20 ноября 2019 г. |
Дело N А56-2413/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Васильевой Е.С., Родина Ю.А.,
при участии от публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" Муравьева А.О. (доверенность от 26.12.2018 N 425-18), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу Кучиевой Н.Ю. (доверенность от 31.01.2019 N 78/3092/19), от общества с ограниченной ответственностью "Эперон" Грико В.Н. (доверенность от 02.11.2019 N 197),
рассмотрев 19.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А56-2413/2019,
установил:
Публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго", адрес: 196247, Санкт-Петербург, пл. Конституции, д. 1, ОГРН 1027809170300, ИНН 7803002209 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу, адрес: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13, лит. А, ОГРН 1027809242933, ИНН 7825413361 (далее - Управление), от 19.11.2018 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-1226/78-05-18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "Эперон", адрес: 199004, Санкт-Петербург, Малый пр. В.О., д. 22, лит. А, пом. 1-Н, каб. 278, ОГРН 1167847211840, ИНН 7801308671.
Решением суда первой инстанции от 02.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 09.08.2019, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 02.04.2019 и постановление от 09.08.2019, принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявленных Обществом требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, вывод судов о наличии у Общества обязанности согласовать расчет нагрузок в отношении внутренних сетей жилого дома без взимания дополнительной платы не основан на нормах действующего законодательства; суды не приняли во внимание положения пунктов 18, 82, 84, 85 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), а также заключенного Обществом и ООО "Эперон" договора, согласно которым обязанности Общества касаются только внешних сетей электроснабжения; пункт 85 Правил N 861 не возлагает на Общество обязанность согласовать расчет нагрузок; Общество не обязано было согласовывать проектную документацию ООО "Эперон" на внутренние сети энергоснабжения жилого дома; заключенный Обществом и ООО "Эперон" договор является смешанным, включает в себя как элементы договора технологического присоединения в отношении внешних сетей электроснабжения, так и договор оказания услуг в отношении внутренних сетей электроснабжения жилого дома; счет на оплату услуг за согласование таблицы расчета нагрузок и однолинейной схемы касался только внутренних сетей электроснабжения жилого дома. Как указывает Общество, счет в адрес ООО "Эперон" выставлен за оказание услуг, не входящих в предмет договора технологического присоединения, в связи с чем привлечение Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) неправомерно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, представители Управления и ООО "Эперон" возражали против ее удовлетворения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.06.2017 Общество (сетевая компания) и ООО "Эперон" (заявитель) заключили договор N ОД-СПб-13567-17/17540-Э-170 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - Договор).
Технологическое присоединение осуществлялось с целью электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, 11-я Красноармейская ул., д.11, лит. В (далее - Объект).
На основании Договора Общество выдало ООО "Эперон" технические условия для осуществления технологического присоединения.
В соответствии с подпунктами 12.5.1, 12.5.2 технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям ООО "Эперон" должно было согласовать с Обществом на этапе проектирования однолинейную мощностью 0,4 кВ схему присоединения энергопринимающих устройств Объекта, указав величину максимальной мощности по каждой точке присоединения к объектам сетевой организации (в случае изменения количества точек присоединения выполнить корректировку технических условий с разбивкой максимальной мощности по точкам подключения), таблицу расчета нагрузок с распределением мощности жилого дома по главному распределительному щиту с выделением жилой части и встроенных нежилых помещений.
На основании заключенного с ООО "Эперон" 29.08.2016 договора N 08/2016-11КР ООО "Проектная культура" совместно с субподрядчиком - ООО "Фатех ТСН" разработало проектную документацию на строительство Объекта, которая получила положительное заключение негосударственной экспертизы проектно-сметной документации.
В состав проектной документации (том 5.1.3) вошли принципиальная схема электроснабжения и расчет электрических нагрузок внутри Объекта, которые ООО "Эперон" направило на согласование Обществу в целях выполнения технических условий и соотнесения проекта энергопринимающего устройства ООО "Эперон" с проектом внешней электрической сети сетевой компании.
Общество 10.07.2018 выставило ООО "Эперон" счет N КС 1869-13/18-47 на 22 362 руб. 30 коп. на оплату услуг по согласованию таблицы расчета нагрузок, однолинейной схемы Объекта.
