03 декабря 2019 г. |
Дело N А05-16646/2018 |
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б, судей Алешкевича О.А., Кудина А.Г.,
рассмотрев 27.11.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по делу N А05-16646/2018,
установил:
Администрация муниципального образования "Няндомский муниципальный район", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1022901415954, ИНН 2918003087 (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением об оспаривании предписаний Северного межрегионального управления Государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, адрес: 163060, г. Архангельск, ул. Урицкого, д. 47, оф. 525, ОГРН 1172901008972, ИНН 2901287271 (далее - Северное МУГАДН, Межрегиональное управление) от 28.11.2018 N 126/1 и N 126/2.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район", адрес: 164200, Архангельская обл., г. Няндома, ул. 60 лет Октября, д. 13, ОГРН 1162901051356, ИНН 2918011391 (далее - Управление ЖКХ).
Решением суда от 04.04.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 18.09.2019, заявленные требования частично удовлетворены, пункты 4 и 5 предписания Северного МУГАДН от 28.11.2018 N 126/1 признаны недействительными, в удовлетворении остальной части заявления Администрации отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований (пункты 1, 2, 3, 6, 7 предписания от 28.11.2018 N 126/1 и полностью предписания от 28.11.2018 N 126/2) и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение (истолкование) судами норм материального права.
По мнению подателя жалобы, обязание Администрации устранить нарушения, поименованные в вышеуказанных пунктах предписания от 28.11.2018 N 126/1 нельзя признать основанным на требованиях действующего законодательства, поскольку лицом, ответственным за указанные в них нарушения должно выступать Управление ЖКХ, а оснований для выдачи предписания от 28.11.2018 N 126/2 не имелось ввиду отсутствия со стороны Администрации какого-либо нарушения.
Кроме того, по мнению заявителя, пункты 3 и 7 предписания от 28.11.2018 N 126/1 и предписание от 28.11.2018 N 126/2 не отвечают критерию исполнимости.
Представители Администрации, Управление ЖКХ и Северного МУГАДН, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке (в обжалуемой части).
Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании распоряжения от 29.10.2018 N 227-АТ Северным МУГАДН проведена плановая выездная проверка деятельности Администрации с целью выявления и пресечения нарушений нормативных правовых, нормативных технических актов, стандартов и норм, регламентирующих деятельность автотранспортного комплекса.
По результатам проверки составлен акт от 27.11.2018 в котором отражено следующее.
1) отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок содержания автомобильных дорог местного значения (нарушение частей 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; далее - Закон N 257-ФЗ, Закон);
2) отсутствуют нормативные акты, устанавливающие порядок ремонта автомобильных дорог местного значения (нарушение частей 1, 2 статьи 18 Закона N 257-ФЗ);
3) отсутствуют акты контрольных осмотров (обследований) состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения (нарушение пункта 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; далее - Закон N 196-ФЗ);
4) отсутствует муниципальный контроль за оценкой технического состояния автомобильных дорог местного значения (нарушение части 1 статьи 13, части 4 статьи 17 Закона N 257-ФЗ, пункта 2, подпункта "в" пункта 3, пункта 4 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного приказом Минтранса от 27.08.2009 N 150; далее - Порядок N 150);
5) не разработаны проекты организации дорожного движения (далее - ПОДД) на дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах Няндомского муниципального района (нарушение пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ, пунктов 21 - 23 Правил подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденных приказом Минтранса РФ от 17.03.2015 N 43; далее - Правила N 43);
6) отсутствует решение органов местного самоуправления об утверждении порядка установления и использования полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог местного значения (нарушение части 1 статьи 13, части 5 статьи 25, статьи 26 Закона N 257-ФЗ);
7) не утверждены решением органов местного самоуправления нормативы затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, а также правила расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения (нарушения части 3 статьи 34, части 6 статьи 4, части 11 статьи 13, части 3 статьи 34 Закона N 257-ФЗ);
8) ненадлежащее содержание остановочных пунктов, дорожной сети, мостов и других объектов транспортной инфраструктуры (дорожного хозяйства). Так на указателях остановочных пунктов не размещены: наименование остановочного пункта, номера маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, наименование конечного остановочного пункта каждого маршрута регулярных перевозок, расписание для всех маршрутов регулярных перевозок, в состав которых включен остановочный пункт, наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществление перевозок пассажиров и багажа (нарушение пунктов 15(б), 15(в), 15(г), 15(д), 15(ж) Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 N 112 (далее - Правила перевозок).
