28 ноября 2019 г. |
Дело N А66-4820/2019 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Журавлевой О.Р., судей Корабухиной Л.И., Родина Ю.А.,
при участии от Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В. (доверенность от 14.08.2019),
рассмотрев 27.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А66-4820/2019,
установил:
Министерство лесного хозяйства Тверской области, ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540, адрес: 170042, город Тверь, улица Горького дом 97, кабинет 201, (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эколеспром", ОГРН 1116952000131, ИНН 6950127870, адрес: 170001, город Тверь, переулок Пески 4-й, дом 10, помещение XXIII, комната 2, (далее - Общество) о взыскании недополученного дохода в федеральный бюджет (задолженность по арендной плате) по договору аренды лесного участка от 22.06.2011 N 82:
- за 2016 год в сумме 310 429 руб. 99 коп. (Триста десять тысяч четыреста двадцать девять рублей 00 копеек);
- за 2017 год в сумме 153 544 руб. 53 коп. (Сто пятьдесят три тысячи пятьсот сорок четыре рубля 53 копейки), а также внесении изменений в договор аренды лесного участка от 22.06.2011 N 82 путем изложения его в следующей редакции:
Раздел 2. Договора изложить в следующей редакции:
II. Арендная плата
2.1. Арендная плата по настоящему Договору составляет 2 861 199,38 рублей в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приводится в приложении N 4 к настоящему Договору.
2.2. Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
2.3. Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации настоящего Договора.
Начисление арендной платы осуществляется со дня подписания настоящего Договора.
2.4. Арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 5 к настоящему Договору.
Первый платеж должен быть осуществлен в течение 30 дней, с даты подписания акта приема-передачи лесного участка.
В первый и последний год действия настоящего Договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
До наступления очередного срока платежа Арендатор имеет право внести сумму, превышающую платеж, установленный приложением N 5 к настоящему Договору. В случае отсутствия задолженности разница между указанными платежами зачисляется Арендодателем в счет будущих платежей Арендатора.
Решением суда первой инстанции от 30.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 15.08.2019, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального и процессуального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельства дела, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, договор содержит условие, позволяющее изменять размер арендной платы в зависимости от декларируемого объема древесины, что противоречит положениям статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ).
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы жалобы.
Общество извещено надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, однако его представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, между Департаментом лесного комплекса Тверской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом (арендатор) 22.06.2011 заключен договор аренды лесного участка N 82.
В соответствии с 1.2 договора предметом аренды является лесной участок, в составе земель лесного фонда, площадью 19911,7 га, имеющий местоположение: Тверская область, Рамешковский район, Бежецкое лесничество Тверской области, Кушалинское участковое лесничество (по материалам лесоустройства Кушалинское лесничество) квартала 5, 9-29, 57-82, 85-106, в пределах кадастрового номера 69:00:00 00 00:0087 площадью 9038,0 га;
Северное Кушалинское участковое лесничество:
леса, ранее находившиеся во владении ОПК "Перелом" квартала 1-51 в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-441 площадью 5856 га;
леса, ранее находившиеся во владении ОКП "Ильич", 1-29 в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-443 площадью 4249 га;
леса, ранее находившиеся во владении ОКП "Путь Вперед" квартала 13-15, в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-444 площадью 203 га;
леса, ранее находившиеся во владении ОКП "им. Калинина" квартала 13 (кроме выд. 15-18, 30, 31, 34), квартала 14-16, в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-437 площадью 565,7 га.
Лесной участок предоставлен для использования в целях заготовки древесины, передан арендатору по акту приема-передачи, который является обязательным приложением к договору аренды лесного участка.
В пункте 1.5 Договора определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке: по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений - 2,2 тыс. куб. м; по выборочным рубкам спелых и перестойных насаждений - 6,9 тыс. куб. м, по рубкам поврежденных и погибших насаждений - 2,2 тыс. куб. м (Приложение N 3 к Договору).
Также, в указанном пункте отражено, что в случае изменения в установленном порядке ежегодного разрешенного объема заготовки на арендуемом участке, производится перерасчет объема заготовки древесины с момента изменения расчетной лесосеки.
Согласно пункту 2.1 договора годовая арендная плата на момент подписания договора составляет 1 562 840 руб.
Арендная плата устанавливается ежегодно на весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке, установленный приложением 3 к договору.
Ежегодно (под конец календарного года) производится инвентаризация расчетов по внесенным арендным платежам. Основанием для инвентаризации расчетов является поданная арендатором лесная декларация на весь ежегодный разрешенный объем использования. Допускается фактическое отклонение суммарного объема заготовки по поданным лесным декларациям от ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, возникающее в результате отвода и таксации лесосек (при ежегодном разрешенном объеме использования до 10,0 тыс. куб.м не более 5% от общего объема, более 10,0 тыс. куб.м не более 500 тыс. куб.м).
К лесной декларации должны быть приложены материалы отвода и материально-денежные оценки по всем заявленным в декларации лесосекам.
В случае если арендатор подал лесную декларацию не на весь ежегодный разрешенный объем заготовки древесины, то арендная плата складывается из суммы платежей, установленных за продекларированный объем заготовки, исходя из материально-денежной оценки лесосек, включенных в декларацию и платежей за оставшийся незадекларированный объем древесины до ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, которые устанавливаются исходя из сложившейся средней цены за кубометр древесины (с учетом цены за хвойную и лиственную древесину) по декларации (ям) текущего года.
