г. Санкт-Петербург |
|
17 июля 2019 г. |
Дело N А56-153008/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Жиляевой Е.В.
судей Желтянникова В.И., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самарчук Ю. В.,
при участии:
от истца: Афонин Т. А., по доверенности от 30.01.2019;
от ответчика: Денисов В. В., по доверенности от 28.12.2018;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15185/2019) МТУ Росимущества Санкт-Петербурга и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2019 по делу N А56-153008/2018 (судья Сайфуллина А.Г.),
принятое по иску МТУ Росимущества Санкт-Петербурга и Ленинградской области к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области об обязании принять из федеральной собственности в муниципальную собственность объекты недвижимости,
установил:
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт - Петербурге и Ленинградской области (далее - МТУ Росимущества) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к Администрации муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области (далее - Администрация) об обязании принять из федеральной собственности в муниципальную собственность объекты недвижимости, а именно:
- здание общежития, общей площадью 1279,7 кв.м., с кадастровым номером 47:01:0106001:297, реестровый номер федерального имущества П1248001471, расположенное по адресу Ленинградская область, г.Выборг, ул. Морская набережная, дом 18;
- жилой дом многоквартирный дом, общей площадью 147,4 кв.м.. с кадастровым номером 47:01:0106001:303, реестровый номер федерального имущества П12480011472, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Морская набережная, д. 20а.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2019 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе МТУ Росимущества просит решение суда отменить. иск удовлетворить, ссылаясь на то, что у МТУ Росимущества отсутствуют полномочия по принятию решения о расселении аварийного жилищного фонда или реконструкции.
Податель жалобы указывает, что с учетом назначения спорного имущества (жилой дом и здание общежития), возложение бремени содержания указанных объектов на Российскую Федерацию не соответствует положениям Постановления N 3020-1 и установленным Законом N 131-ФЗ задачам по решению вопросов местного значения муниципальных образований, которые находятся в компетенции Администрации. Доказательств отсутствия возможности принять в муниципальную собственность спорное имущество по объективным причинам Администрация в материалы дела не представила.
Администрация представила письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика доводы жалобы поддержал.
Представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, в государственной собственности Российской Федерации находится следующее имущество:
- здание общежития, общей площадью 1279,7 кв.м., с кадастровым номером 47:01:0106001:297, реестровый номер федерального имущества П1248001471, расположенное по адресу Ленинградская область, г.Выборг, ул. Морская набережная, дом 18;
- жилой дом многоквартирный дом, общей площадью 147,4 кв.м.. с кадастровым номером 47:01:0106001:303, реестровый номер федерального имущества П12480011472, расположенный по адресу: Ленинградская область, г. Выборг, ул. Морская набережная, д. 20а.
Ссылаясь на то, что указанное имущество находится в неудовлетворительном состоянии и полномочия в области жилищной политики относятся к исключительной компетенции органов местного самоуправления, МТУ Росимущества обратилось в арбитражный суд с настоящим иском об обязании Администрации принять недвижимое имущество в собственность.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, правильно применив нормы процессуального и материального права, сделал вывод о наличии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" жилищный фонд и объекты инженерной инфраструктуры подлежали передаче в муниципальную собственность.
Порядок безвозмездной передачи имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления установлен частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу указанного порядка находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В целях реализации порядка передачи имущества федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации, принимается решение о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность.
Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области издано распоряжение от 27.07.2011 N158 "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации в муниципальную собственность муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области"
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 29.03.2012 по делу N А56-63397/2011, оставленным без изменения Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2012, распоряжение Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области от 27.07.2011 N 158 признано недействительным, действия по односторонней передаче имущества в муниципальную собственность признаны незаконными как не соответствующие требованиям части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Суд кассационной инстанции указал, что принимая оспариваемое распоряжение о передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность Муниципального образования и утверждая в одностороннем порядке акт приема-передачи, Управление не оценило указанные Администрацией причины, препятствующие принятию передаваемого федерального имущества, не образовало в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47, межведомственную комиссию для оценки состояния передаваемых в муниципальную собственность помещений жилищного фонда Российской Федерации ввиду их аварийного состояния, не провело инвентаризации спорного имущества.
Кассационная инстанция сделала вывод о том, что передача аварийных, непригодных для проживания объектов, не может рассматриваться как мера, объективно необходимая для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
Кроме того, судом первой инстанции правомерно приняты во внимание разъяснения, данные в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, согласно которым по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования положения части 11 статьи 154 Закона N122-ФЗ, устанавливающие порядок безвозмездной передачи в муниципальную собственность находящегося в федеральной собственности имущества в связи с разграничением полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, предполагают необходимость учета волеизъявления органа местного самоуправления на такую передачу, согласованных действий между органами местного самоуправления и соответствующими органами государственной власти Российской Федерации и не могут рассматриваться как позволяющие принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в муниципальную в одностороннем порядке, игнорируя волеизъявление органов местного самоуправления и объективную необходимость такой передачи для осуществления местным самоуправлением своих полномочий.
Как указано в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П, необходимость выявления в этом случае позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования, а при наличии объективной необходимости - и за счет финансовой поддержки, оказываемой в рамках межбюджетных отношений Российской Федерации и ее субъектов. Безоговорочное принятие имущественных объектов, наименее эффективных в социально-экономическом плане и не являющихся объективно необходимыми для решения вопросов местного значения, могло бы повлечь для муниципальных образований дополнительные расходы на их содержание и существенно препятствовать реализации конституционных функций местного самоуправления.
По смыслу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации, процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества, находящегося в федеральной собственности, предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств на содержание передаваемого имущества.
Таким образом, при принятии обжалуемого судебного акта суд учел отсутствие волеизъявления муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области на принятие из федеральной собственности в муниципальную собственность спорных объектов недвижимости, отсутствие доказательств объективной необходимости передачи в муниципальную собственность спорного имущества, а также принял во внимание финансово-экономические интересы муниципального образования и пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Апелляционным судом не установлено нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обстоятельства, имеющие значение для дела, выяснены в полном объеме, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 11.04.2019 по делу N А56-153008/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Жиляева |
Судьи |
В.И. Желтянников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-153008/2018
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В ГОРОДЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ВЫБОРГСКИЙ РАЙОН" ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