г. Вологда |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А66-4820/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 15 августа 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Шадриной А.Н., судей Зориной Ю.В. и Ралько О.Б.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.
при участии от Министерства лесного хозяйства Тверской области Сокол Н.В. по доверенности от 14.08.2019, от общества с ограниченной ответственностью "Эколеспром" Швеца Н.В. по доверенности от 22.07.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2019 года по делу N А66-4820/2019,
установил:
Министерство лесного хозяйства Тверской области (ОГРН 1106952010868, ИНН 6950116540; адрес: 170042, город Тверь, улица Горького дом 97, кабинет 201, далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Эколеспром" (ОГРН 1116952000131, ИНН 6950127870; адрес: 170001, город Тверь, переулок Пески 4-й, дом 10, помещение XXIII, комната 2, далее - Общество) о взыскании недополученного дохода в федеральный бюджет (задолженность по арендной плате) по договору аренды лесного участка от 22.06.2011 N 82:
- за 2016 год в сумме 310 429 руб. 99 коп. (Триста десять тысяч четыреста двадцать девять рублей 00 копеек);
- за 2017 год в сумме 153 544 руб. 53 коп. (Сто пятьдесят три тысячи пятьсот сорок четыре рубля 53 копейки), а также внесении изменений в договор аренды лесного участка от 22ю06.2011 N 82 путем изложения его в следующей редакции:
Раздел 2. Договора изложить в следующей редакции:
II. Арендная плата
2.1. Арендная плата по настоящему Договору составляет 2 861 199,38 рублей в год.
Арендная плата определяется в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации на основе минимального размера арендной платы.
Расчет арендной платы приводится в приложении N 4 к настоящему Договору.
2.2. Размер арендной платы подлежит изменению в соответствии с коэффициентами к ставкам платы, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" для соответствующего года.
2.3. Начисление арендной платы осуществляется со дня государственной регистрации настоящего Договора.
Начисление арендной платы осуществляется со дня подписания настоящего Договора.
2.4. Арендатор вносит арендную плату в сроки, предусмотренные приложением N 5 к настоящему Договору.
Первый платеж должен быть осуществлен в течение 30 дней, с даты подписания акта приема-передачи лесного участка.
В первый и последний год действия настоящего Договора арендная плата начисляется исходя из фактического количества дней аренды, годового размера арендной платы и количества дней в году.
До наступления очередного срока платежа Арендатор имеет право внести сумму, превышающую платеж, установленный приложением N 5 к настоящему Договору. В случае отсутствия задолженности разница между указанными платежами зачисляется Арендодателем в счет будущих платежей Арендатора.
Решением суда от 30 мая 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В апелляционной жалобе указывает, что договор содержит условие, позволяющее изменять размер арендной платы в зависимости от декларируемого объема древесины, что противоречит положениям статьи 74.1 Лесного кодекса РФ.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал изложенные в жалобе доводы.
Общество в отзыве на жалобу и представитель в судебном заседании просят апелляционную инстанцию решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Как следует из материалов дела, 22.06.2011 Департаментом лесного комплекса Тверской области (правопредшественник Министерства, арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 82.
В соответствии с 1.2 договора предметом аренды является лесной участок, в составе земель лесного фонда, площадью 19911,7 га, имеющий местоположение: Тверская область, Рамешковский район, Бежецкое лесничество Тверской области, Кушалинское участковое лесничество (по материалам лесоустройства Кушалинское лесничество) квартала 5, 9-29, 57-82, 85-106, в пределах кадастрового номера 69:00:00 00 00:0087 площадью 9038,0 га;
Северное Кушалинское участковое лесничество:
леса, ранее находившиеся во владении ОПК "Перелом" квартала 1-51 в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-441 площадью 5856 га;
леса, ранее находившиеся во владении ОКП "Ильич", 1-29 в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-443 площадью 4249 га;
леса, ранее находившиеся во владении ОКП "Путь Вперед" квартала 13-15, в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-444 площадью 203 га;
леса, ранее находившиеся во владении ОКП "им. Калинина" квартала 13 (кроме выд. 15-18, 30, 31, 34), квартала 14-16, в пределах кадастрового номера 69-69-01/027/2008-437 площадью 565,7 га.
Лесной участок предоставлен для использования в целях заготовки древесины, передан арендатору по акту приема-передачи, который является обязательным приложением к договору аренды лесного участка.