В поступивших в Управление заявлениях представитель ООО "Эперон" Грико В.Н. и ООО "Эперон" сообщили о незаконном взимании Обществом платы по счету от 10.07.2018 N КС 1869-13/18-47.
По результатам рассмотрения заявлений Управление возбудило в отношении Общества дело N 4-9.21-1226/78-05-18 об административном правонарушении по статье 9.21 КоАП РФ и 09.11.2018 составило протокол об административном правонарушении.
Постановлением Управления от 19.11.2018 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-1226/78-05-18 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде 250 000 руб. штрафа.
Не согласившись с данным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды, придя к выводу о доказанности административным органом события и состава вмененного Обществу административного правонарушения, не усмотрев существенных процедурных нарушений в рамках административного производства, отказали в удовлетворении заявления.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде 100 000 - 500 000 руб. административного штрафа за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.
Согласно части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется в установленном Правительством Российской Федерации порядке - на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого сетевой организацией и обратившимся к ней лицом, и носит однократный характер; договор является публичным.
Порядок заключения и исполнения договоров между сетевой организацией и потребителями урегулирован Правилами N 861, в соответствии абзацем третьим пункта 19 которых запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные данными Правилами.
В силу пункта 82 Правил N 861 проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:
а) проверку соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 Правил N 861, требованиям технических условий;
б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
Согласно пункту 85 Правил N 861 для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением:
а) копий сертификатов соответствия на электрооборудование (если оборудование подлежит обязательной сертификации) и (или) сопроводительной технической документации (технические паспорта оборудования), содержащей сведения о сертификации;
б) копий разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, и обосновывающих величину аварийной и технологической брони (при ее наличии), в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной);
в) документов, содержащих информацию о результатах проведения пусконаладочных работ, приемо-сдаточных и иных испытаний;
г) нормальных (временных нормальных) схем электрических соединений объекта электроэнергетики, в том числе однолинейной схемы электрических соединений (электроустановки).
Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ООО "Эперон" направило Обществу часть проектной документации: принципиальную схему электроснабжения и таблицу расчета электрических нагрузок.
Суды правомерно указали, что в соответствии с подпунктом "а" пункта 82 и пунктом 85 Правил N 861 Общество должно было согласовать представленные ООО "Эперон" в целях выполнения подпунктов 12.5.1 и 12.5.2 технических условий разделы проектной документации в части внешних сетей электроснабжения.
Из материалов дела видно, что в состав представленной ООО "Эперон" Обществу проектной документации вошли схемы распределения электрической нагрузки внутри Объекта, которые не подлежали согласованию с Обществом, поскольку уже были согласованы в составе проектной документации на строительство Объекта, получившей положительное заключение негосударственной экспертизы.
Как правомерно отметили суды двух инстанций, дополнительное согласование и проверка Обществом за отдельную плату схемы распределения внутренних нагрузок электрических сетей не требовались, т.к. не предусмотрены пунктом 85 Правил N 861.
Из материалов дела видно, что выставленный Обществом в адрес ООО "Эперон" счет касался оплаты услуг, предусмотренных подпунктами 12.5.1 и 12.5.2 технических условий, являющихся приложением к Договору.
Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, что расчет распределения нагрузок внутри Объекта был представлен Обществу только с целью согласования внутренней и внешней систем электроснабжения.
С учетом изложенных обстоятельств суды двух инстанций пришли к обоснованным выводам о том, что Общество в нарушение пунктов 19, 85 Правил N 861 навязывало ООО "Эперон" услуги, не предусмотренные данными Правилами, которые влекут для заявителя дополнительные затраты, и о наличии в действиях Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Вина заявителя констатирована судами в соответствии с критериями виновности юридического лица (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности не допущено. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судами не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, соблюден.
Доводы кассационной жалобы выводов судов не опровергают, а, по существу, сводятся к иной оценке отдельных доказательств и установленных судами фактических обстоятельств вне их связи в совокупности с иными материалами дела, что находится в противоречии с правилами оценки судом доказательств, которые предусмотрены статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Всем доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанции дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки.
Кассационная инстанция не усматривает нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2019 по делу N А56-2413/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий |
С.В. Соколова |
Судьи |
С.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.