г. Санкт-Петербург |
|
09 августа 2019 г. |
Дело N А56-2413/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 августа 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 августа 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Зотеевой Л.В.
судей Горбачевой О.В., Сомовой Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Хариной И.С.
при участии:
от истца (заявителя): Попова А.О. - доверенность от 26.12.2018
от ответчика (должника): Кучиева Н.Ю. - доверенность от 31.01.2019
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12271/2019) ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.04.2019 по делу N А56-2413/2019 (судья Терешенков А.Г.), принятое
по заявлению ПАО энергетики и электрификации "Ленэнерго"
к УФАС по Санкт-Петербургу
3-е лицо: ООО "Эперон"
об оспаривании постановления,
установил:
публичное акционерное общество энергетики и электрификации "Ленэнерго" (далее - Общество, ПАО "Ленэнерго") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 19.11.2018 о назначении административного наказания по делу N 4-9.21-1226/78-05-18.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Эперон" (далее - 3-е лицо, ООО "Эперон").
Решением суда от 02.04.2019 в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с вынесенным решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 02.04.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт. Податель жалобы не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что ПАО "Ленэнерго" обязано бесплатно согласовать расчет нагрузок в отношении внутренних сетей жилого дома, в нарушение пунктов 12, 82, 84, 85 Правил технологического присоединения (ТП). По мнению Общества, в части внутренних сетей жилого дома расчет нагрузок и однолинейная схема не подлежат согласованию в рамках договора ТП. Из договора N ОД-СПб-13567-17/17540-Э-17 от 16.06.2017 также следует, что внутренняя сеть жилого дома не входила в предмет договора ТП, заявитель принял на себя обязательства создать внешнюю сеть электроснабжения от ГРЩ до границы своего земельного участка, следовательно, согласование нагрузок внутренних сетей должно было производиться за дополнительную плату.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения.
3-е лицо извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание своих представителей не направило, что в силу статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что Управлением в рамках рассмотрения заявления гр. Грико В.Н. (представитель ООО "Эперон") от 05.10.2018 б/н вх. N 25199-ЭП/18 от 05.10.2018) и заявления ООО "Эперон" от 10.10.2018 исх. N 510/УС (вх. N 25563-ЭП/18 от 10.10.2018) в связи с действиями (бездействием) ПАО "Ленэнерго" при взимании платы за рассмотрение разделов проектной документации выявлены нарушения Правил технического присоединения.
По факту выявленного правонарушения управлением возбуждено определением от 12.10.2018 производство по административному делу.
Обжалуемым постановлением общество привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в сумме 250 000 руб.
Полагая вынесенное УФАС постановление незаконным, ПАО "Ленэнерго" обратилось в суд с рассматриваемым заявлением, в удовлетворении которого судом первой инстанции было отказано.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив материалы дела, доводы жалобы, выслушав позиции сторон, не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
УФАС установлено, что между ПАО "Ленэнерго" и ООО "Эперон" заключен договор N ОД-СП6-13567-17/17540-Э-107 от 16.06.2017 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор).
В соответствии с договором ПАО "Ленэнерго" выданы технические условия (ТУ) ООО "Эперон", содержание необходимые для выполнения сторонами мероприятия.
В частности, согласно пункту 12.5 ТУ на этапе проектирования согласовать с филиалом ПАО "Ленэнерго" "Кабельная сеть":
12.5.1.Однолинейную схему 0,4 кВ присоединения энергопринимающих устройств объекта с указанием величины максимальной мощности по каждой точке присоединения к объектам Сетевой организации. В случае изменения количества точек присоединения выполнить корректировку технических условий с разбивкой максимальной мощности по точкам подключения.
12.5.2. Таблицу расчета нагрузок с распределением мощности жилого дома по ГРЩ с выделением жилой части и встроенных нежилых помещений.