В пункте 1.5 Договора определен ежегодный разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом участке: по сплошным рубкам спелых и перестойных насаждений - 2,2 тыс. кбм.; по выборочным рубкам спелых и перестойных насаждений - 6,9 тыс. кбм., по рубкам поврежденных и погибших насаждений - 2,2 тыс. кбм. (Приложение N 3 к Договору).
Также, в указанном пункте отражено, что в случае изменения в установленном порядке ежегодного разрешенного объема заготовки на арендуемом участке, производится перерасчет объема заготовки древесины с момента изменения расчетной лесосеки.
Согласно пункту 2.1 договора годовая арендная плата на момент подписания договора составляет 1 562 840 руб.
Арендная плата устанавливается ежегодно на весь разрешенный объем заготовки древесины на арендуемом лесном участке, установленный приложением 3 к договору.
Ежегодно (под конец календарного года) производится инвентаризация расчетов по внесенным арендным платежам. Основанием для инвентаризации расчетов является поданная арендатором лесная декларация на весь ежегодный разрешенный объем использования. Допускается фактическое отклонение суммарного объема заготовки по поданным лесным декларациям от ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, возникающее в результате отвода и таксации лесосек (при ежегодном разрешенном объеме использования до 10,0 тыс. кбм. не более 5% от общего объема, более 10,0 тыс. кбм. не более 500 кбм.).
К лесной декларации должны быть приложены материалы отвода и материально-денежные оценки по всем заявленным в декларации лесосекам.
В случае если арендатор подал лесную декларацию не на весь ежегодный разрешенный объем заготовки древесины, то арендная плата складывается из суммы платежей, установленных за продекларированный объем заготовки, исходя из материально-денежной оценки лесосек, включенных в декларацию и платежей за оставшийся незадекларированный объем древесины до ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, которые устанавливаются исходя из сложившейся средней цены за кубометр древесины (с учетом цены за хвойную и лиственную древесину) по декларации (ям) текущего года.
Если, после инвентаризации внесенных платежей по арендной плате, фактическая сумма внесенных платежей будет отличаться от ранее рассчитанной арендной платы, арендатор либо производит доплату арендной платы в срок до 15 февраля следующего года, либо ему засчитывается переплаченная сумма в счет будущих платежей.
Размер арендной платы может изменяться в случае изменения ежегодного разрешенного объема использования лесов. В этом случае вносятся изменения в приложение 4 к договору.
В соответствии с пунктом 2.2 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов или за единицу площади лесного участка, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Федеральным агентством лесного хозяйства проведена проверка, по результатам которой выявлено, что по договорам аренды лесных участков, заключенных для заготовки древесины, имеется неполученный доход федерального бюджета по арендной плате (измененной дополнительными соглашениями и поступившей в федеральный бюджет), в частности:
- за 2016 в сумме 310429 руб.,
- за 2017 в сумме 153 544,53 руб.
Предписанием N 36/2018 от 02.11.2018 "Об устранении выявленных нарушений при исполнении органами государственной власти Тверской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, а также о привлечении должностных лиц, исполняющих обязанности по осуществлению переданных полномочий, в установленном порядке к дисциплинарной ответственности" указано на необходимость обеспечения устранения нарушений, допущенных при заключении договоров аренды лесных участков для заготовки древесины.
На основании вышеизложенного в адрес Общества было направлена претензия N 1206/04-04 от 01.03.2019 о начислении недополученного дохода в федеральный бюджет.
Неисполнение ответчиком требований претензии послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования Общества не подлежащими удовлетворению.
Апелляционный суд не находит оснований не согласиться с выводами суда.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правомерно исходил из следующих правовых норм и установленных обстоятельств дела.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции до 01.10.2015) при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
Частью 2.1 статьи 74 ЛК РФ (в редакции до 01.10.2015) было предусмотрено, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Федеральным законом от 29.06.2015 N 206-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования лесных отношений" (далее - Закон N 206-ФЗ) часть 2 статьи 74 ЛК РФ изложена в новой редакции, согласно которой при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам торгов изменение условий аукциона на основании соглашения сторон или по требованию одной из сторон не допускается.
Следовательно, данной нормой исключается применение положений гражданского законодательства в части условий и оснований изменения такого договора по требованию одной из сторон или на основании соглашения сторон договора.
При этом Законом N 206-ФЗ в ЛК РФ введена статья 74.1, согласно части 2 которой (в редакции, действовавшей на момент заключения дополнительного соглашения) изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 названного Кодекса.