Если, после инвентаризации внесенных платежей по арендной плате, фактическая сумма внесенных платежей будет отличаться от ранее рассчитанной арендной платы, арендатор либо производит доплату арендной платы в срок до 15 февраля следующего года, либо ему засчитывается переплаченная сумма в счет будущих платежей.
Размер арендной платы может изменяться в случае изменения ежегодного разрешенного объема использования лесов. В этом случае вносятся изменения в приложение 4 к договору.
В соответствии с пунктом 2.2 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 ЛК РФ.
Федеральным агентством лесного хозяйства проведена проверка, по результатам которой выявлено, что по договорам аренды лесных участков, заключенных для заготовки древесины, имеется неполученный доход федерального бюджета по арендной плате (измененной дополнительными соглашениями и поступившей в федеральный бюджет), в частности:
- за 2016 в сумме 310429 руб.,
- за 2017 в сумме 153 544,53 руб.
Предписанием N 36/2018 от 02.11.2018 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Тверской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности" указано на необходимость обеспечения устранения нарушений, допущенных при заключении договоров аренды лесных участков для заготовки древесины.
На основании вышеизложенного в адрес Общества направлена претензия N 1206/04-04 от 01.03.2019 о начислении недополученного дохода в федеральный бюджет.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды обеих инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, посчитав, что в рассматриваемом случае отсутствуют основания для внесения изменений в договор.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами обеих инстанций норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции до 01.10.2015) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
Частью 2.1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции до 01.10.2015) было предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
При этом Законом N 206-ФЗ в ЛК РФ введена статья 74.1, согласно части 2 которой (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Таким образом, из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Предлагаемые Комитетом изменения в договор аренды лесного участка не входят в перечень случаев, при наличии которых договор аренды может быть изменен.
В кассационной жалобе Министерство ссылается на несоответствие условий договора нормам ЛК РФ.
По условиям пункта 2.1 договора аренды ежегодно (на конец календарного года) производится инвентаризация расчетов по внесенным арендным платежам. Основанием для инвентаризации расчетов является поданная арендатором лесная декларация на весь ежегодный разрешенный объем использования лесов. Допускается фактическое отклонение суммарного объема заготовки по поданным лесным декларациям от ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, возникающее в результате отвода и таксации лесосек (при ежегодном разрешенном объеме использования до 10,0 тыс. куб. м не более 5% от общего объема, более 10,0 кбм. не более 500 кбм.).
Стороны согласовали, что арендная плата складывается из суммы платежей, установленных на продекларированный объем заготовки, исходя из материально-денежной оценки лесосек, включенных в декларацию и платежей за оставшийся незадекларированный объем древесины из ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, которые устанавливаются исходя из сложившейся средней цены за кубометр древесины (с учетом цены за хвойную и лиственную древесину) по декларации (декларациям) текущего года. Приведенное условие Министерством не оспаривается.
На основании указанных положений договора в период действия договора аренды была произведена материально-денежная оценка лесосек и инвентаризация расчетов по внесенным арендным платежам, составлены акты инвентаризации расчетов платежей за использование лесов в соответствующие периоды.
Составление акта инвентаризации расчетов платежей за использование лесов является исполнением одного из условий договора.
Расчеты по арендной плате произведены ответчиком за весь разрешенный объем древесины в полном соответствии с материально-денежными оценками лесосек, произведенными сторонами исходя из качества лесосек и видового состава древесины, и лесными декларациями, как это и предусмотрено договором.
Судами обеих инстанций установлено, что уплаченный ответчиком в спорный период размер арендной платы определен с учетом ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Данное обстоятельство усматривается из двухсторонних актов инвентаризации расчетов по договору, и подателем жалобы не оспаривается.
Суммарный объем оплаченной древесины соответствует объему ежегодной расчетной лесосеки за спорный период с учетом условий договора, что отражено в актах инвентаризации и также не оспаривается Министерством.
Арендная плата была внесена ответчиком за весь разрешенный объем расчетной лесосеки, ее размер определен как произведение этого объема на установленный по результатам аукциона коэффициент. Материально-денежные оценки лесосек за спорный период не затрагивали объем расчетной лесосеки, учитывая лишь качественный состав древесины (вид, порода, толщина и пр.).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 9, 64, 65, 67 и 71 АПК РФ, суды обеих инстанций пришли к выводу, что обязательства по внесению арендной платы за спорный период прекращены Обществом надлежащим исполнением в соответствии с условиями договора.
При таких обстоятельствах и принимая во внимание, что истец не доказал наличие оснований для внесения изменений в условия договора аренды лесного участка, суды обеих инстанций правомерно указали на отсутствие оснований для удовлетворения исковых требований.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, в связи с чем у кассационной инстанции отсутствуют основания для иной оценки. Несогласие подателя жалобы с произведенной судами оценкой фактических обстоятельств дела не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и процессуального права.
На основании изложенного суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Таким образом, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.08.2019 по делу N А66-4820/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Тверской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Р. Журавлева |
Судьи |
О.Р. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.