В целях устранения нарушений 28.11.2018 Северное МУГАДН выдало Администрации предписания N 126/1 и N 126/2.
Из предписания от 28.11.2018 N 126/1 следует, что Администрации следует до 31.05.2019 разработать и утвердить нормативные акты, устанавливающие порядок содержания автомобильных дорог местного значения (пункт 1); разработать и утвердить нормативные акты, устанавливающие порядок ремонта автомобильных дорог местного значения (пункт 2); организовать и провести контрольные осмотры (обследования) состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, (пункт 3); организовать муниципальный контроль за оценкой технического состояния автомобильных дорог местного значения (пункт 4); утвердить порядок установления и использования полос отвода и придорожных полос местного значения (пункт 5); утвердить решением органа местного самоуправления нормативы затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, а также правила расчета ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт содержание автомобильных дорог местного значения (пункт 6); остановочные пункты оборудовать указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров (пункт 7); об устранении выявленных нарушений сообщить Межрегиональному управлению (пункт 8).
Согласно предписанию от 28.11.2018 N 126/2, Администрации в срок до 27.12.2019 следует разработать ПОДД на дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах Няндомского муниципального района и представить Межрегиональному управлению в письменном виде информацию об устранении в полном объеме выявленных нарушений с приложением подтверждающих документов.
Не согласившись с вынесенными 28.11.2018 предписаниями, Администрация обратилась в арбитражный суд.
Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие у Северного МУГАДН в данном случае правовых и фактических оснований для выдачи предписания от 28.11.2018 N 126/1 (в части пунктов 1, 2, 3, 6, 7) и предписания от 28.11.2018 N 126/2.
Законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции в части удовлетворения заявленных Администрацией требований в рамках кассационного производства не обжалуется.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Выводы судов в обжалуемой части соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, часть 5 статьи 200, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям административного судопроизводства (статьи 198, 200, 201 АПК РФ).
В статье 20 Закона N 196-ФЗ закреплены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств.
По смыслу статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предписание выдается в случае установления при проведении контрольно-надзорным органом соответствующей проверки нарушений, в том числе юридическим лицом, обязательных требований действующего законодательства в целях их устранения.
Предписание об устранении нарушений обязательных требований представляет собой ненормативный правовой акт должностного лица, уполномоченного на осуществление государственного (муниципального) надзора, выявившего соответствующие нарушения, возлагающий на лицо, в деятельности которого эти нарушения установлены, обязанности по их устранению в определенные сроки.
Оценивая пункты 1 и 2 предписания от 28.11.2019 N 126/1 (разработать и утвердить нормативные акты, устанавливающие порядок содержания автомобильных дорог местного значения и порядок ремонта автомобильных дорог местного значения), суды пришли к следующим выводам.
Частью 2 статьи 17 Закона N 257-ФЗ определено, что порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Аналогичная норма применительно к порядку ремонта автомобильных дорог закреплена в части 2 статьи 18 данного Закона.
В силу части 6 статьи 4 Закона N 257-ФЗ на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Таким образом, указанными положениями Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что применительно к порядку содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения такой порядок устанавливается, в том числе и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 34 Закона N 131-ФЗ исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Как следует из части 1 статьи 22 Устава муниципального образования "Няндомский муниципальный район" (далее - Устав), структура органов местного самоуправления включает в себя: Собрание депутатов Няндомского района - представительный орган Няндомского района; главу Няндомского района - высшее должностное лицо Няндомского района; администрацию Няндомского района - исполнительно-распорядительный орган Няндомского района; контрольно-счетную палату Няндомского района - контрольно-счетный орган Няндомского района.