В соответствии с частью 3 статьи 74.1 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Часть 2 статьи 74.1 ЛК РФ, в отличие от части 2 статьи 74 ЛК РФ (в редакции до 01.10.2015), не содержит указания на возможность изменения условий договора при наличии оснований, в ней приведенных, по соглашению сторон такого договора или по требованию одной из его сторон.
Напротив, из приведенных норм права следует, что ЛК РФ установлен запрет на изменение условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, по соглашению сторон или по требованию одной из сторон. Такое изменение может быть осуществлено только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Министерство мотивирует требования о внесении изменения в договор аренды лесного участка от 22.06.2011 N 82 их несоответствием нормам ЛК РФ.
Исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами (пункт 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По условиям пункта 2.1 договора аренды ежегодно (на конец календарного года) производится инвентаризация расчетов по внесенным арендным платежам. Основанием для инвентаризации расчетов является поданная арендатором лесная декларация на весь ежегодный разрешенный объем использования лесов. Допускается фактическое отклонение суммарного объема заготовки по поданным лесным декларациям от ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, возникающее в результате отвода и таксации лесосек (при ежегодном разрешенном объеме использования до 10,0 тыс. кбм. не более 5% от общего объема, более 10,0 кбм. не более 500 кбм.).
Стороны согласовали, что арендная плата складывается из суммы платежей, установленных на продекларированный объем заготовки, исходя из материально-денежной оценки лесосек, включенных в декларацию и платежей за оставшийся незадекларированный объем древесины из ежегодного разрешенного объема заготовки древесины, которые устанавливаются исходя из сложившейся средней цены за кубометр древесины (с учетом цены за хвойную и лиственную древесину) по декларации (декларациям) текущего года. Приведенное условие Министерством не оспаривается.
На основании указанных положений договора в период действия договора аренды была произведена материально-денежная оценка лесосек и инвентаризация расчетов по внесенным арендным платежам, составлены акты инвентаризации расчетов платежей за использование лесов в соответствующие периоды.
Составление акта инвентаризации расчетов платежей за использование лесов является исполнением одного из условий договора.
Расчеты по арендной плате произведены ответчиком за весь разрешенный объем древесины в полном соответствии с материально-денежными оценками лесосек, произведенными сторонами исходя из качества лесосек и видового состава древесины, и лесными декларациями, как это и предусмотрено договором.
Стороны не отрицают, что из актов инвентаризации расчетов по платежам за использование лесов ответчика по договору от 22.06.2011 следует, что обязательства по внесению арендной платы за спорный период прекращены Обществом надлежащим исполнением в соответствии с условиями договора.
Уплаченный ответчиком в спорный период размер арендной платы определен с учетом ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, определенных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310. Данное обстоятельство усматривается из двухсторонних актов инвентаризации расчетов по договору, и Министерством не оспаривается.
Суммарный объем оплаченной древесины соответствует объему ежегодной расчетной лесосеки (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 27 мая 2011 года N 191 "Об утверждении Порядка исчисления расчетной лесосеки") за спорный период с учетом условий договора, отражено в актах инвентаризации и не оспаривается Министерством.
Арендная плата была внесена ответчиком за весь разрешенный объем расчетной лесосеки, ее размер определен как произведение этого объема на установленный по результатам аукциона коэффициент. Материально-денежные оценки лесосек за спорный период не затрагивали объем расчетной лесосеки, учитывая лишь качественный состав древесины (вид, порода, толщина и пр.).
Таким образом, положения закона и условия договора при расчетах по арендной плате соблюдены сторонами в полном объеме.
Предлагаемые истцом изменения в договор аренды лесного участка не входят в перечень случаев, при наличии которых договор аренды может быть изменен.
Таким образом, ввиду недоказанности наличия оснований для внесения изменений в договор аренды лесного участка в судебном порядке путем возложения на ответчика обязанности по заключению дополнительного соглашения к договору суд правомерно отказал Министерству в удовлетворении иска.
Доводы, приведенные Министерством в жалобе, не опровергают законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не может служить основанием для отмены или изменения решения суда.
Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 30 мая 2019 года по делу N А66-4820/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Шадрина |
Судьи |
Ю.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А66-4820/2019
Истец: Министерство лесного хозяйства Тверской области
Ответчик: ООО "ЭКОЛЕСПРОМ"
Третье лицо: Федеральное агентство лесного хозяйства