11 ноября 2019 г. |
Дело N А05-16945/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н., Корабухиной Л.И.,
рассмотрев 11.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А05-16945/2018,
установил:
Индивидуальный предприниматель Карачева Ольга Владимировна, ОГРНИП 304290804700048 (далее - Предприниматель), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 165300, Архангельская обл., г. Котлас, ул. Карла Маркса, д. 14, ОГРН 1042901307602, ИНН 2904009699 (далее - Инспекция), о возложении обязанности возвратить излишне уплаченные страховые взносы в сумме 207 185 руб. 98 коп. и пени в размере 74 руб. 59 коп.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 10.04.2019 к участию в деле в качестве соответчика привлечено государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, наб. Северной Двины, д. 28, ОГРН 1022900514515, ИНН 2901038317 (далее - Фонд).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, г. Архангельск, ул. Свободы, д. 33, ОГРН 1042900900020, ИНН 2901130440 (далее - Управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2019, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019, заявление Предпринимателя удовлетворено частично: на Инспекцию возложена обязанность возвратить Предпринимателю из соответствующего бюджета 105 800 руб. 57 коп., в том числе 74 861 руб. излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год, 30 864 руб. 98 коп. излишне взысканных страховых взносов за 2017 год и 74 руб. 59 коп. излишне взысканных пеней по страховым взносам; с Инспекции в пользу Предпринимателя взыскано 3647 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины; Предпринимателю из федерального бюджета возвращено 3497 руб. государственной пошлины; заявление Предпринимателя в части предъявленного к Инспекции и Фонду требования об обязании возвратить 61 460 руб. страховых взносов за 2016 год, излишне уплаченных по платежному поручению от 27.01.2017 N 15, а также в части предъявленного к Инспекции требования об обязании возвратить 40 000 руб. страховых взносов за 2017 год оставлено без рассмотрения.
В кассационной жалобе Инспекция, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, а также на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы ее податель указывает на то, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 года N 27-П (далее - Постановление N 27-П), не подлежит применению к настоящему спору. По мнению Инспекции, выводы судов о возможности Предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, подлежащих уплате за 2017 год, исходить из дохода, определяемого как разница между доходами, порядок определения которых установлен статье 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и расходами, предусмотренными статьей 346.16 НК РФ, не могут быть признаны обоснованными. Податель жалобы обращает внимание на письмо Министерства финансов Российской Федерации от 12.02.2018 N 03-15-07/8369, согласно которому вычет сумм расходов при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за соответствующий расчетный период предусмотрен только в отношении тех индивидуальных предпринимателей, которые уплачивают налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ). При этом Инспекция также указывает на то, что норм, распространяющих данный подход на иных налогоплательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела усматривается, что Предприниматель в спорный период 2017 года находилась на УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
За указанный период Предпринимателем в добровольном порядке уплачивались страховые взносы, в том числе по платежным поручениям от 18.04.2017 N 93 на сумму 33 862 руб., от 30.06.2017 N 153 на сумму 44 138 руб., от 21.09.2017 N 227 на сумму 40 000 руб., от 11.10.2017 N 250 на сумму 5 823 руб.
Посчитав, что с учетом позиции, изложенной в Постановлении N 27-П, страховые взносы за 2017 год уплачены в завышенном размере, Предприниматель обратился в Инспекцию с заявлением от 03.04.2018 о возврате 136 321 руб. излишне уплаченных страховых взносов.
Решением Инспекции от 16.04.2018 N 2713 Предпринимателю отказано в возврате названной суммы страховых взносов в связи с необходимостью завершения камеральной налоговой проверки, после окончания которой Предпринимателю предложено представить повторное заявление на возврат страховых взносов.
Позднее Предприниматель вновь обратилась в Инспекцию с заявлением от 06.08.2018 о возврате 136 321 руб. излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год.
Решением Инспекции от 22.08.2018 N 3791 заявителю отказано в возврате названной суммы страховых взносов по причине отсутствия переплаты.
Кроме того, в связи с неисполнением Предпринимателем требования от 12.07.2018 N 10863 об уплате 30 864 руб. 98 коп. недоимки по страховым взносам за 2017 год и 74 руб. 59 коп. пеней по этим страховым взносам, Инспекция приняла решение от 09.08.2018 N 6093 о взыскании этих сумм страховых взносов и пеней с заявителя.
Предприниматель обжаловала в Управление требование Инспекции от 12.07.2018 N 10863, а также действия по отказу в возврате 136 321 руб. излишне уплаченных страховых взносов и по взысканию страховых взносов за 2017 год.
Решением от 28.09.2018 N 07-10/2/14565 Управление отказало Предпринимателю в удовлетворении жалобы в части порядка исчисления страховых взносов и возврата излишне уплаченных страховых взносов в сумме 136 321 руб., посчитав правомерным отказ Инспекции в возврате этой суммы страховых взносов, в остальной части оставило жалобу без рассмотрения.
Кроме того, Инспекцией заявителю направлено требование от 17.09.2018 N 15809, в котором предложено уплатить 30 864 руб. 98 коп. страховых взносов за 2017 год и 74 руб. 59 коп. пеней.
Исполняя данное требование, Предприниматель уплатил по платежному поручению от 26.09.2018 N 228 страховые взносы за 2017 год в сумме 30 864 руб. 98 коп., по платежному поручению от 26.09.2018 N 229 пени по страховым взносам в сумме 74 руб. 59 коп.
