г. Санкт-Петербург |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А56-158820/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 июля 2019 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Будылевой М.В.
судей Горбачевой О.В., Загараевой Л.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
И.И. Царевым
при участии:
от истца (заявителя): Милонова Е.В. по доверенности от 13.06.2019
от ответчика (должника): Коковашина О.Н. по доверенности от 17.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12670/2019) Государственного казенного учреждения Служба Весового Контроля Республики Башкортостан на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2019 по делу N А56-158820/2018 (судья М.В. Сундеева), принятое
по иску Государственного казенного учреждения Служба Весового Контроля Республики Башкортостан
к обществу с ограниченной ответственностью "РТЛ АВТО"
о взыскании
установил:
Государственное Казенное Учреждение Служба Весового Контроля Республики Башкортостан (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "РТЛ АВТО" о взыскании 638.334 руб. в счет возмещения вреда причиненного автомобильной дороге общего пользования пи перевозке тяжеловесного груза.
Решением арбитражного суда от 25.03.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Истец просит отменить решение суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, требования удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Ответчика доводы Истца отклонил.
В судебном заседании представители истца поддержал доводы апелляционной жалобы, а представители ответчика, считая их несостоятельными, просил оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании представители истца ходатайствовали о приобщении дополнительных документов к материалам дела об изменении наименования истца на Государственное казенное учреждение Республики Башкортостан "Центр организации дорожного движения" (ГКУ РБ ЦОДД).
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке в пределах доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, 02.04.2016 пунктом весового контроля ППВК N 4, расположенном на 65 км автодороги Буздяк-Чекмагуш-Дюртюли, произведен весовой контроль транспортного средства - тягача марки ВОЛБВО FM TRUCK 4x2, регистрационный знак Н642РХ190 и прицепа к нему марки Ролфо Близард З.1., регистрационный знак ВТО 197 50, под управлением водителя Обломкова И.В. (водительское удостоверение 63 ВТ 085086).
По результатам взвешивания специалистом пункта весового контроля составлен акт N 150 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 02.04.2016.
Согласно расчету Истца размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан по акту N 150 от 02.04.2016 составил 184 763 рубля.
06.04.2016 пунктом весового контроля СПВК N 1 с. Архангельское, расположенном на 67 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк, произведен весовой контроль транспортного средства - тягача марки ВОЛЬВО FM TRUCK 4x2, регистрационный знак В126СМ190 и прицепа к нему марки Ролфо Близард З.1., регистрационный знак ВТ0179 50, под управлением водителя Корнеенко А.А. (водительское удостоверение 74 10 957571).
По результатам взвешивания специалистом пункта весового контроля был составлен акт N 5415 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 06.04.2016.
Акт составлен в присутствии водителя, который с данными весового контроля не согласился, указав свои возражения в акте.
Согласно расчету Истца размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан по акту N 5415 от 06.04.2016 составил 407.090 руб.
06.04.2016 пунктом весового контроля СПВК N 4 с. Архангельское, расположенном на 67 км автодороги Уфа-Инзер-Белорецк, произведен весовой контроль транспортного средства - тягача марки ВОЛЬВО FM TRUCK 4x2, регистрационный знак В126СМ190 и прицепа к нему марки Ролфо Близард З.1., регистрационный знак ВТО 179 50, под управлением водителя Корнеенко А.А. (водительское удостоверение 74 10 957571).
По результатам взвешивания специалистом пункта весового контроля был составлен акт N 7554 о превышении транспортным средством установленных ограничений по нагрузке на ось от 06.04.2016.
Согласно расчету истца размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан по акту N 7554 от 06.04.2016 составил 46 481 рубль.
Направленная в адрес ответчика претензия с требованием о возмещен вред, осталась без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из следующего, что расчеты базового компенсационного индекса, используемого при определении размера вреда применительно к каждому участку автомобильной дороги, по которой проходит маршрут транспортного средства с применением одной и той же формулы, но с различными итоговыми значениями, не основаны на законе и, вследствие этого, не могут обеспечивать одинаковый подход к определению размера вреда применительно к конкретному владельцу транспортного средства
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно статье 1082 ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).