Как следует из акта проверки, в нарушение названных положений органом местного самоуправления (Администрацией) порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения контролирующему органу не представлен.
Ссылка Администрации на то, что данные вопросы отнесены к компетенции Управления ЖКХ, прямо противоречит пункту 1 Положения об Управлении ЖКХ (утверждено решением Собрания депутатов МО "Няндомский муниципальный район" от 07.12.2015 N 92), из которого следует, что Управление ЖКХ является органом Администрации, обеспечивающим реализацию полномочий в области строительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта.
Так задачами и функциями Управления ЖКХ, в частности, являются развитие систем инженерного, транспортного обеспечения на территории муниципальных округов "Няндомский муниципальный район" и "Няндомское"; реализация государственной политики в вопросах содержания автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов, а также между населенными пунктами; создание условий для предоставления транспортных услуг населению, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Таким образом, к функциям Управления ЖКХ (зарегистрированного в качестве юридического лица в 2016 году) не отнесено право на издание правовых актов от имени муниципального образования, в том числе акты регламентирующие вопросы содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения.
С учетом изложенного, суд округа соглашается с выводом судов о правомерности пунктов 1 и 2 предписания, а равно возложения обеспечения их исполнения на надлежащее лицо - Администрацию.
Пунктом 3 предписания на Администрацию возложена обязанность организовать и провести контрольные осмотры (обследования) состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения. Признавая за Администрацией означенную обязанность, суды обоснованно согласились с доводами Северного МУГАДН.
Пунктом 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.
В соответствии со статьей 2 этого Закона к обеспечению безопасности дорожного движения относится деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ).
В силу статьи 17.1 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Указанная норма корреспондируется с частью 1 статьи 9 Устава, согласно которой органы местного самоуправления Няндомского района организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами Няндомского района, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Архангельской области.
Органом, уполномоченным на осуществление муниципального контроля, является Администрация Няндомского района (часть 2 статьи 9 Устава).
Вывод о том, что именно Администрация является лицом, ответственным за организацию и проведение контрольных осмотров (обследований) состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения сделан судами на основании статьи 2, пункта 4 статьи 6, пункта 1 статьи 12 Закона N 196-ФЗ во взаимосвязи с положениями статьи 9 (частей 1 и 2) Устава.
Довод Администрации о том, что в оспариваемом предписании отсутствует перечень автомобильных дорог, относительно которых необходимо организовать и провести контрольные осмотры (обследования) состояния дорог техническим регламентам (как основание неисполнимости предписания), подлежит отклонению как несостоятельный, поскольку из материалов дела следует, что такой контроль Администрацией вообще не проводился, какие-либо акты осмотра (обследования) состояния дорог не предъявлены.
Следовательно, при отсутствии какого-либо контроля состояния дорог, неуказание перечня автомобильных дорог, расположенных в подведомственном Администрации муниципальном районе на которых он необходим, не свидетельствует о невозможности исполнения предписания.
Доводы Администрации об отсутствии у Северного МУГАД полномочий на проведение контрольных мероприятий противоречат положениям пункта 11 и пункта 27.1 Положения о МУГАДН, утвержденном приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 27.06.2017 N ВБ531фс, из которых следует, что МУГАДН осуществляет функции по контролю и надзору в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения) и дорожного хозяйства на территории Архангельской области и Ненецкого автономного округа, Республики Коми, Республики Карелия, Мурманской области; МУГАДН с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право проверять в установленном порядке юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства дорожную, перевозочную и иную связанную с транспортным процессом деятельность.
Как было указано выше, органам местного самоуправления предоставлено право в пределах своих полномочий издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности (пункт 6 статьи 4 Закона N 257-ФЗ).
Так согласно части 11 статьи 13 и части 3 статьи 34 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что в муниципальном округе "Няндомский муниципальный район" утверждена муниципальная программа "Строительство, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения на 2016 - 2021 годы" (в редакции постановления от 09.11.2018 N 43), согласно паспорту которой, определен общий объем финансирования по годам, источники финансирования, исполнители и ожидаемые результаты.