Позднее, сославшись на излишнюю уплату за 2017 год страховых взносов в сумме 207 185 руб. 98 коп. и пеней в сумме 74 руб. 59 коп., Предприниматель обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования частично, возложив на Инспекцию обязанность возвратить Предпринимателю из соответствующего бюджета 105 800 руб. 57 коп., в том числе 74 861 руб. излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год, 30 864 руб. 98 коп. излишне взысканных страховых взносов за 2017 год и 74 руб. 59 коп. излишне взысканных пеней по страховым взносам.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Удовлетворяя требования Предпринимателя, судебные инстанции правомерно руководствовались следующим.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, до 01.01.2017 регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
С 01.01.2017 данные правоотношения регулируются главой 34 Налогового кодекса Российской Федерации.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ Предприниматель отнесен к плательщикам страховых взносов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 430 НК РФ плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 данного Кодекса плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 НК РФ.
Пунктом 9 статьи 430 НК РФ предусмотрено, что в целях применения положений пункта 1 настоящей статьи доход учитывается для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 настоящего Кодекса (подпункт 3); для плательщиков, уплачивающих налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 настоящего Кодекса (подпункт 4); для плательщиков, применяющих более одного режима налогообложения, - облагаемые доходы от деятельности суммируются (подпункт 6).
Налогоплательщики, применяющие УСН (за исключением налогоплательщиков, предусмотренных пунктом 3 данной статьи), вправе по своему усмотрению выбрать объект налогообложения: доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов (статья 346.14 НК РФ).
Порядок учета доходов для определения объекта налогообложения установлен статьей 346.15 НК РФ.
Перечень расходов, на которые может быть уменьшен полученный налогоплательщиком доход при определении объекта налогообложения в связи с применением УСН содержится в статье 346.16 НК РФ.
Таким образом, налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы, исчисленные в соответствии со статьей 346.15 НК РФ, на предусмотренные статьей 346.16 НК РФ расходы.
Применительно к положениям пункта 1 статьи 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Согласно пункту 2 упомянутой статьи суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
Судами установлено, что в спорный период Предприниматель являлся плательщиком УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
При разрешении возникшего между сторонами спора судебные инстанции посчитали, что в целях определения размера подлежащих уплате Предпринимателем страховых взносов за 2017 год подлежала учету информация о его доходах за этот период, уменьшенных на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, отраженная в налоговых декларациях за 2017 год.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении N 27-П разъяснил, что взаимосвязанные положения пункта 1 части 8 статьи 14 Закона N 212-ФЗ и статьи 227 НК РФ в той мере, в какой на их основании решается вопрос о размере дохода, учитываемого для определения размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, уплачивающим НДФЛ и не производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования предполагают, что для данной цели доход индивидуального предпринимателя, уплачивающего НДФЛ и не производящего выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежит уменьшению на величину фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением дохода, в соответствии с установленными НК РФ правилами учета таких расходов для целей исчисления и уплаты НДФЛ.
Довод подателя жалобы о том, что к рассматриваемым правоотношениям не подлежат применению указанные разъяснения, рассмотрен судами обеих инстанций и правомерно ими отклонен, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, на что указано в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2017), утвержденного 12.07.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Так, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 304-КГ16-16937 по делу N А27-5253/2016 отражено, что изложенная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении N 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации, поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Аналогичное толкование правовых норм содержится в Определениях Верховного Суда Российской Федерации от 03.08.2017 N 304-ЭС17-1872 по делу N А27-24987/2015, от 22.11.2017 N 303-КГ-8359 по делу N А51-8964/2016.
При таких обстоятельствах, вывод судов о том, что размер страховых взносов за 2017 год, подлежащих уплате Предпринимателем, подлежит исчислению с учетом понесенных ею расходов следует признать верным.
Учитывая изложенное и установив, что Предприниматель представил в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за 2017 год, в которой отразил полученный доход в размере 16 511 048 руб. и понесенные расходы в размере 15 314 849 руб., суды согласились с чем, что страховые взносы в размере 1% от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., за 2017 год составляют 8 962 руб. ((16 511 048 руб. - 15 314 849 руб. - 300 000 руб.) x 1%) и признали, что страховые взносы от суммы дохода, превышающей 300 000 руб., уплаченные Предпринимателем за 2017 год помимо 8962 руб., находятся в соответствующем бюджете излишне.
Кроме того, судебные инстанции отметили, что ввиду полной и своевременной уплаты заявителем страховых взносов за данный расчетный период у Инспекции отсутствовали основания для направления заявителю требования от 17.09.2018 N 15809 об уплате 30 864 руб. 98 коп. страховых взносов за 2017 год и 74 руб. 59 коп. пеней.
Оснований не согласиться с данным выводом судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
В связи с тем, что страховые взносы за 2017 год в сумме 30 864 руб. 98 коп. и пени в сумме 74 руб. 59 коп. уплачены заявителем во исполнение неправомерного требования Инспекции от 17.09.2018 N 15809, суды обоснованно признали, что данные платежи подлежат возврату как излишне взысканные и удовлетворили требования Предпринимателя в части возложения на Инспекцию обязанности возвратить заявителю из соответствующего бюджета 105 800 руб. 57 коп., в том числе 74 861 руб. излишне уплаченных страховых взносов за 2017 год, 30 864 руб. 98 коп. излишне взысканных страховых взносов за 2017 год и 74 руб. 59 коп. излишне взысканных пеней по страховым взносам.
Доводы кассационной жалобы Инспекции повторяют ее позицию по делу, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального или процессуального права.
Доводы, повторно приведенные в кассационной жалобе были оценены судебными инстанциями и обоснованно ими отклонены.
Фактические обстоятельства дела установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены принятых по делу судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.09.2019 по делу N А05-16945/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу - без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.С. Васильева |
Судьи |
Е.С. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.