В части 1 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В соответствии с частями 1, 2.1 статьи 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22.02.2012 N 50 "О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения" утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республик, Башкортостан регионального или межмуниципального, местного значения (далее - Порядок).
В соответствии с пунктами 1.2- 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильных дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 N 1321-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 30 апреля 2016 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1, 2 и 3 к указанному распоряжению.
При превышении указанных показателей проезд транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования Российской Федерации причиняет вред автомобильным дорогам.
В соответствии с частью 1 статьи 31 Закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющею перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Для получения вышеуказанного специального разрешения требуется согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов.
В соответствии с частью 8 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
В силу пункта 2 Правил N 934 вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. В отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил N 934, пункт 2 части 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ).
Соблюдение владельцами транспортных средств весовых параметров транспортных средств (допустимых нормативно или декларируемых при получении специального разрешения) при осуществлении перевозок тяжеловесных грузов осуществляется в ходе весового контроля.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона N 257-ФЗ порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового габаритного контроля, и порядок установления постоянного маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 апреля 2011 года N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" утвержден Порядок осуществления весового и габаритного контроля, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля (далее - Порядок весового контроля).
В соответствии с пунктом 2.2.2 Порядка весового контроля на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения весовой контроль осуществляется Госавтоинспекцией в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.
При этом согласно пункту 2.2.2.1.2 взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог. Владельцем автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения на праве оперативного управления в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 февраля 2013 года N 166-р является Государственное казенное учреждение Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан.
В соответствии с Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и/или опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан, заключенному между Государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (далее - ГКУ УДХ РБ) и Государственным казенным учреждением Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству 27 ноября 2012, ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан приняла на себя обязанности по осуществлению полномочий ГКУ УДХ РБ как владельца автомобильных дорог общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02 февраля 2012 года N 28 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения".
Согласно подпункту "а" пункта 1.1 указанного соглашения ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан принимает предусмотренные пунктом 2.2.2.1.2 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения.
Юридическим фактом взвешивания является составление акта по результатам взвешивания транспортного средства в соответствии с подпунктом 2.1.1.1.3 Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств. Согласно части 9 статьи 31 Закона N 257-ФЗ размер вреда, причиняемого транспортными средствами. осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В Республике Башкортостан размер вреда определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
Данным постановлением утверждается размер вреда при превышении значения предельно допустимой массы транспортного средства, а также размер вреда при превышении значений предельно допустимых осевых нагрузок на каждую ось транспортного средства.
Размер вреда в сумме 638.334 руб. был определен на основании постановления Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 N 59 "Об определении размера вреда, причиняемого транспортными средствами осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (ТГ), при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения".
В обоснование своих требований Учреждение представило Акты N 150 от 02.04.2016, N 5415 от 06.04.2016, N 7554 от 06.04.2016, которыми подтверждается факт превышения транспортным средством ответчика установленных ограничений по осевым нагрузкам при проезде по автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно приложениям 1, 2 и 3 к Распоряжению Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2015 г. N 1321-р, предельно допустимая нагрузка зависит от типа тележки (одиночная ось, двухосная тележка, трехосная тележка). Учреждением зафиксировано, что транспортное средство ответчика имеет 4 оси: 1 ось - одиночная, 2 ось - одиночная, 3, 4 оси - представляет собой двухосную тележку.
Кроме того, Истцом в качестве подтверждения примененного базового компенсационного индекса представлены пояснения.
