28 ноября 2019 г. |
Дело N А52-3516/2015 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,
при участии от акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" Дуксина П.А. (доверенность от 26.12.2018 N 104/Ю), от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Леоновой Е.В. (доверенность от 03.12.2018),
рассмотрев 28.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" на решение Арбитражного суда Псковской области от 14.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А52-3516/2015,
установил:
Открытое акционерное общество (после смены наименования акционерное общество) "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания", адрес: 170002, г. Тверь, ул. Коминтерна, д. 18, ОГРН 1096952014390, ИНН 6950104591 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Псковской области с иском к Псковской области в лице Государственного финансового управления Псковской области (после реорганизации Комитет по финансам Псковской области), адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1026000969103, ИНН 6027025892 (далее - Комитет по финансам), и Государственного комитета Псковской области по транспорту (после реорганизации Комитет по транспорту и дорожному хозяйству Псковской области), адрес: 180000, г. Псков, ул. Карла Маркса, д. 5, ОГРН 1056000308825, ИНН 6027087514 (далее - Комитет по транспорту), о взыскании 37 592 949 руб. 93 коп. убытков, возникших в результате государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области в течение 2012 года (с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Определением от 21.01.2016 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве ответчика Государственный комитет Псковской области по транспорту и связи, адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1096027012399, ИНН 6027122173.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, также привлечены администрация Псковской области, адрес: 180000, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1026000967838, ИНН 6027022330 (далее - Администрация), открытое акционерное общество (далее - ОАО) "Российские железные дороги", адрес: 107174, Москва, ул. Новая Басманная, д. 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, Государственный комитет Псковской области по тарифам и энергетике (после реорганизации Комитет по тарифам и энергетике Псковской области), адрес: 180001, г. Псков, ул. Некрасова, д. 23, ОГРН 1056000309276, ИНН 6027087592 (далее - Комитет по тарифам и энергетике).
Решением суда первой инстанции от 14.05.2019 в удовлетворении иска отказано.
Дополнительным решением от 06.06.2019 с Общества в доход федерального бюджета взыскано 4161 руб. государственной пошлины; производство по делу в отношении Псковской области в лице Государственного комитета Псковской области по транспорту и связи прекращено.
Постановлением апелляционного суда от 28.08.2019 решение от 14.05.2019 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить решение 14.05.2019 и постановление от 28.08.2019 и принять по данному делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Как указывает податель жалобы, возмещение из областного бюджета убытков истца путем предоставления субсидии в размере 537 687 руб. не лишает перевозчика права на обращение в суд с требованием о взыскании убытков ввиду установления тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении ниже экономически обоснованного уровня. При этом Общество настаивает на то, что статья 20 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) предусматривает обязанность по компенсации субъекту естественных монополий в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, убытков, возникших в связи установлением экономически необоснованных тарифов. Истец считает, что размер убытков, возникших в 2012 году в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, подтвержден результатами проведенных судебных экспертиз.
В отзывах на кассационную жалобу Комитеты по финансам и транспорту, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просят оставить их без изменения.
ОАО "Российские железные дороги" в своем отзыве выражает согласие с доводами кассационной жалобы Общества.
В судебном заседании представители Общества и ОАО "Российские железные дороги" поддержали доводы кассационной жалобы.
Комитет по финансам, Комитет по и транспорту, Администрация, Комитет по тарифам и энергетике надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как видно из материалов дела, в 2012 году Общество осуществляло организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области в соответствии с договором от 06.02.2012 N 13, заключенным с Государственным комитетом Псковской области по транспорту и связи (заказчик). По условиям договора заказчик поручил выполнение комплекса работ по организации транспортного обслуживания пассажиров железнодорожным транспортом пригородного сообщения по тарифам, установленным Администрацией; Общество обязалось обеспечить перевозку пассажиров в пригородных поездах по маршрутам, указанным в приложении N 1 к договору, включая перевозки отдельных категорий граждан с предоставлением льгот и преимуществ по провозной плате в соответствии с законодательством Псковской области.
Также между Обществом и заказчиком подписано дополнительное соглашение от 27.11.2012 N 1/152 к договору от 06.02.2012 N 13. В данном соглашении предусмотрено, что заказчик предоставляет Обществу из бюджета Псковской области субсидию на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования Администрацией тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области, в размере 537 687 руб.
