21 ноября 2019 г. |
Дело N А56-158820/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Н.В., судей Боголюбовой Е.В., Константинова П.Ю.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "РТЛ Авто" представителя Коковашиной А.Н. (доверенность от 17.01.2017), от государственного казенного учреждения служба весового контроля Республики Башкортостан - Галимовой Р.В. (доверенность от 13.06.2019),
рассмотрев 18.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТЛ Авто" на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А56-158820/2018,
установил:
Государственное казенное учреждение служба весового контроля Республики Башкортостан, адрес: 450071, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Клавдии Абрамовой, д. 5, ОГРН 1120280040286, ИНН 0276143260 (далее - Учреждение), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РТЛ Авто", адрес: 198035, Санкт-Петербург, Гапсальская ул., д. 1, корп. 2, лит. О, ОГРН 1077847181763, ИНН 7804358984 (далее - Общество), о взыскании 638 334 руб. в счет возмещения вреда, причиненного автомобильной дороге общего пользования при перевозке тяжеловесного груза.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2019 в удовлетворении искового заявления отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 решение суда первой инстанции от 25.03.2019 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворены: с Общества в пользу Учреждения взыскано 638 334 руб. платы в счет возмещения вреда, в доход федерального бюджета - 15 767 руб. государственной пошлины по иску.
В кассационной жалобе Общество ссылается на нарушение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, в связи с чем просит постановление от 16.07.2019 отменить, решение от 25.03.2019 оставить в силе.
По мнению подателя жалобы, размер ущерба основан на неверном и не подтвержденном документально расчете базового компенсационного индекса 2016 года.
В отзыве на кассационную жалобу Учреждение просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, а доводы кассационной жалобы - несостоятельными.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, приведенные в жалобе, а представитель Учреждения просила жалобу отклонить по доводам, изложенным в отзыве.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 02.04.2016 при осуществлении весового контроля на 65-м км автомобильной дороги "Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли" сотрудниками передвижного поста весового контроля (далее - ППВК) N 4 совместно с инспектором государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее - ГИБДД) было произведено взвешивание транспортного средства - седельного грузового тягача марки "VOLVO FM TRUCK", 4x2, регистрационный знак Н 642 РХ 190, с полуприцепом марки "ROLFO BLIZZARO", З.1, регистрационный знак ВТО19750, под управлением водителя Обломкова Игоря Викторовича.
В связи с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов в присутствии водителя Обломкова И.В. сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ППВК N 4 02.04.2016 был составлен акт N 150 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Согласно расчету Учреждения размер вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, составил 184 763 руб.
При осуществлении весового контроля на 67-м км автомобильной дороги "Уфа-Инзер-Белорецк" сотрудниками ППВК N 1 с. Архангельского совместно с инспектором ГИБДД 06.04.2016 было произведено взвешивание транспортного средства - тягача марки "VOLVO FM TRUCK", 4x2, регистрационный знак В 126 СМ 190, с полуприцепом марки "ROLFO BLIZZARO", З.1, регистрационный знак ВТО 17950, под управлением водителя Корнеенко Анатолия Алексеевича.
В связи с нарушением правил перевозки крупногабаритных (тяжеловесных) грузов в присутствии водителя Корнеенко А.А. сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками ППВК N 1 с. Архангельского 06.04.2016 были составлены акты N 5415, 7554 о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось.
Согласно расчетам Учреждения размер ущерба, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан, по акту от 06.04.2016 N 5415 составил 407 090 руб., по акту от 06.04.2016 N 7554 - 46 481 руб.
Факт принадлежности транспортных средств Обществу подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства на указанные тягачи и полуприцепы.
Учреждением в адрес Общества была направлена претензия от 17.09.2018 N 8952 с уведомлением о необходимости до 20.10.2018 уплатить 638 344 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза.
Неисполнение Обществом в добровольном порядке обязательств по возмещению причиненного ущерба послужило основанием для обращения Учреждения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что при расчете размера вреда Учреждением был применен неверный базовый компенсационный индекс.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил исковое заявление.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 в соответствии с пунктом 8 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно которым вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств (пункт 2); размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимых массы и осевых нагрузок транспортного средства, размера вреда, протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства, базового компенсационного индекса текущего года (пункт 5).
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 на основании пункта 2 части 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ определен размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 утверждены Правила перевозки грузов автомобильным транспортом, в которых установлены в том числе предельно допустимые масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства.
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р в соответствии с Порядком в период с 01.04.2016 по 30.04.2016 было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси согласно приложениям 1-3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В ходе проверки выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортных средств, а также отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза, предусмотренного пунктом 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ.
Данные весового контроля, факт превышения допустимых весовых параметров принадлежащих ответчику транспортных средств последним не оспариваются.
Удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о доказанности оснований для взыскания суммы ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования.
Представленный истцом в материалы дела расчет суммы ущерба проверен судом апелляционной инстанции с учетом данного истцом пояснения о примененном базовом компенсационном индексе и признан правильным.
Несогласие подателя жалобы с установленными по делу обстоятельствами и произведенной судом апелляционной инстанции оценкой доказательств не свидетельствует о неправильном применении норм материального и процессуального права и не может быть положено в обоснование отмены обжалуемого судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает, что фактические обстоятельства установлены судами в результате полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств в их совокупности и взаимосвязи, нормы материального права применены апелляционной инстанцией правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем оснований для отмены постановления апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2019 по делу N А56-158820/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РТЛ Авто" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Васильева |
Судьи |
Н.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.