Морская наб., д. 20а.
Управление Росимущества направило в адрес Администрации обращение от 26.12.2017, в котором, ссылаясь на многочисленные жалобы граждан, проживающих в указанных выше домах, на неудовлетворительное состояние объектов, просило рассмотреть вопрос о передаче указанных объектов из государственной собственности Российской Федерации в собственность муниципального образования.
Управление Росимущества, ссылаясь на то, что спорные объекты недвижимого имущества находятся в неудовлетворительном состоянии, полномочия по принятию решения о расселении или реконструкции аварийного жилищного фонда у заявителя отсутствуют, в связи с чем имущество не может находиться в собственности Российской Федерации и подлежит передаче в муниципальную собственность, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Порядок передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
Согласно данной норме находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также если указанное имущество используется органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными и муниципальными учреждениями для целей, установленных в соответствии со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ и статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ.
В части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ установлена специальная процедура передачи имущества из одного уровня собственности в другой, предусматривающая в случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность направление органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления предложений о передаче имущества и принятие уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения о передаче имущества.
Доказательства соблюдения установленной законом процедуры передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность, в том числе принятия уполномоченным органом решения о такой передаче, Управлением Росимущества не представлены.
Кроме того, согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в соответствующих актах, относительно толкования части 11 статьи 154 Федерального закона N 122-ФЗ передача имущества в муниципальную собственность не может происходить без учета волеизъявления муниципального образования и выявления объективной необходимости такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий, без определения возможности фактического использования передаваемого имущества как наиболее эффективного в социально-экономическом плане для решения вопросов местного значения.
В данном случае Управление Росимущества в обоснование передачи в муниципальную собственность объектов жилищного фонда ссылалось на их аварийное состояние, непригодность для проживания граждан. Однако указанные обстоятельства свидетельствуют, напротив, о невозможности использования данного имущества муниципальным образованием для решения вопросов местного значения в области обеспечения жилищных прав граждан, в том числе путем расселения граждан из аварийного жилищного фонда в другие жилые помещения, пригодные для проживания.
Кроме того, как установлено судами в ходе рассмотрения дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.06.2011 по делу N А56-6931/2011 Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области (правопредшественнику Управления Росимущества, далее также Управление Росимущества) отказано в удовлетворении требований об обязании администрации муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района принять из федеральной собственности в муниципальную собственность те же объекты недвижимости по причине отсутствия принятого уполномоченным государственным органом решения о передаче имущества в муниципальную собственность.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2012 по делу N А56-63397/2011, оставленным в силе постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2012, признано недействительным распоряжение Управления Росимущества от 27.07.2011 N 158 о безвозмездной передаче спорных объектов в муниципальную собственность муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области как принятое без учета волеизъявления органа местного самоуправления и установления объективной необходимости этого имущества для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Управление Росимущества, предъявляя настоящее требование к Администрации в рамках настоящего дела, не представило доказательства устранения обстоятельств, которые послужили препятствием для безвозмездной передачи в муниципальную собственность тех же объектов по ранее заявленным федеральным органом исполнительной власти требованиям.
При таком положении суды пришли к правильному выводу об отсутствии правовых и фактических оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы подателя жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку наличие у муниципального образования определенных полномочий в жилищной сфере и в области обеспечения жилищных прав граждан не может служить обоснованием обязанности органа местного самоуправления принять конкретное имущество, если оно не отвечает указанным выше критериям.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А56-153008/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.В. Сергеева |
Судьи |
И.В. Сергеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.