Исходя из приложения N 1 к дополнительному соглашению, убытки определяются как разность между фактическими доходами Общества, полученными в результате применения регулируемых тарифов и фактическими затратами Общества, сложившимися в результате перевозочной деятельности на территории Псковской области. Фактические затраты Общества определяются на основании его отчетных данных, распределенных в соответствии Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службой по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1 (далее - Методика N 235-т/1). Фактические доходы Общества, полученные в результате применения регулируемых тарифов, определяются как сумма провозных платежей, начисленных по оформленным проездным документам в пригородном сообщении (включая абонементные) на территории Псковской области. При этом учитываются все проездные документы, оформленные для проезда граждан.
По платежному поручению от 03.12.2012 N 754 Обществу перечислена субсидия в сумме 537 687 руб.
Постановлением Администрации от 11.07.2012 N 359 установлены предельные тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые Обществом на территории Псковской области: тариф в размере 16,50 руб. за одну поездку за первые 10 км вне зависимости от дальности поездки, а также тариф за каждый последующий километр после 10 - 1,65 руб.
До вступления в законную силу названного постановления транспортное обслуживание пассажиров железнодорожного транспорта в пригородном сообщении на участке маршрута на территории Псковской области осуществлялось Обществом по тарифам, установленным постановлениями Администрации от 25.03.2011 N 105, от 30.12.2011 N 550 "Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по территории Псковской области".
Согласно указанным постановлениям введены в действие предельные тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществляемые ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания". С 11.04.2011 действовал тариф в размере 15 руб. за одну поездку за первые 10 км вне зависимости от дальности поездки и тариф за каждый последующий километр после 10 в размере 1,5 руб.; впоследствии тариф на проезд был установлен в размере 16,50 руб. за одну поездку за первые 10 км вне зависимости от дальности поездки, тариф за каждый последующий километр после 10 в размере 1,65 руб.
В связи с применением в 2012 году вышеуказанных тарифов, по мнению Общества, им понесены убытки в размере 34 567 799 руб. 63 коп., поэтому в адрес Комитета по транспорту направлена претензия от 10.09.2015 N 3645 о возмещении указанной суммы убытков. Расчет убытков произведен Обществом на основании пояснительных записок по доходам и расходам перевозчика за 2012 год и аудиторского заключения за 2012 финансовый год. Как заявило Общество, убытки возникли в результате перевозки по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного тарифа, и определены как разница между суммой фактических расходов, связанных с организацией транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области, и суммой доходов перевозчика, полученных от данного вида деятельности, за вычетом полученной из областного бюджета субсидии.
Претензия Общества оставлена без удовлетворения.
Ссылаясь на положения статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" (далее - Закон N 17-ФЗ), постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)", Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском. С учетом результатов проведенной дополнительной судебной экспертизы (заключение от 12.02.2017 N 15436/16/77001/022018/А52-3516/15) Общество уточнило заявленные требования и просило взыскать 37 592 949 руб. 93 коп. убытков.
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности противоправного характера действий (бездействия) ответчиков и причинной связи между указанными действиями (бездействием) и заявленными к взысканию убытками. При этом судами учтено, что сумма, подлежащая возмещению из бюджета Псковской области, выплачена в соответствии с условиями дополнительного соглашения от 27.11.2012 N 1/152 к договору от 06.02.2012 N 13 на основании документов истца, подтверждающих фактически оказанные услуги по осуществлению перевозок пассажиров железнодорожным транспортом, в качестве компенсации потерь в доходах от государственного регулирования тарифов за 2012 год. Более того, как указали суды, нормативно-правовые акты по вопросам регулирования тарифов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении не предусматривают возмещение в процессе осуществления регулируемой деятельности (путем применения тарифа и выплаты субсидий из бюджета) всех фактически понесенных перевозчиком в процессе осуществления хозяйственной деятельности затрат.
Кассационная инстанция, рассмотрев материалы и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
На основании пункта 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона N 17-ФЗ потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации от 19.01.2011 N 6 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области. Согласно пункту 4 названного Положения предоставление субсидий осуществляется на основании договора, заключаемого уполномоченным органом и организацией железнодорожного транспорта в пределах средств, предусмотренных на соответствующие цели в областном бюджете.
В рассматриваемом случае судами установлено и материалами дела подтверждается, что Комитетом по транспорту и Обществом было заключено дополнительное соглашение от 27.11.2012 N 1/152 к договору от 06.02.2012 N 13; во исполнение обязательств по этому соглашению Обществу выплачена субсидия в качестве возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования Администрацией тарифов на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Псковской области, в размере 537 687 руб.
