06 ноября 2019 г. |
Дело N А26-12974/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Савицкой И.Г., судей Соколовой С.В., Толкунова В.М.,
при участии от федерального государственного унитарного предприятия "Промсервис" Федеральной службы исполнения наказаний Викулова А.В. (доверенность от 15.04.2019), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия Ковалевой О.В. (доверенность от 26.02.2019),
рассмотрев 30.10.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Промсервис" Федеральной службы исполнения наказаний на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А26-12974/2018,
установил:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Промсервис" Федеральной службы исполнения наказаний, адрес: 125212, Москва, Кронштадский бульв., д. 9, стр. 2, ОГРН 1027103673080, ИНН 7111007621 (далее - Предприятие, ФГУП "Промсервис"), обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия, адрес: 185031, Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса (Октябрьский р-н), д. 1А, ОГРН 1021000526326, ИНН 1001041153 (далее - Управление, УФАС), о признании недействительными решения от 12.11.2018 по делу N 03-16/04-2018 и предписания от 12.11.2018 N 03-16/04-2018/01.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2019, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019, в удовлетворении заявления Предприятию отказано.
В кассационной жалобе ФГУП "Промсервис", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования. По мнению подателя жалобы, Управление не доказало наличие в действиях Предприятия нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381); Управление не провело надлежащим образом анализ состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия оспариваемого решения.
В судебном заседании представитель Предприятия поддержал доводы кассационной жалобы, а представитель Управления возражал против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ФГУП "Промсервис" осуществляет деятельность по розничной торговле преимущественно пищевыми продуктами (включая напитки) и табачными изделиями в неспециализированных магазинах. Названную деятельность Предприятие осуществляет на территории исправительных учреждений в помещениях, переданных ему на праве безвозмездного пользования.
В Управление из Карельской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поступили материалы, свидетельствующие о нарушении Предприятием и обществом с ограниченной ответственностью "КарелСнабЛогистика" (далее - ООО "КарелСнабЛогистика") положений Закона N 381.
По результатам проверки соблюдения Предприятием требований Закона N 381-ФЗ Управление установило, что в ходе осуществления торговой деятельности по продаже продовольственных товаров в магазинах исправительных учреждений Республики Карелия между ООО "КарелСнабЛогистика" (комитентом) и ФГУП "Промсервис" (комиссионером) заключен договор комиссии от 19.10.2015 N КРЛ.К-2 (далее - Договор N КРЛ.К-2), согласно пункту 1.1 которого комиссионер обязался от своего имени, но за счет и по поручению комитента совершать сделки по продаже товаров комитента третьим лицам. Согласно пункту 1.3 Договора N КРЛ.К-2 товары, переданные комиссионеру от комитента, остаются собственностью последнего, до момента их реализации комиссионером.
Договор N КРЛ.К-2 заключен сторонами до внесения изменения в Закон N 381-ФЗ, предусматривающий прямой запрет хозяйствующим субъектам на заключение такого договора и его исполнение, за исключением распространения его действия, в том числе на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.
С момента вступления в силу названных изменений в Закон N 381-ФЗ (с 15.07.2016) Предприятие обязано было в срок до 01.01.2017 принять соответствующие меры по соблюдению положений Закона N 381-ФЗ, в частности путем расторжения Договора N КРЛ.К-2, полного расчета между сторонами, возврата переданного по названному Договору товара и прекращения всех действий по нему.
Однако соответствующие меры Предприятием приняты не были. Более того, дополнительными соглашениями срок действия Договора N КРЛ.К-2 неоднократно продлевался (соглашениями от 15.12.2016 N 22 - до 31.12.2017 и от 15.12.2017 N 40 - до 31.03.2018).
Решением Управления от 12.11.2018 по делу N 03-16/04-2018 в действиях ФГУП "Промсервис" установлены нарушения пункта 5 части 1 статьи 13 Закона N 381, выразившиеся в заключении дополнительных соглашений о продлении срока действия Договора N КРЛ.К-2 на период с 01.01.2017 по 31.03.2018 и нового договора комиссии от 01.03.2018 N КРЛ.К-18/2, а также исполнении указанных договоров в период с 01.01.2017 по 31.03.2018.