Для определения базового компенсационного индекса на 2012 году. использовался прогноз социально - экономического развития РФ на 2012 год и плановый период 2013-2014 годов (письмо Минэкономразвития России от 23.09.2011 N 20713-АК/ДОЗ). Размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. Согласно данному прогнозу инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), дефлятор составил на: 2009 г.=107,7%; 2010 г.=108,2%; 2011 г.=108,2%; 2012 г.=107,5%;
Также Тпг на: 2009 г. равно 107,7 умножить 1/100 = 1,077 Тпг, 2010 г. равно 108,2 умножить 1,077/100 равно 1,1653Тпг; 2011 г. равно 108,2 умножить 1,1653/100 равно 1,2609 Тпг, 2012 г равно 107,5 умножить 1,2609/100 равно 1,3555 Тпг.
Для определения базового компенсационного индекса на 2013 г. использовался прогноз социально - экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов. Размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. Согласно данному прогнозу инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), дефлятор составил на: 2013 г. равно 107,2%
При таких обстоятельствах, базовый компенсационный индекс 2013 г. Равно 107,2 умножить 1,3555/100 равно 1,4531Ттг.
Для определения базового компенсационного индекса на 2014 г. использовался прогноз социально - экономического развития РФ на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов. Размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации. Согласно данному прогнозу инвестиции в основной капитал (капитальные вложения), дефлятор составил на: 2014 г. равно 105,1%
При таких обстоятельствах, базовый компенсационный индекс 2014г.равен 105,1умножить 1,4531/100 равно 1,52721Ттг.
Базовый компенсационный индекс 2015 г. высчитывался на основании базового компенсационного индекса 2014 г. и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2009 г. N 934 и прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год от 16.02.2015 г.
Расчет индекса Ттг на 2015 год производился по следующей схеме: берется индекс Ттг предыдущего года (он равен 1,52721) и умножается на индекс-дефлятор, указанный в прогнозе социально - экономического развития, итого получается 1,52721умножить 1,089 равен 1,66313Ттг.
Данный факт подтверждается копией прогноза социально-экономического развития РФ, а также судебной практикой Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 2012 г. N ВАС-10547/12, Решение Верховного Суда РФ от 15 декабря 2014 г. N АКПИ14-1201, Определением Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 12 марта 2015 г. N АПЛ15-54.
Для определения базового компенсационного индекса на 2016 г. использовался прогноз социально - экономического развития РФ на 2016 год и плановый период 2017-2018 годов. Размещенного на официальном сайте Министерства экономического развития Российской Федерации.
Расчет индекса Ттг на 2016 год производился по следующей схеме: берется индекс Ттг предыдущего года (он равен 1,66313) и умножается на индекс-дефлятор, указанный в прогнозе социально-экономического развития, итого получается 1,66313 умножить 1,07 равен 1,7795 Ттг.
При таких обстоятельствах, базовый компенсационный индекс равен 1,7795 Ттг.
Таким образом, расчеты, произведенные ответчиком, являются необоснованными, в то время как истец представил в материалы дела доказательства применения базового компенсационного индекса.
Примененный истцом индекс не является безосновательным, так как высчитан исходя из данных, полученных из Прогноза социально-экономического развития РФ на 2016-2018 г.
В силу статей 67, 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению и с позиций их относимости, допустимости, достоверности, достаточности и взаимной связи в совокупности.
Оценив представленные в деле доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что истец доказал как факт причинения ответчиком заявленного вреда, так и размер ущерба. Правовых оснований для отказа в иске у суда не имеется. При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.03.2019 по делу N А56-158820/2018 отменить.
Взыскать с ООО "РТЛ АВТО" в пользу Государственного казенного учреждения Служба Весового контроля Республики Башкортостан 638 334 руб. платы в счет возмещения вреда.
Взыскать с ООО "РТЛ АВТО" в доход федерального бюджета государственную пошлину по иску в сумме 15 767 руб.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
М.В. Будылева |
Судьи |
О.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-158820/2018
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СЛУЖБА ВЕСОВОГО КОНТРОЛЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Ответчик: ООО "РТЛ АВТО"