В настоящем деле Общество заявило о наличии у него убытков, возникших в результате перевозки по тарифам, установленным ниже экономически обоснованного тарифа с учетом всех необходимых затрат на перевозку при осуществлении пригородных перевозок по территории Псковской области за вычетом полученной из бюджета субсидии.
В соответствии со статьей 4 Закона N 17-ФЗ в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование в целях обеспечения баланса интересов государства, пользователей услугами железнодорожного транспорта и организаций транспорта. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта осуществляется, в том числе, в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 6 Закона N 147-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950 утверждено Положение об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля.
Согласно пунктам 1, 3, 4 и 6 названного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении посредством установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
Кроме того, постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 утверждено Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее - Положение N 643), во исполнение которого Федеральной службой по тарифам разработана Методика N 235-т/1.
Основным методом государственного регулирования тарифов на пассажирские железнодорожные перевозки является метод экономически обоснованных затрат. Вместе с тем органы регулирования могут применять и иные методы ценового регулирования. В частности, в целях обеспечения доступности услуг железнодорожного транспорта для населения при установлении тарифов при необходимости определяются меры по компенсации потерь в доходах субъекта регулирования в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 13 Положения N 643).
Таким образом, Положение N 643 допускает отступление от метода экономически обоснованных затрат для обеспечения доступности транспортных услуг. Подобное отступление влечет за собой установление тарифа на уровне ниже экономически обоснованного. В таком случае на публично-правовом образовании, уполномоченным органом которого принято соответствующее тарифное решение, лежит обязанность по возмещению перевозчику соответствующих убытков, если публично-правовым образованием не были приняты меры, направленные на компенсацию потерь иным способом.
Как установлено судами, тарифы, введенные в действие постановлением Администрации от 11.07.2012 N 359, были установлены для Общества впервые, ранее истец не предпринимал действий для установления в 2012 году тарифа на осуществление пригородных железнодорожных перевозок по территории Псковской области с применением методики, учитывающей экономически обоснованные затраты Общества. До принятия постановления Администрации от 11.07.2012 N 359 Общество применяло тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, который были установлены на основании документов, представленных ОАО "Северо-Западная пригородная пассажирская компания". О наличии доказательств того, что указанные тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, были установлены ниже экономически обоснованных, Общество в ходе судебного разбирательства не заявляло.
Таким образом, истцом доказательств экономической необоснованности тарифов, утвержденных в установленном порядке, вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
Разрешая спор, суды приняли во внимание, что Общество при осуществлении перевозочной деятельности не оспаривало экономическую обоснованность применяемых тарифов, а также размер предусмотренной дополнительным соглашением от 27.11.2012 N 1/152 к договору от 06.02.2012 N 13 субсидии на компенсацию выпадающих доходов от осуществляемой им деятельности, не обращалось с требованием о внесении изменений в соответствующий пункт дополнительного соглашения с целью увеличения размера компенсации.
Поскольку доказательств экономической необоснованности тарифов, утвержденных в установленном порядке, вопреки части 1 статьи 65 АПК РФ истец не представил, суды обоснованно констатировали, что заявленные в рамках настоящего спора затраты Общества являются исключительно результатом его финансово-хозяйственной деятельности.
Аргументы подателя жалобы о том, что размер убытков, возникших в 2012 году в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров, подтвержден результатами дополнительной судебной экспертизы, не принимаются судом кассационной инстанции.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суды посчитали, что доказательства, на основании которых Общество настаивает на исковых требованиях, не свидетельствует о возникновении на стороне истца экономически обоснованных имущественных потерь вследствие тарифного регулирования.
Результаты проведенных по делу экспертиз судами приняты во внимание и надлежащим образом оценены в совокупности с иными имеющимися в деле доказательствами.
При таких обстоятельствах вывод судов о недоказанности иска по праву и отсутствии в деле совокупности условий, необходимых для привлечения ответчиков к гражданско-правовой ответственности в виде возмещения убытков, суд кассационной инстанции считает правильным.
Доводы Общества, изложенные в кассационной жалобе, выводы судов не опровергают и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку не подтверждают нарушение судами норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, сводятся к оценке доказательств и установлению иных фактических обстоятельств дела.
При таких обстоятельствах правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобе не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 14.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.08.2019 по делу N А52-3516/2015 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества "Московско-Тверская пригородная пассажирская компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Ю.А. Родин |
Судьи |
Ю.А. Родин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.