Согласно выданному УФАС предписанию N 03-16/04-2018/01 Предприятию надлежало в срок до 03.12.2018 прекратить нарушение пункта 5 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ путем приведения договорных отношений с поставщиками в соответствие с действующим законодательством.
Не согласившись с указанными решением и предписанием УФАС, Предприятие обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и пришли к выводу о необоснованности заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает кассационную жалобу Предприятия не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 381-ФЗ названный Закон регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ФЗ) в статью 13 Закона N 381-ФЗ были внесены изменения.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ (в редакции, действующей с 15.07.2016) хозяйствующим субъектам, осуществляющим торговую деятельность по продаже продовольственных товаров посредством организации торговой сети, и хозяйствующим субъектам, осуществляющим поставки продовольственных товаров в торговые сети, запрещается заключать между собой для осуществления торговой деятельности договор, по которому товар передается для реализации третьему лицу без перехода к такому лицу права собственности на товар, в том числе договор комиссии, договор поручения, агентский договор или смешанный договор, содержащий элементы одного или всех указанных договоров, за исключением заключения указанных договоров внутри одной группы лиц, определяемой в соответствии с Федеральным законом "О защите конкуренции", и (или) заключения указанных договоров между хозяйствующими субъектами, образующими торговую сеть, либо исполнять (реализовывать) такие договоры.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 273-ФЗ условия договоров поставки и иных договоров, регулируемых Законом N 381-ФЗ и заключенных до дня вступления в силу названного Закона, должны быть приведены в соответствие с Законом N 381-ФЗ (в редакции Закона N 273-ФЗ) до 01.01.2017.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 264-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" статья 1 Закона N 381-ФЗ дополнена частью 4.1, согласно которой положения статей 13 и 14 этого Закона не распространяются на хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, выручка которых (их группы лиц, определяемой в соответствии с антимонопольным законодательством) от реализации товаров за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей, а также хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, совокупная выручка от реализации товаров которых в рамках одной торговой сети за последний календарный год не превышает четыреста миллионов рублей.
Управлением и судами двух инстанций установлено, что совокупная выручка Предприятия от реализации товаров за последний календарный год применительно к 2017 году (2016 год) превысила четыреста миллионов рублей. Также Предприятие обладает всеми признаками хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность с использованием торговой сети (самостоятельно реализует через магазины товары в розницу лицам, которые содержатся на территории исправительных учреждений; осуществляет торговую деятельность более чем через два торговых объекта, которые находятся под общим управлением Предприятия).
Таким образом, как правильно указали суды, на Предприятие распространяются ограничения, установленные пунктом 5 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ.
Следовательно, в соответствии с частью 2 статьи 3 Закона N 273-ФЗ условия Договора N КРЛ.К-2, являющегося договором комиссии, в срок до 01.01.2017 должны были быть приведены в соответствие с требованиями Закона N 381-ФЗ (в новой редакции).
Вместе с тем какие-либо меры по изменению договорных обязательств, либо расторжению Договора N КРЛ.К-2 Предприятием приняты не были. Более того, указанный Договор комиссии с 01.01.2017 фактически продолжал исполняться, и его действие было продлено дополнительными соглашениями до 31.03.2018. Указанные действия свидетельствуют о нарушении Предприятием требований пункта 5 части 1 статьи 13 Закона N 381-ФЗ, что нашло отражение в оспариваемом решении УФАС.
Принимая во внимание изложенное, суды пришли к правильному выводу о законности оспариваемых ненормативных правовых актов Управления и обоснованно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Приведенным в жалобе доводам об отсутствии анализа состояния конкуренции в объеме, необходимом для принятия оспариваемого решения УФАС, судами дана надлежащая оценка. В частности судами отмечено, что ФГУП "Промсервис" является единственным предприятием, осуществляющим торговую деятельность в местах лишения свободы на территории Республики Карелия. Иные доводы Предприятия основаны на ошибочном толковании норм материального права, поэтому отклоняются судом кассационной инстанции.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 25.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 по делу N А26-12974/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Промсервис" Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Возвратить федеральному государственному унитарному предприятию "Промсервис" Федеральной службы исполнения наказаний (адрес: 125212, Москва, Кронштадский бульв., д. 9, стр. 2, ОГРН 1027103673080, ИНН 7111007621) из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 20.08.2019 N 21569.
Председательствующий |
И.Г. Савицкая |
Судьи |
И.Г. Савицкая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.