Однако, данной программой не утверждены нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, т.е. требования, изложенные в пункте 5 оспариваемого предписания являются правомерными. При этом, утверждение Администрации о неистребованности в ходе проверки данной программы контролирующим органом не будет иметь принципиального значения ввиду вышеуказанной неполноты необходимых для утверждения нормативов и правил расчета.
Суд округа также находит правильным вывод судов о законности возложения на органы местного самоуправления муниципальных районов обязанности по оборудованию остановочных пунктов указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров (пункт 6 предписания).
Поименованные в пункте 6 предписания требования о необходимости оборудовать остановочные пункты указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров сделаны судами с учетом положений пункта 14 Правил перевозок, статьи 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и пункта 3 части 5 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 443-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области организации дорожного движения относятся установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Органы местного самоуправления осуществляют свои полномочия в области организации дорожного движения непосредственно или через уполномоченные ими подведомственные организации (часть 1 статьи 8 Закона N 443-ФЗ).
В силу вышеуказанных положений, обязанность по оборудованию остановочных пунктов указателями, определяющими место остановки транспортного средства для посадки (высадки) пассажиров законодательно возложена на органы местного самоуправления муниципальных районов.
Поскольку документы, свидетельствующие о том, что Администрацией и Управлением ЖКХ соответствующая работа проведена или проводится, ни в ходе проверки, ни суду не представлены, указанные в пункте 6 предписания требования являются обоснованными.
Судом при рассмотрении настоящего спора обоснованно принято во внимание, что одним из основных принципов безопасности дорожного движения на федеральном, региональном, муниципальном и межотраслевом уровнях является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении и именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению дорожной деятельности муниципального района, осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, организации дорожного движения и обеспечению безопасности дорожного движения на них.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно отказал администрации в признании недействительным пунктов 1, 2, 3, 6, 7 предписания от 28.11.2018 N 126/1.
Из предписания от 28.11.2018 N 126/2 следует, что Администрации в срок до 27.12.2019 необходимо разработать ПОДД на дороги местного значения вне границ населенных пунктов в границах Няндомского муниципального района, в соответствии требованиями пунктов 21 - 23 Правила подготовки проектов и схем организации дорожного движения, утвержденные приказом Минтранса России от 17.03.2015 (далее - Правила N 43), пункта 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также организация и обеспечении безопасности дорожного движения на них. Аналогичная норма содержится в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона N 443-ФЗ.
При этом, к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (часть 10 статьи 6 Закона N 257-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 16 Закона N 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.
Комплексные схемы организации дорожного движения разрабатываются в целях формирования комплексных решений об организации дорожного движения на территории одного или территориях нескольких муниципальных районов, городских округов или городских поселений либо их частей, имеющих общую границу, реализующих долгосрочные стратегические направления обеспечения эффективности организации дорожного движения и совершенствования деятельности в области организации дорожного движения (часть 1 статьи 17 Закона N 443-ФЗ).
Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 1 статьи 18 Закона N 443-ФЗ).
В соответствии с частью 9 статьи 18 Закона N 443-ФЗ проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения.
Требования к проектам и схемам организации дорожного движения устанавливают Правила N 43, действие которых распространяется на дороги, а также территории общего пользования, предназначенные для перемещения транспортных средств и (или) пешеходов.
Документального подтверждения отсутствия дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Няндомского муниципального района Администрацией не представлено, данный довод был предметом исследования судом первой инстанции и правомерно отклонен.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший. Обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд (часть 1 статьи 65 АПК РФ).
В отсутствие надлежащих доказательств, требование, указанное в предписании Межрегионального управления от 28.11.2018 N 126/2, также является основанным на нормах действующего законодательства.
Поскольку материалы дела исследованы судами полно и всесторонне, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Предписания Северного МУГАДН в обжалуемой Администрацией части соответствуют закону и не нарушают ее права и законные интересы в экономической сфере.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.04.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2019 по делу N А05-16646/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования "Няндомский муниципальный район"- без удовлетворения.
Председательствующий |
Л.Б. Мунтян |
Судьи |
Л.Б. Мунтян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.