По договору на проектирование N 08/2016-11КР от 29.08.2016 ООО "Проектная культура" вместе с субподрядчиком ООО "Фатех ТСН" разработало для ООО "Эперон" проектную документацию (шифр 08/2016-11-01) на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными помещениями и подземным гаражом по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. 11-ая Красноармейская, д. 11. Она прошла вневедомственную экспертизу и получила положительное заключение N 78-2-1-3-0030-18 от 03.05.2018. В состав проектной документации (том 5.1.3) входит принципиальная схема электроснабжения и расчет электрических нагрузок жилого дома, которые ООО "Эперон" сопроводительным письмом (исх. N 239/УС от 11.05.2018 года) направило на согласование в ПАО "Ленэнерго" с целью увязки проекта энергопринимающего устройства Заявителя с проектом внешней электрической сети сетевой компании, осуществляющей технологическое присоединение. Мероприятия по согласованию предусмотрены п. 12.5.1 и п. 12.5.2 технических условий к договору на технологическое присоединение N ОД-СПб-13567-17/17540-Э-17 от 16.06.2017.
ПАО "Ленэнерго" выставило ООО "Эперон" счет на оплату N КС 1869-13/18-47 от 10.07.2018 за согласование расчета таблицы нагрузок, однолинейной схемы объекта по адресу: 11-я Красноармейская ул., д. 11, на сумму 22362,30 р.
В соответствии с пунктом 16 (в) Приказа ФАС от 29.08.2017 N 1135/17 "Об утверждении методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" для расчета платы за технологическое присоединение к электрическим сетям учитываются расходы на выполнение сетевой организацией, в том числе проверку сетевой организацией выполнения Заявителем технических условий в соответствии с разделом IX Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N861 (далее - Приказ N 1135/17).
Согласно пункту 82 Правил технологического присоединения, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861, Правила ТП), проверка выполнения заявителем технических условий в случаях, когда не требуется согласование технических условий с субъектом оперативно-диспетчерского управления, осуществляется сетевой организацией и включает следующие мероприятия:
а) проверка соответствия технических решений, параметров оборудования (устройств) и проведенных мероприятий, указанных в документах, представленных заявителем в соответствии с пунктом 85 настоящих Правил, требованиям технических условий;
б) осмотр сетевой организацией присоединяемых электроустановок заявителя, построенных (реконструированных) в рамках выполнения технических условий, на соответствие фактически выполненных заявителем мероприятий по технологическому присоединению техническим условиям и представленной заявителем проектной документации, а в случаях, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной, - на соответствие требованиям, определенным в технических условиях.
В соответствии пунктом 85 Правил ТП, для проведения проверки выполнения технических условий заявитель представляет в сетевую организацию уведомление о выполнении технических условий с приложением следующих документов, копии разделов проектной документации, предусматривающих технические решения, обеспечивающие выполнение технических условий, в том числе решения по схеме внешнего электроснабжения (схеме выдачи мощности объектов по производству электрической энергии), релейной защите и автоматике, телемеханике и связи, в случае если такая проектная документация не была представлена заявителем в сетевую организацию до направления заявителем в сетевую организацию уведомления о выполнении технических условий (если в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации является обязательной).
Запрещается навязывать заявителю услуги и обязательства, не предусмотренные настоящими Правилами (пункт 19 Правил).
В соответствии со статьей 9.21 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Из материалов дела N 4-9.21-1226/78-05-18 об административном правонарушении следует, что ООО "Эперон" в ПАО "Ленэнерго" направлена часть проектной документации, а именно принципиальная схема (лист 01, пр. шифр 08/2016-11-01-ИОС1.3-П1) называется "Приложение 1. Схема принципиальная РУ-04кВ- ГРЩ1,2,3"; расчет электрических нагрузок и ТК к договору (л.д. 79-80).
На данной схеме показано подключение вводных устройств (трех ГРЩ дома) энергопринимающего устройства (дома) Заявителя к ТП сетевой компании. Из нее видно, сколько и каких кабелей предполагается проложить от каждого ГРЩ до ТП и какими аппаратами защиты ПАО "Ленэнерго" должно их защищать в ТП от перегрузки. Так же на ней показаны величины электрической мощности в каждой точке присоединения - в РУ-0,4 кВ БКТШ(ТП), которые подтверждают выполнение ООО "Эперон" пункта 8 технических условий. Для проверки правильности схемы к ней прилагается расчет электрических нагрузок, из которого видно, как получены величины мощности в каждой точке присоединения.
ПАО "Ленэнерго" в соответствии с разделом IX Правил ТП (пункты 82а и 85) должно было согласовать разделы проектной документации, которые относятся к пунктам 12.5.1 и 12.5.2 технических условий, то есть к внешним сетям.
В пункте 8 ТУ указано, что точками присоединения являются контактные соединения аппаратов защиты в РУ-0,4 кВ ТП. Стороны в договоре согласились установить границу балансовой принадлежности в РУ-0,4 кВ БКТП (ТП-1 на схеме). Трансформаторная подстанция проектируется внутри двора дома, на земельном участке ООО "Эперон".
Действительно, в проектной документации ООО "Эперон" имеются и схемы распределения электрической мощности (нагрузки) внутри дома до квартирных и коммунальных электропотребителей включительно, однако данные внутренние нагрузки не подлежали согласованию в ПАО "Ленэнерго", так как уже были согласованы в составе получившей положительное заключение Проектной документации Объекта капитального строительства многоквартирного дома со встроенными помещениями, встроено-пристроенным подземным гаражом (автостоянкой) по адресу: ул. 11-я Красноармейская, дом 11, г. Санкт-Петербург, в составе раздела "Система электроснабжения" (л.д. 110, 111).
Дополнительного согласования и проверки, в том числе за отдельную плату, внутренних нагрузок электрических сетей (внутри дома) со стороны ПАО "Ленэнерго" не требовалось, также не предусмотрено пунктом 85 Правил ТП.
Проектная документация с расчетом внутренних нагрузок МКД была направлена Заявителем в ПАО "Ленэнерго" исключительно с целью увязки внутренней и внешней схемы, но не с целью согласования внутренних нагрузок.
Однако в нарушение условий Договора ПАО "Ленэнерго" оказало Обществу не предусмотренные договором услуги по согласованию расчета таблицы нагрузок, в которых Заявитель не нуждался, к тому же выставило за оказанные услуги счет N КС 1869-13/18-47 от 10.07.2018 в соответствии с п. 5.20 прейскуранта, утвержденного внутренним приказом 21.12.2017 N 745, что правомерно квалифицировано УФАС как нарушение положений части 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и пунктов 19, 85 Правил ТП.
Апелляционная коллегия также обращает внимание на противоречивую позицию заявителя, изложенную в апелляционной жалобе, согласно которой внутренняя сеть жилого дома не входила в предмет договора N ОД-СПб-13567-17/17540-Э-17 от 16.06.2017 (пункта 1.3 апелляционной жалобы), в то же время в пункте 3 апелляционной жалобы Общество утверждает, что данный договор является смешанным, включающим в себя как договор ТП в части внешних сетей электроснабжения, так и иной договор, предусмотренный нормами ГК РФ, в части внутренних сетей жилого дома.
Однако, заявитель не поясняет в таком случае основания для выставления дополнительного счета на оплату N КС 1869-13/18-47 от 10.07.2018, если согласование внутренних сетей было предусмотрено условиями договора и, следовательно, включено в стоимость услуг по договору (пункту 4.2 Договора).
При таких обстоятельствах, апелляционная коллегия соглашается с выводами УФАС и суда первой инстанции о наличии в действиях ПАО "Ленэнерго" нарушений правил технологического присоединения к электрическим сетям, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьей 4.5 КоАП РФ соблюден, наказание назначено в пределах санкции статьи 9.21 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02 апреля 2019 года по делу N А56-2413/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Ленэнерго" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Зотеева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-2413/2019
Истец: ПАО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ "ЛЕНЭНЕРГО"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ООО "Эперон"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14535/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-14535/19
09.08.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-12271/19
02.04.2019 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-2413/19